Введение
Глава 1. Теоретические понятия конкурентоспособности предприятия сферы материальных услуг
1.1. Основные понятия и определения рынка услуг
1.2. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность услуг
Глава 2. Анализ конкурентоспособности в банковском секторе
2.1. Динамика банковского сектора
2.2. Деятельность банка «-» по повышению конкурентоспособности
2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности банка
Выводы
Проблемы формирования конкурентоспособности организаций, становятся актуальными вопросы, в связи с конкурентоспособностью их товаров и услуг, обеспечение конкурентных преимуществ в системе современных экономических отношений.
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Организаций, выпускающих однородную продукцию, огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации в любой стране. И каждая организация стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.
Организациям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли организации в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Объектом исследования работы является ООО ««-»», деятельность которого связана с предоставлением услуг в банковской области.
Исходя из вышесказанного, цель проекта заключается в анализе конкурентных позиций ООО ««-»» и повышении его конкурентоспособности на рынке, для привлечения дополнительных средств в организацию и получения устойчивых позиций исследуемой организации.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- оценить уровень конкурентоспособности ООО ««-»»;
- определить теоретические аспекты и сущность конкурентоспособности услуг;
- выявить разработанные теоретические факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность услуг организации;
- определить возможные пути повышения конкурентоспособности услуг, предоставляемых ООО ««-»»;
Глава 1. Теоретические понятия конкурентоспособности предприятия сферы материальных услуг
1.1. Основные понятия и определения рынка услуг
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов. Он обеспечивает потребление путем централизованного обмена. Рынок – это форма взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.
Рынок услуг – это определенная система, в которой услуги и продукция переходят от их производителей к потребителям. Этот переход осуществляется в сети учреждений, организаций и предприятий, где происходят основные обеспечивающие основные предоставляемые услуги.
Причем его концепция предполагает способность услуг переходить от производителя к потребителю без ограничения права выбора организации, формы оплаты т.д.
Любой рынок формируется при взаимодействии трех факторов:
- свободного предложения услуг и товаров;
- спроса на них;
- цен.
Любой продукт может быть отнесен к товарам или услугам лишь в той или иной степени в зависимости от осязаемости.
Что же коренным образом определяет услугу?
- услуга неосязаема – ее невозможно увидеть, ощутить или потрогать до совершения сделки. По сути это приводит потребителей к необходимости искать некие заменители осязаемым критерием качества и ценности услуги;
- услуга обладает свойством неотделимости – продается, предоставляется и потребляется одновременно. Качество нельзя проверить заранее. Вовлеченность и потребителя, и продавца (производителя) в процесс предоставления услуги – высокая. Предоставление услуги неотделимо от личностей продавца и покупателя. Каждый из них является частью услуги;
- следствием неотделимости является непостоянство услуги. Услуги предоставляются людьми, поэтому не могут быть однородными по качеству;
- и, наконец, услуга несохраняема и зависима от спроса. Услуги не могут быть произведены «впрок» (невозможно «запасти» услуги). Кроме того, налицо зависимость от спроса: нет спроса – нет услуги, обратное тоже верно.
Представитель скандинавской школы К.Гренрос определяет услугу, как процесс состоящий из последовательности (или нескольких) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия – поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги.
В статье Н.В.Мироновой приведено определение услуги, данное Р.Малери: «услуги – нематериальные активы, производимые для целей сбыта». Комментируя это определение, Н.В.Миронова пишет: «По определению, нематериальные активы (или неосязаемые ценности) – это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Услуга – это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью. Если некие действия полезны только для того, кто их производит, то вряд ли они могут считаться услугой».
Важным признаком услуги является наличие некого процесса (действия), продолженного во времени, который материальным быть уж никак не может. Предоставление услуги во времени совпадает (или не может совпадать) с потребителем.