Введение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных интересов учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики
1.1. Анализ использования в активных методах обучения и сущностные характеристики познавательных интересов на уроках информатики
1.2. Особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения учащихся на уроках информатики
Глава 2. Методические основы развития познавательных интересов учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики
2.1. Педагогические условия использования активных методов обучения для развития познавательных интересов
2.2. Разработка технологической карты урока
Заключение
Список литературы
В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования каждый учитель пересматривает методику обучения, пытается найти приемы и средства, позволяющие формировать универсальные учебные действия (ИНТЕРЕСОВ) обучающихся.
Информатика – это метапредмет, и каждая тема в нем сама по себе уже на уровне содержания способствует формированию интересов. Информатика способствует в первую очередь формированию ИКТ-компетентности. В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются в интересов только тогда, когда обучающийся осознанно научится их использовать в своей деятельности.
Согласно ФГОС ООО, содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе интересов, направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие основ умения учиться (формирование интересов) определено Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших задач образования.
На современном этапе развитие познавательных интересов рассматривают такие ученые как М.А., Бантова Д.Б. Эльконин и другие. Исследования психологов П.Я. Гальперина, В.В.Давыдов позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формирования познавательных ИНТЕРЕСОВ зависит от способа организации специальной развивающей работы. Л.С. Секретарева пишет о том, что развитие интересов создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей. Е.В.Барсукова говорит о том, что на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
С.П. Ожигина считает, что моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для многих целей:
– для изучения моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке;
– для построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются сложными для изучения.
На основе проведенного анализа работ ученых по развитию познавательных интересов на уроках математики можно сделать вывод, что есть необходимость более подробно рассмотреть средства их развития у младших школьников на примере решения текстовых задач.
Познавательные интересов включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических интересов становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.
В процессе формирования интересов школьники учатся самостоятельно ставить учебные проблемы, находить пути их решения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что обеспечивает успешное усвоение знаний, формирование умений и компетентностей в любой предметной области и тем самым создает возможность для успешной реализации обучаемых в будущей профессиональной деятельности.
Объектом работы выступают образовательные технологии, способствующие формированию познавательных интересов.
Предмет исследования - активные методы обучения, используемые на уроках информатики для формирования познавательных интересов.
Методологической базой работы признаны методы сравнительного анализа, индукции, дедукции и наблюдения.
Целью работы планируется изучение поставленного вопроса.
Задачи исследования:
- Провести анализ развития познавательных интересов учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики;
- Рассмотреть особенности организации педагогического процесса по повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения интересов учащихся на уроках информатики:
- Рассмотреть педагогические условия использования активных методов обучения для развития познавательных интересов;
- Составить конспект уроков для развития познавательных интересов.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных ИНТЕРЕСОВ учащихся посредством использования активных методов обучения на уроках информатики
1.1.Анализ использования в активных методах обучения и сущностные характеристики познавательных интересов на уроках информатики
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данным были получены также американскими и российскими исследователями.
Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако, невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения.
Решение данного противоречия, необходимо искать на пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.
Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Конечно, мало кого могут устроить 5-10% эффективности усвоения учебного материала, свойственные традиционным формам обучения – лекции и чтению учебника. Активные методы о позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Еще в Концепции модернизации образования на период до 2010 года было сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Этот тезис поддержали и новые ФГОС. Освоение АМО позволяет сделать уроки современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие интересов.