ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.2 Понятие, сущность и характеристика физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации
1.3 Особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ ДС № 338 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА)
2.1 Содержание физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга
2.2 Разработка системы мероприятий по повышению качества физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга
2.3 Оценка результативности физкультурно-оздоровительной работы МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических изъянов.
Отдельное внимание заслуживает здоровье подрастающего человека. Это является не только социальной проблемой, но и нравственной. Ребёнок должен уметь не только быть здоровым, но и в будущем сам должен воспитывать здоровых детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность именно из-за того, что сейчас здоровье детей и подростков вызывает тревогу. Так, по данным медицинских исследований, в детских садах и школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос в 2,5 раза. В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что: «физическое развитие включает в себя формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, физической активности, закаливании, в формировании положительных привычек и т.д.).
В дошкольных учреждениях задачи физкультуры решаются в различных формах: физкультура, утренние упражнения, закаливание, физические упражнения, игры на свежем воздухе, прогулки, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
Предмет исследования: организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: дети старшей группы в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: проанализировать особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшей группы в дошкольной образовательной организации (на примере МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга).
Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ научных источников в аспекте проблемы исследования и выявить педагогические условия, оказывающие влияние на организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшей группы в условиях ДОО.
- Рассмотреть понятие, сущность и характеристику физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
- Выявить особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
- Проанализировать содержание физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга.
- Разработать систему мероприятий, направленных на повышение качества физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга.
- Оценить результативность физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбурга.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования, направленные на организацию взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной работы таких авторов, как Е.Н. Агеева, Е.Ю. Акимова, С.В. Боброва, Л.А. Гладских, М.Ю. Золотова, М.Н. Лялина, В.А. Мануйлова, Е.В. Семенова, Е.И. Сухова, Г.Х. Шишигина и др.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сравнение и обобщение научной литературы); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); методы обработки эмпирических данных (количественный и качественный анализ).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования была разработана системы мероприятий по повышению качества физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная системы мероприятий, предложенных в работе может быть использован в практической деятельности дошкольных образовательных организаций.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 338 г. Екатеринбург.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек, педагоги, родители воспитанников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая и важнейшая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Именно поэтому крайне важно организовывать процесс физического воспитания с самого раннего детства, так как это дает возможность организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоничное развитие личности.
Сохранение детского здоровья является одним из важнейших задач, которые ставят перед собой не только родители, но и ДОО. Ставится задача не только сохранить, но и укрепить и улучшить состояние здоровья детей, посещающих дошкольные организации. Именно поэтому в таких организациях предъявляются высокие требования к специалистам [17].
Довольно обширный круг врачей и педагогов проводили работы в сфере здоровья детей и их физической культуры. Самый первый академик России, введший такое понятие, как «физическое воспитание», - А. П. Протасов. Понятие было введено этим профессором анатомии еще в конце XVIII в. В своих работах он обосновал, что движения в жизни являются острой необходимостью для сохранения здоровья.
Здоровье физическое рассматривается в следующих аспектах:
- Медицинское определение – представляет собой развитие, рост органов, систем организм, основу которого составляют функциональные, морфологические резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
- Педагогическое определение выражается в развитом мышлении, сознании, внутренней и моральной силе, побуждающей к созидательной деятельности [31].
Здоровье – есть естественное состояние организма, которое отлично его балансом с внешней средой без наличия любых болезненных изменений. Данное состояние имеет огромное количество определений. Оно определяется сочетанием биологических (приобретенных и наследственных) факторов с факторами социального характера. Последние оказывают важнейшее значение в возникновении и развитии недугов, а так же в поддержании здоровья. Важность настолько высока, что в устав Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) была внесена запись: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Лекция «Основы здорового образа жизни»].
Социальная полноценность человека, однако же, не всегда совпадает с его биологическим здоровьем, в связи с чем, настолько широкое определение здоровья можно признать довольно спорным.
При определении данного понятия учитывается сочетание географических и климатических условий, половые и возрастные факторы, биохимические, физиологические, клинические и антропометрические данные, поэтому и само понятие «здоровье» можно назвать несколько условным [15].
Проблемы физического воспитания в нашей стране во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в работах выдающихся русских педагогов и ученых.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И. Пирогов. Особая его заслуга заключается в том, что в некоторых своих работах он впервые заговорил о необходимости введения в образовательных учреждениях научно оправданной системы физического воспитания, которой на тот момент в России не существовало.
Неоценимый и огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. В научной системе физического воспитания в России он признан основоположником.
Идеи П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Так же, он указывал на важность взаимодействия семьи и детского сада, знакомил педагогов с взаимосвязью организации жизни ребенка, режимом дня и закономерностями высшей нервной деятельности, выявленными Сеченовым И. М. и Павловым И. П. До настоящего времени не утратил своего значения и его фундаментальный труд «Дошкольный возраст» [Лекция «Основы здорового образа жизни»].
Углубила педагогические взгляды Лесгафта П. Ф. и Гориневского В. В. доктор медицины и профессор Чулицкая Л. И., которая, в свою очередь, опиралась на психологические и анатомо-физические нормы обучения и воспитания.
Создала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста, продолжая работу своих предшественников и Е.Г. Леви-Гориневская, а А.И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию.
Особую роль в развитии физического воспитания дошкольников сыграл Н.А. Метлов. Он написал свыше ста тридцати работ в областифизического воспитания. Среди важнейших его трудов следует отметить и «Утреннюю гимнастику в детском саду». Он написал учебник для педучилищ «Методика физического воспитания», а также книгу для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку» [19].
Выдающийся педагог А.В. Кенеман заняла так же особое почетное место среди специалистов в сфере физического воспитания. Она разработала научную основу и значительно углубила подходы к физическому воспитанию. Обучение двигательным действиям занимало в ее работах большое место. Особая ее заслуга и в том, что она подарила нам учебник «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», изданный в соавторстве Д.В. Хухлаевой.
Значительный вклад в теорию и практику физического воспитания внесла Д.В. Хухлаева. Ею написаны работы по формированию двигательных навыков у детей, разработаны методы и приемы обучения метанию, созданы программы и методические пособия. Значительную роль в разработке методики физического воспитания ребенка сыграли методисты М.Ф.Литвинова, Т.Ф. Саулина и др.
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе которого детей знакомят с наиболее рациональными способами выполнения движений, оказывающих положительное влияние на работу всех органов и систем [Лекция «Основы здорового образа жизни»].
Таким образом, здоровье – есть естественное состояние организма, которое отлично его балансом с внешней средой без наличия любых болезненных изменений. Данное состояние имеет огромное количество определений. Оно определяется сочетанием биологических (приобретенных и наследственных) факторов с факторами социального характера. Последние оказывают важнейшее значение в возникновении и развитии недугов, а так же в поддержании здоровья. Оздоровительная физкультура в дошкольном возрасте – это элемент оздоровительной системы. Характер ответных реакций дошкольника, возрастной период детства и физиология являются важными критериями при подборе физических упражнений в ходе образовательной деятельности. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях проявляет лечебный эффект.