Введение
Глава 1. Реформирование женской периодики – конец 19 века
1.1. «Модная» пресса
1.2. Формирование прессы феминистского характера
Глава 2. Женская пресса начала 20 века
2.1. Политизированные женские журналы
2.2. Литературно-общественная периодика. Зарождение массового женского журнала
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Журналистика XXI века имеет женское лицо. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, по данным 2009 года, на 138 факультетах журналистики, которые существуют в России, около 80% обучающихся – девушки. На факультете высшей школы телевидения МГУ 90% – женская аудитория.
Сегодня возникает новая серьезная проблема в журналистике – гендерный вопрос. Есть ли разница между «журналистом» и «журналисткой»?
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть исторические предпосылки возникновения женской прессы и понять, каков вклад внесли женщины в развитие профессии журналиста.
Отсюда и вытекает тема работы: специфика женских журналов конца XIX – начала XX века.
Феминизация профессии на рубеже веков привела к увеличению доли женщин и в руководстве средств массовой информации, и в редколлегиях изданий. Однако, нельзя сказать, что журналы, которые издавались женщинами имели широкую известность, потому что в 80-х годах XIX, например, издания недолго существовали из-за отсутствия интереса к ним.
Предметом исследования являются печатные издания страны конца XIX – начала XX века.
В качестве объекта исследования выступает журналистская деятельность.
Цель работы заключается в выявлении влияния женщин на печатные процессы конца XIX – начала XX века и влияния на профессию в целом. Соответственно, вклад женщин в журналистику в рамках выбранного периода.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть женскую периодику конца XIX – начала XX века, а именно издания, которые выпускались женщинами для женщин.
- Охарактеризовать и сравнить эти издания между собой.
- Составить характеристику женской периодики по направленности и затрагиваемым темам.
Метод исследования – описательный с элементами сравнения и аналогии.
Научная новизна работы состоит в том, что на сегодняшний день целостный анализ истории развития женских журналов в хронологическом порядке и с точки зрения участия в издательском процессе самих женщин не произведен. Поэтому исследование периодики с целью выявления вклада женщин в развитие журналистики является актуальным на сегодняшний день.
В работе будут рассмотрены модные журналы, литературно-общественные и общественно-политические. Также пойдет речь о зарождении первых массовых изданий страны.
Для достижения поставленной цели и задач была прочитана различного рода литература. За основу теоретической части исследования были взяты работы Е. В. Скобло «Эволюция женской периодики в дореволюционной России» и монография В. В. Смеюха «Отечественные женские журналы историко-типологический аспект». Также производился анализ некоторых выпусков журналов конца XIX – начала XX века.
В ходе работы мы обращались к интернет-ресурсам, поэтому некоторые книги рассмотрены в электронном виде, что создало трудности с указанием страниц в некоторых источниках и сносках.
ГЛАВА 1. Реформирование женской периодики – конец XIX века
1.1 «Модная» пресса
В конце 19 века в женской прессе происходят значительные изменения. Расширяется структура изданий: находят свое место такие разделы, как «фельетон» и «светская хроника». Публикации приобретают социальную направленность, появляются материалы на общественную тематику, в том числе, находят свое место вопросы женского образования и труда.
В выпуске женской прессы начали активно принимать участие и сами женщины. Это можно охарактеризовать как следствие расширения женской профессиональной деятельности.
Журнал «Модный магазин». Издавался Софьей Григорьевной Мей (женой поэта Льва Александровича Мей) с 1862 по 1881 год. Выходил журнал два раза в месяц с различными приложениями: выкройки, образцы для шитья, модные картины и тому подобное. Однако отметим, что первые выпуски не совсем соответствовали тематике издания: содержание было преимущественно литературным с добавление нескольких «модных» материалов.
В выпуске журнала за 1862 год говорится: «Модный Магазин» выходит два раза в месяц книжками в 1,5 (осьмидольных) листа со следующими приложениями:
к одной книжке прикладывается: Парижская картинка мод, работы Жюля Давида, и лист с рисованными выкройками, узорами для вышивания и разными работами;
к другой: большая вырезная выкройка в натуральную величину, и узор – или канвовый, или тамбурный, или же Парижская картинка туалетных подробностей. Кроме того подписчики получат в продолжение года 3 заграничных гравюры на стали»[1].
В 1881 году С. Г. Мей (Рехневская) остается в журнале в качестве, а с 1882 года передает права издательницы Е. И. Есауловой. С этого времени журнал позиционирует себя как «Журнал моды и рукоделия с «Литературным сборником» (1881 год)[2]. Стоит отметить, что постоянного описания журнала не было: так в 1882 году «Модный магазин» – это иллюстрированный семейный журнал с литературным сборником, в 1883 – модный и семейный журнал, который становится еженедельником.
Что касается «Литературного сборника» – им полностью занималась Софья Григорьевна.
С 1883 года журнал постепенно теряет независимость, но,тем не менее, отчасти сохраняет название до 1915 года: словосочетание «модный магазин» продолжает присутствовать в названиях изданий, которые начали выпускаться после прекращения издательской и редакторской деятельности С. Г. Мей. В тот же год совсем ненадолго издателем становится Василий Петрович Турба. А уже с 16-го июля 1883 «Модный магазин» переходит в собственность Германа ДмитриевичаГоппе и 29 сентября соединяется с его изданием «Модный Свет» под общим названием «Модный Свет и Модный Магазин». На тот момент Герман Гоппе считался уважаемым издателем и типографом, широко известным в профессиональных кругах.