Курсовая работа|Литература

Гендерные особенности выражения эмоциональных состояний персонажей в творчестве А. Труайя

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Гендерный подход к изучению эмоциональных состояний

1.1. Понятие гендера и его актуальность в современном мире

1.2. Основные положения гендерной лингвистики

1.3. Гендер и литература

1.4. Эмоции человека

Глава 2. Характеристика эмоциональных состояний в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода

Заключение

Список использованной литературы  

Язык в рамках художественной литературы представляет для нас наибольший интерес как одна из граней идиостиля. Говоря об идиостиле, мы можем анализировать особенности исключительно лингвистические, либо можем обратиться к факторам экстралингвистического характера, среди которых национальные особенности, мотивационные характеристики, эмпирическое развитие автора текста.

Творчество французского писателя, члена французской Академии, Анри Труайа, поражает богатством, глубиной образов, мастерством художественной формы и многообразием жанров. Среди его произведений – романы, новеллы, пьесы, эссе, романы-биографии, которые являются лучшими образцами этого жанра. Анри Труайа, являясь автором более сотни томов исторических и художественных произведений, стал исследователем исторического наследия России.

Текущее исследование посвящено одному из наиболее актуальных вопросов современности – гендерной идентичности. Тема гендера достигла достаточно широкого размаха во многих сферах, но прежде всего – в психологии и социологии. Проблема гендерной идентичности обладает множеством аспектов: от физиологических до нормативно–правовых.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современном обществе, которое задает себе все больше и больше вопросов, связанных с вопросом биологического и психического пола человека, возникла необходимость рассмотреть вероятность проявления любых особенностей, связанных непосредственно с гендерной идентичностью.

Объектом исследования являются грамматические, лексические и стилистические черты идиостиля А. Труайя, в которых проявляется гендерный подход.

Предмет исследования заключается в гендерных особенностях выражения эмоциональных состояний мужских и женских персонажей в творчестве А. Труайя.

Цель работы: выявить и  интерпретировать гендерные особенности, присущие женским и мужским персонажам в творчестве А. Труайя, описать их различия и сходство.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие гендера и его актуальность в современном мире;

- выявить основные положения гендерной лингвистики;

- охарактеризовать взаимосвязь между гендером и литературой;

- описать эмоциональное состояние мужских персонажей в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода;

- дать описание эмоциональных состояний женских персонажей в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода.

Методы исследования: стилистический анализ и семантический анализ, а также синтез данных, на основе проведенного анализа.

Материал исследования: богатое творческое наследие А. Труайя.

Теоретическая значимость работы: заключается в доказательстве того, что творчество А. Труайя обладает собственным набором как стилистических черт и особенностей.

Практическая значимость работы: результаты исследования возможно применять в сфере художественного перевода, филологического анализа, изучения стилистики французской литературы XX века.

Структура работы определена логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. Гендерный подход к изучению эмоциональных состояний

1.1. Понятие гендера и его актуальность в современном мире

Гендер — это совокупность черт, относящихся к маскулинности либо фемининности. Как правило, под такими чертами подразумевают социальные роли или гендерную идентичность [Tannen 1993: 39] В некоторых случаях понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как дополняющий понятие «пол» и противопоставленный ему.

Понятие «гендер» получило широкую огласку благодаря развитию феминизма и гендерных исследований. Оно основано на теории так называемого социального конструктивизма. Эта теория ставит под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их как результат социальных процессов. Таким образом, эта теория, а вместе с ней и сам термин отсылают к идеологии гендерного равенства.

Нельзя сказать, что гендер просто представляет собой социальную классификацию представителей противоположных полов. По определению Майкла Киммела, социолога, профессора университета Стоуни–Брук, «гендер также выражает универсальное неравенство между мужчинами и женщинами. Когда мы говорим о гендере, мы подразумеваем иерархию, власть и неравенство, а не просто различия между мужчиной и женщиной» [Киммел 2006: 24].

До XIX века обоснование этого неравенства лежало на плечах церкви.

С точки зрения религии, мужчина и женщина не только были созданы с разной целью, но и были отождествлениями противоположных начал. Это убеждение явилось основой для формирования патриархальной философской традиции, которую связывают с именами Платона и Аристотеля. Позднее к размышлениям о «естественных» и «природных» различиях мужчины и женщины пришли такие мыслители, как Жан–Жак Руссо и Иммануил Кант. Это мнение впервые подверглось серьезным сомнениям в XIX веке с распространением феминизма. Феминизм возник во Франции в период Великой французской революции. Первые шаги были сделаны писательницей Олимпией де Гуж, выступившей с «Декларацией прав женщины и гражданки», в основе которой лежали требования о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав, прав на участие в общественных мероприятиях и на доступ ко всем должностям [Олимпия де Гуж]. Куда большую популярность феминизм снискал в США. Там в XIX веке борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства. В России главной целью движения за равноправие было получение права на образование и трудовую деятельность для женщин. В конце 1880-х годов в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы по подготовке врачей и учителей. Избирательное право также было предоставлено некоторым женщинам в соответствии с их имущественным цензом, но голосовать от их имени могли только мужья или родственники–мужчины.

Современная наука, ориентированная антропоцентрически, не может обойтись без гендерных исследований, оказавшихся прорывом в культуре конца двадцатого столетия. Термин «гендер» был перенесен в гуманитарные науки из лингвистики, где он обозначал грамматическую категорию рода. В отличие от понятия биологического пола, основанного на физиологических различиях мужчин и женщин, гендер обозначает их социальный статус, выделяет социокультурную причину половых различий. Биологический пол дан человеку природой, гендер же устанавливается посредством традиций, обычаев, воспитания, нравственных и правовых норм. В современном обществе категория гендера стоит на одном уровне с категориями расы и класса.

Первые шаги в исследованиях гендера были женские исследования (women's studies), социально–политический контекст которых связан с идеями эмансипации, равенства, сексуальной революцией, развитием феминизма, который перешел к борьбе за равенство возможностей для женщин. Это привело к тому, что для многих генетиков, психологов, антропологов, этнологов, философов, историков, социологов, филологов в США и Европе женщина стала интересным объектом для исследования.

Следующим шагом стало появление «мужских исследования» (mеn's studies) или социальной андрологии, что во многом было связано с усилением феминистского движения. Целями исследований были попытки показать основные этапы становления концепций мужественности, механизмы и способы ее становления, вариации мужской гендерной роли. В этот же период начала развиваться «история мужчин», в сферу интересов которой входили исследования причин успеха мужчин в таких областях как военное дело, дипломатия, внутренняя и внешняя политика.

Понятия «маскулинность» и «фемининность» представляют собой обобщенные понятия о психолого-поведенческих характеристиках мужчин и женщин, основанных на разделении социальных ролей и практик. Рассмотрение наук с точки зрения гендера приводит к образованию новых наук, таких как гендерная психология, гендерная антропология, гендерная психология, гендерная экономика, гендерная история и гендерная лингвистика, центры по исследованию этого феномена существуют в США и Европе, в том числе и в России.

Склонность к категоризации предметов и явлений на основе отличительных признаков проявляется у человека с детства и представляет собой суть процесса когнитивного развития. При этом гендер является одним из основных критериев категоризации потому, что общество подчеркивает важность и принципиальность гендерных различий.

  1. Бах тин М. М. Формы вре мени и хрон отопа в романе. Оче рки п о исторической поэ тике / М. М. Бах тин // Вопросы литер атуры и эсте тики. – М.: Худож. л ит., 19 
  2. Габриэлян, Н.М. П ол. Куль тура. Религия / Н.М. Габр иэлян // Общест венные науки и соврем енность. – 19  –№6.
  3. Киммел М, К 4 0 Тенд ерное общество / П ер. с ан гл. — М.: «Российская полити ческая энцикл опедия» (РОССПЭН), 20  — 4 64 с.
  4. Кирилина А.В. Ген дер: лингвис тические аспекты. М.: И зд–в о "Институт социо логии Р АН", 1999.
  5. Коро ткова М.О. Вли яние гендерного фак тора н а речевое пове дение // Приво лжский научный вес тник. 20  №7 (47). С. 2 5-2 9.
  6. Олимпия д е Г уж. Декларация пр ав жен щин и гражданки / Оли мпия д е Гуж // Но вая элект ронная библиотека "NewLi r u": [сайт]. — U RL: ht tp://read.newli brary.r u/read/olim pija_d e_guzh/pa ge0/dekla racija_prav_zhen shiny_i_grazh danki.html (да та обра щения: 23.0 1.20 21).
  7. Рецкер Я. И. Франц узско-рус ский фразеологический сло варь / Я. И. Рец кер. – М: Гос. и зд-в о иностр. и н ац. слов арей, 1963. – 11 10 с.
  8. Тру айя А. Семья Эгле тьер / А. Тру айя; пер. Н. Столя ровой. – М: СЛ ОВО, 2002. – 3 48 с.
  9. Dau zat A. Dictionnaire étymol ogique d es noms d e fam ille et pré noms d e France / A. Dau  – Pa ris : Larousse, 20 01. – 6 24 p.
  10. Hirschauer S  Dekonst ruktion und Rekonst ruktion. Pläd oyer für d ie Erfor schung des Beka nnten, 19 93 // Feministische Stu dien, 19 93.– №2.
  11. Lacoff R. Lang uage a nd Woman’s Pl  N. Y.: Har per and R ow, 19 75
  12. Rapoport S. L´Offi ciel d es prénoms [Элект ронный рес урс] / S. Rapoport. – Ре жим дос тупа: www. meilleur c om
  13. Shоwalter E. A Liter ature o f Their O  Bri tish women nove lists fr om Bronte t o Les sing. Princeton, N ew Jer sey, 1977.
  14. Tan nen D. Gen der and Convers ational Inter  Oxford: Oxf ord Unive rsity Press, 19 93
  15. Tho rne B. and Hen ley N. (e ). Language a nd S ex: Difference a nd Domi nance. Rowley, M A: New bury House, 19 74
  16. Tro yat H. Les Eygle tière / H. Tro  – Paris : Flamm arion, 19 65. – 346 p.
  17. Tro yat, He  La lum iere d es justes. I. L es compa gnons du coque licot / H. Tro yat. - Paris, Edit ions J’ ai lu, 19 59. - 3 77 p.
  18. Troyat, He  L a lumiere d es jus tes. V. Sophie o u l a fin d es com bats / H. Troyat. - Pa ris, Edit ions J’ai l u, 19 63. - 376 p.
  19. Tro yat H. Terr ibles Tsarines. – Fra nce Loi sirs, 1998. – 2 60 p.
  20. Tro yat, Henri. U n s i long che min / H. Tro  - Paris, Edit ions J’ ai lu, 19 89. - Р. 4 6-75.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское