Введение
1. Теоретические основы профессиональной компетентности персонала
- Понятие и виды компетенций
- Матрица компетенций
2. Процедура оценки персонала с применением модели компетенций
- Оценка персонала на основе модели компетенций:
- Методы оценки компетенций
- Принятие кадровых решений по итогам оценки персонала
Заключение
Список литературных источников
Прием на работу осуществляется на основании пакета документов, который установлен законом. Данные документы подтверждают личность, наличие квалификации и опыта работы, но не дают представление об имеющихся компетенциях, знаниях и навыках. Оценка персонала с применением модели компетенций позволит выявить уровень компетенций, наличие определенных знаний, навыков, умений и личностных качеств, а также способность ими пользоваться. Поэтому тема курсовой работы «Компетенции работников и процедура проведения их оценки, использование полученных результатов» является актуальной.
Предмет курсовой работы – процедура оценки персонала с применением модели компетенций.
Объект работы – персонал организаций.
Целью курсовой работы является изучение процедуры оценки персонала с применением модели компетенций.
Задачи: 1. Ознакомление с понятием «компетенции персонала»;
2. Ознакомление с понятиями «матрица компетенций» и «модель компетенций» и изучение технологии их построения;
3. Изучение процедуры проведения оценки компетенций работников.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и виды компетенций
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. [11]
Существуют различные классификации видов компетенций персонала. Рассмотрим некоторые из них.
- I. Виды компетенций персонала:
- Приобретенные – знания и умения, приобретенные на работе, а также в ходе обучения и повседневной деятельности.[12] Данный вид компетенций можно оценить, использую метод тестирования способностей.
- Природные – базовые качества личности (экстраверсия/интроверсия, эмоциональная стабильность/тревожность, приятность/цинизм, добросовестность/спонтанность).[12] Данный вид компетенций оценивается с помощью личностных тестов.
- Адаптивные – набор качеств, позволяющих индивиду достигать цели в новой рабочей среде.[12] Адаптивные компетенции можно оценить, как и природные компетенции, с помощью личностных тестов.
- II. Классификация видов компетенций по уровням:
- Корпоративные (или ключевые) — компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности компании, и, как правило, применимы к любой должности в организации.[12]
Ключевые компетенции включают в себя деловые и личностные качества, которые должны быть присущи каждому сотруднику компании. Нередко перечень ключевых компетенций можно встретить в презентационных и информационных материалах компаний.
- Управленческие — компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. [12]
Управленческие компетенции включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых руководителям для успешного достижения бизнес-целей.
- Специальные компетенции, включающие в себя профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.
III. Компетенции подразделяются на:
- Простые, имеющие единый перечень индикаторов поведения (стандарты знаний, умений и навыков, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией);
- Детализированные, которые состоят из нескольких уровней, количество которых определяется целями использования модели компетенций;
- Пороговые, включающие в себя знания и характеристики поведения, необходимые для допуска к выполнению работы;
- Дифференцирующие – вид компетенций, содержащий знания и характеристики поведения, которые позволяют отличать наилучших работников от средних (плохих) работников.
1.2. Матрица компетенций
Матрица компетенций персонала – это набор моделей компетенций, для сотрудников компании, в которой отображается набор компетенций для конкретных должностей, а так же необходимый уровень компетенции для успешного выполнения функционала данной должности. [13]
Модель компетенций – это набор компетенций, который необходим организации для решения стоящих перед ней задач или работнику для выполнения определенной работы. [12]
Элементы модели компетенций:
- Кластера компетенций - наборы тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке);
- Компетенции;
- Уровни компетенций, которые обычно применяются для создания моделей под конкретные должности из общих моделей отделов или дирекций;
- Индикаторы поведения.
Эффективная модель компетенций должна соответствовать следующим стандартам:
1.актуальность для сотрудников компании;
2 понятность;
- справедливость ко всем сотрудникам, которые будут по ней оцениваться;
- отсутствие пересекающихся индикаторов поведения;
- учет возможных изменений в организации.
Этапы создания моделей компетенций:
- постановка цели;
- планирование проекта создания моделей;
- определение участников проекта по разработке моделей компетенций;
- выбор методологии разработки компетенций;
- выбор методики сбора информации;
- сбор необходимой информации;
- анализ информации и разработка моделей компетенций;
- проверка валидности моделей компетенций;
- запуск моделей в работу.