Курсовая работа|Педагогика

Развитие познавательных интересов учащихся

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 49

Введение 
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики
1.1. Анализ использования в активных методах обучения и сущностные характеристики познавательных интересов  на уроках информатики                              
1.2. Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения учащихся  на уроках информатики 
Глава 2. Методические основы развития познавательных интересов учащихся  посредством использования активных методов обучения на уроках информатики
2.1. Педагогические условия использования активных методов обучения для развития познавательных интересов                                                                     

2.2. Разработка технологической  карты урока

Заключение                
Список литературы                                                                               

В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (ИНТЕРЕСОВ) обучающихся.

Информатика – это метапредмет, и каждая тема в нем сама по себе уже на уровне содержания способствует формированию интересов. Информатика способствует в первую очередь формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются в интересов только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей деятельности.

Согласно ФГОС ООО, содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе интересов, направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование интересов) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.

На современном этапе развитие познавательных интересов рассматривают такие ученые как М.А., Бантова Д.Б. Эльконин и другие. Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдов позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных ИНТЕРЕСОВ зависит от способа организации специальной развивающей работы. Л.С. Секретарева пишет о том, что развитие интересов создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей. Е.В.Барсукова говорит о том, что на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.

С.П. Ожигина считает, что моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для многих целей:

– для изучения моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке;

– для построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются сложными для изучения.

На основе проведенного анализа работ ученых по развитию познавательных интересов  на уроках математики можно сделать вывод, что есть необходимость более подробно рассмотреть средства их развития у младших школьников на примере решения текстовых задач.

Познавательные интересов включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических интересов  становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.

В процессе формирования интересов школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.

Объектом работы выступают образовательные технологии, способствующие формированию познавательных интересов.

Предмет исследования -  активные методы обучения, используемые на уроках информатики для формирования познавательных интересов.

Методологической базой работы признаны методы сравнительного анализа, индукции, дедукции и наблюдения.

Целью работы планируется изучение поставленного вопроса.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ развития познавательных интересов учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики;
  2. Рассмотреть особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения интересов учащихся на уроках информатики:
  3. Рассмотреть педагогические условия использования активных методов обучения для развития познавательных интересов;
  4. Составить конспект уроков для развития познавательных интересов.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  развития  познавательных ИНТЕРЕСОВ учащихся  посредством использования активных методов обучения на уроках информатики

1.1.Анализ использования в активных методах обучения  и сущностные характеристики познавательных интересов   на уроках информатики

Активные методы обучения  – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данным были получены также американскими и российскими исследователями.

Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения.

Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Конечно, мало кого могут устроить 5-10% эффективности усвоения учебного материала, свойственные традиционным формам обучения – лекции и чтению учебника. Активные методы о позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Еще в Концепции модернизации образования на период до 2010 года было сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Этот тезис поддержали и новые ФГОС. Освоение АМО позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени. 

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие интересов.

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2011.- 389с.
  2. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Просвещение, 2013.- 486с.
  3. Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2012.-102 с.
  4. Б.С.Волков. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2014. - 142 с.
  5. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  6. Выготский Л.С. Психология познания Издательство «Эксмо», 2012 . - 32с.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.[Текст]/Л.С.Выготский// Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 2014.
  8. Выготский, Л.С. Мышление и речь.[Текст]/Л.С.Выготский// Собр. соч. Т. 2.- М.: Педагогика, 2014.
  9. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк., 2012, №1. – 319с.
  10. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 2011. - 319 с.
  11. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителями, учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2014. - № 2. - 57-62с.
  12. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2013.- 55с.
  13. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 2014. – 84с.
  14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения / В.В.Давыдов. – Томск: Пеленг, 2013. С.63
  15. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения - М.: Просвещение, 2012.- 258с.
  16. Дейкина А.Ю. Сущность и проблемы изучения познавательного интереса [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002. - 278-279с.
  17. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения - М.: Просвещение, 2012.- 345с.
  18. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2012.- 349с .
  19. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2013.  – 49с.
  20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2012. – 70с.
  21. Занько С.Ф.. Игра и ученье - Ноябрьск, 2011. -  422с., 286с.
  22. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2012-  190с.
  23. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа.-2014г.-№ 2. -  96-101с.
  24. Иванова Н.В. Методика применения проектной в начальной школе/ Начальная школа. 2014. №2. – 125с.
  25. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б.Ительсон. – Владимир, 2012. – С.261
  26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
  27. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа.- 2012г.-№ 12. - 35-39с.
  28. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся - КАРО, 2014. – 45с., 118с.
  29. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2012. – 229с., 186с.
  30. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности - Новосибирск, 2013 - 379c.
  31. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2012. -  98с.
  32. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2012,№ 1.- 101с.
  33. Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2011. -   218с.
  34. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В. Матяш, в.Д. Симоненко. – М: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2012. – 23с.
  35. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2012. - 64 с.
  36. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа.- 2014г.- № 11. - 87-92с.
  37. Моисеева, М.Г., Формирование познавательных ИНТЕРЕСОВ на уроках в начальной школе [Текст]/ М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012, № 5
  38. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе - Москва, 2012.  - 
  39. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2013. – 208с.
  40. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2011. - 373с.
  41. Н.Я.Семаго. Оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2012. - 399 с.
  42. Павлова М.Б., Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова «Метод проектов в технологическом образовании школьников» - М.: Вентана - Графф, 2013. -  66с.
  43. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2014. – 42с.
  44. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/ Н.Ю. Пахомова. – М: Аркти, 2012. -  114-115с.
  45. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 160-162с.
  46. Планирование воспитательной работы в классе: Мет. Пос./ Под.ред.Е.Н. Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2014.  -  67с.
  47. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура/ Е.С. Полат// Лицейское и гимназическое образование.-2012.-№9 - 9-17с.
  48. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2012. -  272с.
  49. Попова Н. Г. Информатизация учебного процесса. // Начальная школа.-2012г. № 11. - 71-74с.
  50. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2013.
  51. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие/Ред.-сост. Г.В.Бурменская.- М.:УМК «Психология», 2013. -  133с.
  52. Петерсон, Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2014…» .[Текст]/Л.Г. Петерсон// Построение непрерывной сферы образования. М., 2014.
  53. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся»: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: «Аркти», 2013
  54. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2011. –  35-37с.
  55. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 2012.
  56. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2012.  -  287-279с.
  57. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб.пособие / В.Д.Шадриков. – М.: Логос, 2011. – с.446.
  58. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2014.  -  34с.
  59. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2012.  – 109с.
  60. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2013.  -  5с.
  61. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 2012. – с.70.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское