Введение
Глава 1. Гендерный подход к изучению эмоциональных состояний
1.1. Понятие гендера и его актуальность в современном мире
1.2. Основные положения гендерной лингвистики
1.3. Гендер и литература
1.4. Эмоции человека
Глава 2. Характеристика эмоциональных состояний в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода
Заключение
Список использованной литературы
Язык в рамках художественной литературы представляет для нас наибольший интерес как одна из граней идиостиля. Говоря об идиостиле, мы можем анализировать особенности исключительно лингвистические, либо можем обратиться к факторам экстралингвистического характера, среди которых национальные особенности, мотивационные характеристики, эмпирическое развитие автора текста.
Творчество французского писателя, члена французской Академии, Анри Труайа, поражает богатством, глубиной образов, мастерством художественной формы и многообразием жанров. Среди его произведений – романы, новеллы, пьесы, эссе, романы-биографии, которые являются лучшими образцами этого жанра. Анри Труайа, являясь автором более сотни томов исторических и художественных произведений, стал исследователем исторического наследия России.
Текущее исследование посвящено одному из наиболее актуальных вопросов современности – гендерной идентичности. Тема гендера достигла достаточно широкого размаха во многих сферах, но прежде всего – в психологии и социологии. Проблема гендерной идентичности обладает множеством аспектов: от физиологических до нормативно–правовых.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в современном обществе, которое задает себе все больше и больше вопросов, связанных с вопросом биологического и психического пола человека, возникла необходимость рассмотреть вероятность проявления любых особенностей, связанных непосредственно с гендерной идентичностью.
Объектом исследования являются грамматические, лексические и стилистические черты идиостиля А. Труайя, в которых проявляется гендерный подход.
Предмет исследования заключается в гендерных особенностях выражения эмоциональных состояний мужских и женских персонажей в творчестве А. Труайя.
Цель работы: выявить и интерпретировать гендерные особенности, присущие женским и мужским персонажам в творчестве А. Труайя, описать их различия и сходство.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие гендера и его актуальность в современном мире;
- выявить основные положения гендерной лингвистики;
- охарактеризовать взаимосвязь между гендером и литературой;
- описать эмоциональное состояние мужских персонажей в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода;
- дать описание эмоциональных состояний женских персонажей в творчестве А. Труайя с точки зрения гендерного подхода.
Методы исследования: стилистический анализ и семантический анализ, а также синтез данных, на основе проведенного анализа.
Материал исследования: богатое творческое наследие А. Труайя.
Теоретическая значимость работы: заключается в доказательстве того, что творчество А. Труайя обладает собственным набором как стилистических черт и особенностей.
Практическая значимость работы: результаты исследования возможно применять в сфере художественного перевода, филологического анализа, изучения стилистики французской литературы XX века.
Структура работы определена логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Гендерный подход к изучению эмоциональных состояний
1.1. Понятие гендера и его актуальность в современном мире
Гендер — это совокупность черт, относящихся к маскулинности либо фемининности. Как правило, под такими чертами подразумевают социальные роли или гендерную идентичность [Tannen 1993: 39] В некоторых случаях понятие «гендер» используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как дополняющий понятие «пол» и противопоставленный ему.
Понятие «гендер» получило широкую огласку благодаря развитию феминизма и гендерных исследований. Оно основано на теории так называемого социального конструктивизма. Эта теория ставит под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их как результат социальных процессов. Таким образом, эта теория, а вместе с ней и сам термин отсылают к идеологии гендерного равенства.
Нельзя сказать, что гендер просто представляет собой социальную классификацию представителей противоположных полов. По определению Майкла Киммела, социолога, профессора университета Стоуни–Брук, «гендер также выражает универсальное неравенство между мужчинами и женщинами. Когда мы говорим о гендере, мы подразумеваем иерархию, власть и неравенство, а не просто различия между мужчиной и женщиной» [Киммел 2006: 24].
До XIX века обоснование этого неравенства лежало на плечах церкви.
С точки зрения религии, мужчина и женщина не только были созданы с разной целью, но и были отождествлениями противоположных начал. Это убеждение явилось основой для формирования патриархальной философской традиции, которую связывают с именами Платона и Аристотеля. Позднее к размышлениям о «естественных» и «природных» различиях мужчины и женщины пришли такие мыслители, как Жан–Жак Руссо и Иммануил Кант. Это мнение впервые подверглось серьезным сомнениям в XIX веке с распространением феминизма. Феминизм возник во Франции в период Великой французской революции. Первые шаги были сделаны писательницей Олимпией де Гуж, выступившей с «Декларацией прав женщины и гражданки», в основе которой лежали требования о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав, прав на участие в общественных мероприятиях и на доступ ко всем должностям [Олимпия де Гуж]. Куда большую популярность феминизм снискал в США. Там в XIX веке борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства. В России главной целью движения за равноправие было получение права на образование и трудовую деятельность для женщин. В конце 1880-х годов в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы по подготовке врачей и учителей. Избирательное право также было предоставлено некоторым женщинам в соответствии с их имущественным цензом, но голосовать от их имени могли только мужья или родственники–мужчины.
Современная наука, ориентированная антропоцентрически, не может обойтись без гендерных исследований, оказавшихся прорывом в культуре конца двадцатого столетия. Термин «гендер» был перенесен в гуманитарные науки из лингвистики, где он обозначал грамматическую категорию рода. В отличие от понятия биологического пола, основанного на физиологических различиях мужчин и женщин, гендер обозначает их социальный статус, выделяет социокультурную причину половых различий. Биологический пол дан человеку природой, гендер же устанавливается посредством традиций, обычаев, воспитания, нравственных и правовых норм. В современном обществе категория гендера стоит на одном уровне с категориями расы и класса.
Первые шаги в исследованиях гендера были женские исследования (women's studies), социально–политический контекст которых связан с идеями эмансипации, равенства, сексуальной революцией, развитием феминизма, который перешел к борьбе за равенство возможностей для женщин. Это привело к тому, что для многих генетиков, психологов, антропологов, этнологов, философов, историков, социологов, филологов в США и Европе женщина стала интересным объектом для исследования.
Следующим шагом стало появление «мужских исследования» (mеn's studies) или социальной андрологии, что во многом было связано с усилением феминистского движения. Целями исследований были попытки показать основные этапы становления концепций мужественности, механизмы и способы ее становления, вариации мужской гендерной роли. В этот же период начала развиваться «история мужчин», в сферу интересов которой входили исследования причин успеха мужчин в таких областях как военное дело, дипломатия, внутренняя и внешняя политика.
Понятия «маскулинность» и «фемининность» представляют собой обобщенные понятия о психолого-поведенческих характеристиках мужчин и женщин, основанных на разделении социальных ролей и практик. Рассмотрение наук с точки зрения гендера приводит к образованию новых наук, таких как гендерная психология, гендерная антропология, гендерная психология, гендерная экономика, гендерная история и гендерная лингвистика, центры по исследованию этого феномена существуют в США и Европе, в том числе и в России.
Склонность к категоризации предметов и явлений на основе отличительных признаков проявляется у человека с детства и представляет собой суть процесса когнитивного развития. При этом гендер является одним из основных критериев категоризации потому, что общество подчеркивает важность и принципиальность гендерных различий.