Введение3
Глава 1. Теоретические основы гигиенической безопасности во внеурочной деятельности школьников
1.1. Понятие, виды и особенности внеурочной деятельности
1.2. Гигиенические требования к проведению внеурочной деятельности
Глава 2. Разработка программы и здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности школьников
2.1. Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья»
2.2. Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Проблема формирования здорового поколения в настоящее время не является новой, но остается достаточно актуальной. Среди комплекса факторов, негативно влияющих на здоровье в наибольшей степени проявляют себя факторы риска, значимые для здоровья населения: загрязнение атмосферного воздуха, малоподвижный образ жизни, неблагоприятный психоэмоциональный фон, риск криминальных ситуаций, повышенные учебные нагрузки в образовательных учреждениях.
Важным звеном в формировании здоровья детей и подростков являются условия внутришкольной среды и организация учебного процесса. Ранее сформулированные принципы гигиенического нормирования среды в последующем способствовали изучению влияния различных факторов внутришкольной среды на здоровье школьников (Сетко Н.П., Мокеева М.М., Макарова А.Ю., Степанова М.И., Сетко А.Г., Володина Е.А., Булычева Е.В., Сафронова А.И.).
Школьные факторы риска представляют собой комплекс проблем, являющихся результатом деятельности, как самого образовательного учреждения, так и системы образования в целом.
Одной из важных и неоднократно заявляемых проблем современных образовательных учреждений, в том числе и инновационного типа, является их недостаточная материально-техническая база.
Исследованиями по изучению организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показано, что большинство школ функционируют на основе минимальных гигиенических регламентов к большинству средовых факторов (Давыденко J1.A., Онищенко Г.Г., Бирюкова H.A., Калмыкова A.C.).
Ведущим фактором образовательной среды, влияющим на физическое и психическое здоровье обучающихся, является учебная нагрузка.
Цель исследования: изучить особенности гигиенической безопасности во внеурочной деятельности школьников.
Объект: гигиенической безопасности во внеурочной деятельности
Предмет: особенности гигиенической безопасности во внеурочной деятельности школьников.
Задачи исследования:
- изучить понятие, виды и особенности внеурочной деятельности;
- исследовать гигиенические требования к проведению внеурочной деятельности;
- разработать программу внеурочной деятельности «Уроки здоровья»;
- рассмотреть здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе.
Методы исследования: анализ методологической литературы, синтез, сравнение, обобщение, метод проектов.
Глава 1. Теоретические основы гигиенической безопасности во внеурочной деятельности школьников
1.1 Понятие, виды и особенности внеурочной деятельности
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
Сегодня, существует массу точек зрения, на определение понятия «внеурочная деятельность», рассмотрим некоторые из них.
Ильина Т.И, внеурочную деятельность называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы.
Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся [18, с. 8].
Во внеурочной деятельности, так же, как и в любом другом виде деятельности, существует свои виды и направления.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельность школьников находятся в тесной взаимосвязи между собой [3,с.7].
Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбору профессии, происходит под влиянием внеурочной работы.
В педагогической практике сложились общие принципы организации внеурочной деятельности:
- принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения;
- принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства;
- принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности;
- принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников [3, с. 9].
Во внеурочной деятельности выделяются основные методы, характерные особенности, и формы.
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;
- клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.
- комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей2.