Курсовая работа|Литература

Образ Екатеринбурга в литературе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2017 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Образ Екатеринбурга в литературоведении

1.1.   Модель описания Екатеринбурга в текстах первых десятилетий и путевых заметках XVIII – начала ХХ веков

1.2.   Трансформация образа Екатеринбурга в литературе 20-40-х годов XX века

Глава 2. Характеристика образа Екатеринбурга в современной уральской драматургии

2.1. Образ Екатеринбурга в драматическом тексте

2.2. Раскрытие образа Екатеринбурга в пьесе А. Архипова «Подземный Бог»

Заключение

Список используемой литературы

Город как сложный, постоянно видоизменяющийся продукт деятельности человека исстари притягивал к себе внимание исследователей. Будучи местом, где живет много людей, где собраны предметы духовной и материальной культуры, где теснейшим образом переплетены экономические и социальные отношения, город становился объектом осмысления разных разделов знаний: географии, социологии и политологии, философии и истории, экономики. В силу своей исторически сложившейся функциональной многозначности города интересуют как деятелей искусств (поэтов, художников, писателей), так и практиков (архитекторов, градостроителей и проч.).

Если обратиться к гуманитарным наукам, то город осмысливается как сложный социо-культурный феномен,  место деятельности и мобильности, динамичная система. Исследователи говорят о том, что невозможно оценить город как единое целое.

При анализе образа города обращение исследователей к художественной литературе не случайно, поскольку литература  есть одна из форм закрепления мнений о городе. Первые отечественные исследования, которые были посвящены анализу в литературных текстах урбанистической среды, связаны со столичными городами. Например, классическими являются работы Н. Анциферова и И. Гревса о Петербурге. В своих трудах ученые показывают, как развивался образа города в художественных текстах, отмечают существенные этапы формирования его.

Уделяется образам городов большое внимание и в работах семиотической школы (Ю. Лотман, Вяч. Иванов, А. Пятигорский, Т. Цивьян, Успенский и проч.). В последнее время выходят исследования, которые совмещают культурологический и литературоведческий подходы к проблеме городского пространства (А. Белоусов, В. Абашев, Е. Эртнер, М. Строганов и др.).

Актуальность данного исследования определена тем, что образ Екатеринбурга не был никогда предметом особого литературоведческого анализа. По сей день не собраны художественные тексты, в которых возникает образ Екатеринбурга. И это несмотря на то, что за почти трехвековое существование создан ряд текстов об уральском городе, в которых описываются его история,  пространство, культура.

Объектом нашего исследования является образ Екатеринбурга в пьесах современных уральских драматургов.

Предмет исследования − тексты художественных произведений, показавшие наиболее значимые этапы развития и становления образа Екатеринбурга.

Цель данного исследования − анализ литературы, в которой представлено пространство Екатеринбурга.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

  1. Установить ряд художественных текстов, в которых представлен образ Екатеринбурга.
  2. Выявить основные этапы формирования и трансформации образа Екатеринбурга.
  3. Изучить образ Екатеринбурга, представленный в пьесах современных уральских драматургов.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Образ Екатеринбурга в литературоведении

 1.1 Модель описания Екатеринбурга в текстах первых десятилетий и путевых заметках XVIII – начала ХХ веков

 Главная особенность изображения Екатеринбурга заключалась в том, что почти до прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка, появившейся  в 80-х годах XIX в., художественные произведения как таковые отсутствовали. Похожая картина животрепещуща для так называемых «запланированных» городов, которые были созданы с конкретной целью – укрепление промышленной базы страны. Екатеринбург воплотил в себе черты города-завода, ведь таковым он задумывался: строгий, почти военный режим, существовавший долгое время в городе, продолжительное отсутствие музеев, театров, галерей и проч., ориентация городского населения на производство. Все это привело к тому, что в отличие от центральных городов, Екатеринбург не получил достаточно развернутого художественного контекста.

Итак, свидетельства о раннем периоде становления города можно найти в основном в текстах официально-делового, информативного жанра: письмах в столицу, в которых говорится о ходе строительства нового завода, комментариях к чертежам и картам, планах, технических описания. Целью их было обозначение местности нового города, описание его устройства, рассказ о природных особенностях и проч. Образ Екатеринбурга формируется в текстах первых десятилетий, в которых представлены впечатления и суждения о городе, его первостроителей, основателей. Эти тексты создавались в русле просветительской традиции. Процессы, развивающиеся на некогда пустой территории, означали, прежде всего, ее упорядочивание, превращение в часть Российской империи. В произведениях В. И. Геннина «Абрисы» (1734), В. Н. Татищева «Наказ» (1721–1723),  которые были написаны в первые годы существования Екатеринбурга, представлены напряженные ситуации рождения нового города, создается детальное описание города-завода, отображается система представлений основателей Екатеринбурга о том, каким должен быть новый город.

Представления о городе его основателей оказывают значительное влияние на формирование образа Екатеринбурга, выделяя устойчивые атрибуты (камень, железо, золото) и важнейшие локусы его пространства (завод, фабрика, лаборатория). Уже в этих текстах очевидна одна из самых ярких особенностей города первых лет − его жесткий полувоенный уклад, строгая дисциплина, тяжелейшие условия труда. Даже в столь скудных источниках видна драматическая история становления большого города, будущего центра уральской промышленности, перед которым поставлены важные государственные задачи.

В центре внимания путешественника Екатеринбург выглядит крупным развитым городом, декларируется его «столичность», приравненная к красоте, многолюдности. Но следует учитывать «предопределенность маршрутов тех, кто приезжает в город, именно поэтому мы выделяем среди корпуса текстов специфический «посетил-фрагмент» (эпизоды, в которых описываются преимущественно несколько городских пространств − это завод, гранильная фабрика, монетный двор), подтверждающий, что впечатление о городе приезжего во многом формируется уже существующими стереотипами [Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000, с.112]. Живущий в нем скорее напишет о провинциальности, скуке, отсутствии культурных центров и т. д. Негативные замечания о городе появляются и в записках путешественников более позднего времени. Мы можем наблюдать в путевых заметках отражения процессов превращения Екатеринбурга из «столицы заводов» в рядовой провинциальный город, что связано с объективно-историческими обстоятельствами (потерей статуса «горного города», спадом промышленного производства и т. д.). Оценка города зависит также от «состава» посещающих город: если в XVIII − начале XIX века это были в основном ученые, люди, связанные с заводским и горным делом, сопровождающие царственных особ или те, кто направлялся или возвращался из ссылки, то в XIX − начале XX века город больше посещают журналисты, писатели, люди искусства. Соответственно, несколько изменяются акценты в описаниях, которые становятся более живыми, изображая повседневную жизнь города. При этом матрица восприятия города остается той же, несмотря на расширение его пространства, изменения в социальной и промышленной сфере: жанр путевого очерка основан на «заемных», исторически сложившихся знаниях о городе, личном опыте пишущего и субъективных впечатлениях. Данная модель описания города в жанре путевых записок или «записок гостя» является действенной и до сих пор [Верхейл К. Любовь остается // Знамя. 2005. № 1. С.157–166].

  1. Быков Д. Л. Борис Пастернак / Д. Л. Быков. – М.: Молодая гвардия, 2007
  2. Верхейл К. Любовь остается // Знамя. 2005. № 1. С.157–166
  3. Злоказов Л. Д., Семенов В. Б. Старый Екатеринбург. Город глазами очевидцев. Екатеринбург, 2000
  4. Клочкова Ю. В. Образ Екатеринбурга/Свердловска в русской литературе (XVIII – середина XX вв.): дис. ... канд. филол. наук / Ю. В. Клочкова. – Екатеринбург, 2006.
  5. Краснов П. Н. От Двуглавого орла к красному знамени / П. Н. Краснов. – М.: Айрис-пресс, 2005. – Кн. 2.
  6. Литовская М. А. Авторская реструктуризация мифологии места: бажовский Екатеринбург / М. А. Литовская // Дергачевские чтения – 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006
  7. Маяковский В. В. Избранные произведения / В. В. Маяковский. – М.: Детгиз, 1956.
  8. Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе / Н. Е. Меднис. – Новосибирск : НГПУ, 2003
  9. Никитин Н. Н. Бунт / Н. Н. Никитин. – М.–Пг.: Круг, 1923
  10. Пастернак Б. Л. Собр. соч. в 5 т. / Б. Л. Пастернак. – М.: Художественная литература, 1991. – Т. 4
  11. Радужный сон лорд-мэра // Голос Урала. 1912. 14 марта
  12. Семёнов А.М. Основы драматургии досуга [Текст]: учебное пособие / А.М. Семёнов; Департамент культуры Администрации Владимирской обл., Гос. бюджетное образовательное учреждение среднего проф. образования (среднее специальное учебное заведение) Владимирской обл. «Владимирский обл. колледж культуры и искусства». - 2-е изд., испр. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014.
  13. Семьян Т.Ф. Новейшая отечественная проза и драматургия [Текст]: учебное пособие / Т.Ф. Семьян; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т (нац. исслед. ун-т), Фак. журналистики, Каф. русского яз. и лит. - Челябинск: Цицеро, 2014.
  14. Фарыно Е. Мифопоэтичность пастернаковских локусов: откуда и как туда попадают и как и куда оттуда выбираются / Е. Фарыно // «Любовь пространства…» : Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака. – М.: Языки славянской культуры, 2008

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское