Введение
Глава 1. Образ Екатеринбурга в литературоведении
1.1. Модель описания Екатеринбурга в текстах первых десятилетий и путевых заметках XVIII – начала ХХ веков
1.2. Трансформация образа Екатеринбурга в литературе 20-40-х годов XX века
Глава 2. Характеристика образа Екатеринбурга в современной уральской драматургии
2.1. Образ Екатеринбурга в драматическом тексте
2.2. Раскрытие образа Екатеринбурга в пьесе А. Архипова «Подземный Бог»
Заключение
Список используемой литературы
Город как сложный, постоянно видоизменяющийся продукт деятельности человека исстари притягивал к себе внимание исследователей. Будучи местом, где живет много людей, где собраны предметы духовной и материальной культуры, где теснейшим образом переплетены экономические и социальные отношения, город становился объектом осмысления разных разделов знаний: географии, социологии и политологии, философии и истории, экономики. В силу своей исторически сложившейся функциональной многозначности города интересуют как деятелей искусств (поэтов, художников, писателей), так и практиков (архитекторов, градостроителей и проч.).
Если обратиться к гуманитарным наукам, то город осмысливается как сложный социо-культурный феномен, место деятельности и мобильности, динамичная система. Исследователи говорят о том, что невозможно оценить город как единое целое.
При анализе образа города обращение исследователей к художественной литературе не случайно, поскольку литература есть одна из форм закрепления мнений о городе. Первые отечественные исследования, которые были посвящены анализу в литературных текстах урбанистической среды, связаны со столичными городами. Например, классическими являются работы Н. Анциферова и И. Гревса о Петербурге. В своих трудах ученые показывают, как развивался образа города в художественных текстах, отмечают существенные этапы формирования его.
Уделяется образам городов большое внимание и в работах семиотической школы (Ю. Лотман, Вяч. Иванов, А. Пятигорский, Т. Цивьян, Успенский и проч.). В последнее время выходят исследования, которые совмещают культурологический и литературоведческий подходы к проблеме городского пространства (А. Белоусов, В. Абашев, Е. Эртнер, М. Строганов и др.).
Актуальность данного исследования определена тем, что образ Екатеринбурга не был никогда предметом особого литературоведческого анализа. По сей день не собраны художественные тексты, в которых возникает образ Екатеринбурга. И это несмотря на то, что за почти трехвековое существование создан ряд текстов об уральском городе, в которых описываются его история, пространство, культура.
Объектом нашего исследования является образ Екатеринбурга в пьесах современных уральских драматургов.
Предмет исследования − тексты художественных произведений, показавшие наиболее значимые этапы развития и становления образа Екатеринбурга.
Цель данного исследования − анализ литературы, в которой представлено пространство Екатеринбурга.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
- Установить ряд художественных текстов, в которых представлен образ Екатеринбурга.
- Выявить основные этапы формирования и трансформации образа Екатеринбурга.
- Изучить образ Екатеринбурга, представленный в пьесах современных уральских драматургов.
Глава 1. Образ Екатеринбурга в литературоведении
1.1 Модель описания Екатеринбурга в текстах первых десятилетий и путевых заметках XVIII – начала ХХ веков
Главная особенность изображения Екатеринбурга заключалась в том, что почти до прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка, появившейся в 80-х годах XIX в., художественные произведения как таковые отсутствовали. Похожая картина животрепещуща для так называемых «запланированных» городов, которые были созданы с конкретной целью – укрепление промышленной базы страны. Екатеринбург воплотил в себе черты города-завода, ведь таковым он задумывался: строгий, почти военный режим, существовавший долгое время в городе, продолжительное отсутствие музеев, театров, галерей и проч., ориентация городского населения на производство. Все это привело к тому, что в отличие от центральных городов, Екатеринбург не получил достаточно развернутого художественного контекста.
Итак, свидетельства о раннем периоде становления города можно найти в основном в текстах официально-делового, информативного жанра: письмах в столицу, в которых говорится о ходе строительства нового завода, комментариях к чертежам и картам, планах, технических описания. Целью их было обозначение местности нового города, описание его устройства, рассказ о природных особенностях и проч. Образ Екатеринбурга формируется в текстах первых десятилетий, в которых представлены впечатления и суждения о городе, его первостроителей, основателей. Эти тексты создавались в русле просветительской традиции. Процессы, развивающиеся на некогда пустой территории, означали, прежде всего, ее упорядочивание, превращение в часть Российской империи. В произведениях В. И. Геннина «Абрисы» (1734), В. Н. Татищева «Наказ» (1721–1723), которые были написаны в первые годы существования Екатеринбурга, представлены напряженные ситуации рождения нового города, создается детальное описание города-завода, отображается система представлений основателей Екатеринбурга о том, каким должен быть новый город.
Представления о городе его основателей оказывают значительное влияние на формирование образа Екатеринбурга, выделяя устойчивые атрибуты (камень, железо, золото) и важнейшие локусы его пространства (завод, фабрика, лаборатория). Уже в этих текстах очевидна одна из самых ярких особенностей города первых лет − его жесткий полувоенный уклад, строгая дисциплина, тяжелейшие условия труда. Даже в столь скудных источниках видна драматическая история становления большого города, будущего центра уральской промышленности, перед которым поставлены важные государственные задачи.
В центре внимания путешественника Екатеринбург выглядит крупным развитым городом, декларируется его «столичность», приравненная к красоте, многолюдности. Но следует учитывать «предопределенность маршрутов тех, кто приезжает в город, именно поэтому мы выделяем среди корпуса текстов специфический «посетил-фрагмент» (эпизоды, в которых описываются преимущественно несколько городских пространств − это завод, гранильная фабрика, монетный двор), подтверждающий, что впечатление о городе приезжего во многом формируется уже существующими стереотипами [Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000, с.112]. Живущий в нем скорее напишет о провинциальности, скуке, отсутствии культурных центров и т. д. Негативные замечания о городе появляются и в записках путешественников более позднего времени. Мы можем наблюдать в путевых заметках отражения процессов превращения Екатеринбурга из «столицы заводов» в рядовой провинциальный город, что связано с объективно-историческими обстоятельствами (потерей статуса «горного города», спадом промышленного производства и т. д.). Оценка города зависит также от «состава» посещающих город: если в XVIII − начале XIX века это были в основном ученые, люди, связанные с заводским и горным делом, сопровождающие царственных особ или те, кто направлялся или возвращался из ссылки, то в XIX − начале XX века город больше посещают журналисты, писатели, люди искусства. Соответственно, несколько изменяются акценты в описаниях, которые становятся более живыми, изображая повседневную жизнь города. При этом матрица восприятия города остается той же, несмотря на расширение его пространства, изменения в социальной и промышленной сфере: жанр путевого очерка основан на «заемных», исторически сложившихся знаниях о городе, личном опыте пишущего и субъективных впечатлениях. Данная модель описания города в жанре путевых записок или «записок гостя» является действенной и до сих пор [Верхейл К. Любовь остается // Знамя. 2005. № 1. С.157–166].