Курсовая работа|Социальная работа

Профориентация молодых инвалидов по слуху в Иркутской области

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ

1.1 Занятость и социальная поддержка инвалидов в России

1.2 Анализ мирового и российского опыта трудоустройства людей с ограниченными возможностями и инвалидов

1.3 Особенностей профориентации инвалидов с нарушением слуха

ГЛАВА 2 ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Общая характеристика проектного решения

2.2 Организационно-экономическое обоснование проекта

2.3 Ожидаемые результаты проектного решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы.  Инвалидами считаются люди с нарушениями здоровья, они есть в каждой стране. Обязанность государства – забота о них. Ведётся ежегодный подсчёт статистики инвалидности для обеспечения социальной поддержки и медицинской помощи. В зависимости от общего количества определяется социальная политика государства.

Отмечено, что с 2012 по 2020 количество инвалидов в России уменьшилось. Такие изменения связаны с улучшением качества медицины, условий труда и общего уровня жизни. В статистике инвалидности по России на 2020 год отмечено, что больше всего со 2 категорией – около 50% от общего числа. 37% приходится на 3-ю и 12% на 1-ю. Эта статистика включает лица, которые состоят на учёте и получают пенсию[21].

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает «ненужными» огромное количество людей.

Профессиональное самоопределение является главным условием для выбора работы и удовлетворения от её выполнения. Важной особенностью актуальной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки учеников к сознательному выбору профессии, где с одной стороны должны учитываться индивидуальные особенности человека и его потребности, а с другой рынок труда. Система профориентации в России имеет большой опыт. Но в связи с многогранностью мира людей система профориентации должна совершенствоваться и развиваться, быть ориентированной и на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Тема профориентации лиц с ОВЗ всегда была актуальна для специальной педагогики. В частности, в сурдопедагогике проводились исследования трудового обучения и профориентации детей с нарушениями слуха: Т.Г. Богданова, Э.Л. Бурменко, А.П. Гозовой, О.Г. Гонца, П. Еремина, А.И. Иваницкого, В.Ф. Матвеева, Г.Н. Пенина, К.И. Туджанова и др., которые показали, что без проведения профориентационной работы с учениками, имеющими нарушения слуха, дальнейшая социализация в общество будет затруднена.  

Объект исследования – дети и подростки с нарушениями слуха.

Предмет исследования – профориентационная работа с данной категорией детей.

Цель исследования заключается в разработке проектного решения по профориентации молодых инвалидов по слуху в Иркутской области.

В соответствии с поставленной целью разработаны следующие задачи исследования:

  1. Охарактеризовать занятость и социальную поддержку инвалидов в России.
  2. Проанализировать особенности трудоустройства и организации работы инвалидов.
  3. Рассмотреть особенности профориентации инвалидов с нарушением слуха.
  4. Разработать проектные решения по оказанию профориентационных услуг детям и подросткам с нарушениями слуха: представить общую характеристику проекта; рассчитать экономическую базу проекта; сформулировать ожидаемые результаты реализации проекта.

В исследовании использовались методы системного, структурно-функционального анализа, эмпирические методы сбора социологической информации (анализ документов, вторичный анализ результатов социологических исследований по данной теме).

Практическая значимость полученных выводов заключается в разработке проектного решения по оказанию профориентационных услуг детям и подросткам с нарушениями слуха.

Структура работы: данная проектная работа содержит введение, две главы, содержащих шесть параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ

1.1 Занятость и социальная поддержка инвалидов в России

Инвалидность является биологической и медицинской, социальной и юридической проблемой. Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности.

В мире более одного миллиарда людей (15% населения) страдают различными формами инвалидности. По данным исследования ВОЗ, 785 млн человек в возрасте от 15 лет и старше живут с инвалидностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи со старением населения и увеличением числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, напрямую связанными с инвалидностью: диабетом, кардиоваскулярными болезнями, ментальными расстройствами и др. [17].

В мире наблюдается устойчивая тенденция роста численности инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последние 40 лет она выросла на 5%, достигнув 15% (прил.1).

По данным 2019 года в России проживает около 12 миллионов инвалидов (прил.2).

Помимо общего количества инвалидов, важным показателем является их численность на 1 тысячу населения страны и процент от общего количества населения. Доля инвалидов в общей численности населения в России, по данным Росстата, на начало 2019 года составляла 8,1%. В 2020 году с показателем 9,3% Россия занимала 10 место среди стран Европы (прил.3).

Медицинская энциклопедия объясняет инвалидность как стойкое, продолжительное или постоянное, нарушение трудоспособности, вызванное хроническим заболеванием или патологическим состоянием [5].

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.08.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  приводит следующее определение инвалидности: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [1].

Инвалид – это человек, у которого нарушена работа основных функций организма. Это могут быть патологические изменения или хронические недуги, которые привели к каким-нибудь отклонениям [9].   

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [13].  

С правовой точки зрения инвалидность – это определенное состояние человека, при котором невозможно осуществление физической, умственной или психической деятельности. Процедура установления инвалидности в России осуществляется соответствующими органами, в частности медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), и несет в себе не только медицинское, но и юридическое значение, давая человеку, который не может осуществлять частично или полностью трудовую деятельность, право на получение ряда социальных льгот и пенсионной выплаты [13]. 

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха, обаяния или осязания; психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.

3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени [9].  

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным работам. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения (прил.4).

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением профориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации» при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности [7]. 

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:

  1. Профориентация;
  2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
  3. Обучение или переобучение;
  4. Повышение квалификации;
  5. Содействие трудоустройству;
  6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
  7. Профессионально-производственная адаптация[7].

Таким образом можно сделать вывод: инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ. – Доступ из справ. Правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети Науч. б-ки Иркут. гос. ун-та.
  2. Демина Э. Н. Социальная реабилитация инвалидов / Э. Н. Демина // Метод. пособие. – Санкт-Петербург, 2017. – 68 с. : ил. Библиогр.: с. 53–57.
  3. Демченко Ю. И. Сущность реализации и методов социальнокультурной реабилитации молодых инвалидов / Ю.И. Демченко // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 1879-1881.
  4. Павленок П. Д. Основы социальной работы– 4-е изд. испр. и доп. / П. Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 428 с. : ил. Библиогр.: с. 193–207.
  5. Тимошенко Е. И. Технология социальной реабилитации инвалидов в центре социального обслуживания / Е. И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С. 47-52.
  6. Холостова Е. И. Социальная работа: от идеи до практики Хрестоматия по трудам / Е. И. Холостова, Е. Г. Студёнова, И. В. Мартумова // Издательско торговая корпорация «Дашков и К°». –  – 1000 с. : ил. Библиогр.: с. 203–207.  
  7. Ерохин Ю.С. Технология социальной работы: История и современность [Электронный ресурс] / Ю.С. Ерохин. – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL:https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D19184254 (дата обращения: 20.11.2021).
  8. Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: https://dislife.ru/articles/view/14505 (дата обращения: 18.11.2021).
  9. Как улучшить качество повседневной жизни для человека с инвалидностью [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: https://ru.wikihow.com/ (дата обращения: 29.11.2021).
  10. Количество инвалидов в России и размер ЕДВ [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (дата обращения: 29.11.2021).
  11. Критерии нуждаемости [Электронный ресурс]. – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: http://base.garant.ru/18540266/ (дата обращения: 24.11.2021).
  12. Максимов Е. Инновационные технологии социальной работы [Электронный ресурс] / Е. Максимов. – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: http://hr-portal.ru/article/innovacionnye-tehnologii-socialnoy-raboty (дата обращения: 26.11.2021).
  13. Минтруд назвал число инвалидов в России [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL:   https://www.interfax.ru/russia/686454 (дата обращения: 29.11.2021).
  14. Некоммерческие организации инвалидов [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: http://base.garant.ru/18540266/ (дата обращения: 29.11.2021).
  15. Сопровождение инвалидов [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: http://kcson38.ru/kompleksnoe-soprovozhdenie-invalidov-i-chlenov-ih-semey/ (дата обращения: 30.11.2021).
  16. Центр ресурсного сопровождения социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: https://irkobl.ru/sites/society/помощь%20НКО/ (дата обращения: 30.11.2021).
  17. Сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» [Электронный ресурс] – Электрон. Версия печат. Публик. . – Систем. Требования: Adode Acrobat Reader/ - URL: https://perspektiva-inva.ru (дата обращения: 03.11.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское