Введение
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕМЫ ЛЮБВИ
В МИРОВОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Тема любви в произведениях зарубежных писателей
1.2 Развитие темы любви в русской литературе
ГЛАВА 2. Бунин и Куприн о любви
2.1. Концепция любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
2.2. Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали ещё с античных времён, на всех языках мира. О любви писали раньше, пишут сейчас и будут писать в будущем. Любовь, как говорится, не стареет.
Любовь бывает разной - страстной, нежной, расчётливой, жестокой, неразделённой… Любовь - это великое чувство, его нельзя потрогать или одолжить, его можно только прочувствовать каждой клеточкой своего тела. Как говорил Блок, «только влюблённый имеет право на звание человека». Я думаю, что любовь должна быть, непременно, бескорыстной.
Понимание любви как высшей силы, соединяющей божественное с человеческим, характерно для литературы XX века. Можно утверждать, что целостную концепцию жизни писатели во многом определяли через постижение сущности любви. Прежде всего, это устремление выразилось в прозе А. Куприна и И. Бунина. Писателей привлекала не столько история отношений любящей пары или развитие ее психологического поединка, сколько влияние пережитого на постижение героем себя и всего мира. Поэтому событийная канва в их произведениях предельно упрощена, а внимание сосредоточено на мгновениях прозрения, поворотных внутренних состояниях персонажей.
Тема любви - вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь - это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Подобно всем другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место, ее «удельный» вес ничуть не меньше, нежели во французской или английской литературах. Хотя «любовные истории» в чистом виде в русской литературе встречаются не так уж часто, чаще любовный сюжет отягощен побочными линиями и темами. Однако реализация данной темы в различных текстах, принадлежащих русской классической литературе, отличается большим своеобразием, резко отличающим ее от всех других литератур мира.
Любовь в русской литературе почти всегда принадлежит области драматического и очень часто - трагического пафоса, но крайне редко история отношений мужчины и женщины - в прозе ли, в поэзии - дает повод для веселья. Счастливый конец, любимый многими зарубежными писателями и порой допускаемый даже Бальзаком, в русской литературе не просто отсутствует, он ей чужероден. Все знаменитые любовные истории русской классики, от «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина до «Темных аллей» И.А. Бунина протекают весьма напряженно и заканчиваются очень плохо.
У А.И. Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо - пороки и низменные желания. Множество писателей в своих книгах проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пытается по-своему объяснить любовь, внести лепту в ее определение. Для Бунина любовь - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллионов. К сожалению, сейчас все реже можно встретить большую пламенную любовь между мужчиной и женщиной. Люди перестали преклоняться и благоговеть перед ней. Любовь стала обыденным, повседневным чувством.
Актуальностью темы данной работы является исследование концепции любви в период развития модернизма на примерах рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет. У любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении свой свет, своя печаль, свой излом и свое благоухание.
Цель работы – раскрыть особенности темы любви в повести А. И.Куприна «Гранатовый браслет» и рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»;
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризоватьосновные тенденции развития темы любви в мировой и русской литературе;
- раскрыть особенности понимания этого чувства разными авторами;
- раскрыть разные стороны любви.
Объект исследования – рассказы А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и И.А. Бунина «Чистый понедельник».
Предмет исследования – тема любви в произведениях русских писателей рубежа XIX –XX вв.
Практическая значимость работы определяется исследованием концепции любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник».Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.