Понятие «правовой режим» все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших категорий современной административно-правовой науки. Более четверти века назад доктор юридических наук, профессор С. С. Алексеев отмечал: «Уже давно научные исследования, ставившие своей целью выяснение особенностей юридического регулирования определенного участка деятельности, в особенности, когда эта деятельность имеет строго определенный объект, проводились под углом зрения правового режима данного объекта, вида деятельности». Научный и практический интерес к административно-правовым режимам не случаен и, по мнению С. Д. Хазанова, вызван целым рядом объективных и субъективных факторов: во-первых, режимное регулирование, преодолев границы ведомственного нормотворчества, утвердилось на уровне федерального и регионального законодательного регулирования; во-вторых, публичное управление испытывает потребность в особых регулятивных свойствах правовых режимов, позволяющих эффективно организовывать деятельность органов государственной власти в различных управленческих ситуациях; в-третьих, появляется все больше объектов, предметов, территорий, процессов, стабильное существование и функционирование которых возможно только посредством использования режимных правил и средств; в-четвертых, административно-правовые режимы являются адекватной формой деятельности в экстраординарных ситуациях, позволяющей, с одной стороны, применять чрезвычайные меры, а с другой – гарантировать эффективную защиту конституционных прав и свобод лиц, попавших в сферу действия того или иного режима; в-пятых, режимы позволяют объединять и дифференцировать административно-правовые средства в зависимости от характера регулирования общественных отношений, целей и задач, стоящих перед правоприменителем, органично сочетать их с иными режимными средствами: экономическими, политическими, информационными.
Общетеоретическому осмыслению понятий «правовой режим», «административно-правовой режим» посвящают свои научные исследования ученые-правоведы Д. Н. Бахрах, С. С. Маилян, А. В. Малько, А. Ф. Ноздрачев, В. М. Редкоус, Б. В. Россинский, В. Б. Рушайло, Ю. Н. Старилов, Н. В. Субанова, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева, Н. Ю. Хаманева и многие другие. Эти исследования способствовали углублению теоретических основ данного правового явления, изучению природы различных правовых режимов, их роли в науке и практике.
Правовой режим представляет собой сложное многогранное явление, тесно связанное с общественными отношениями. Каждой отрасли права соответствует свой особый правовой режим. Он включает определенные правила поведения в регулируемой сфере, которые приобретают юридическую силу после их юридического оформления.
Большинство административно-правовых режимов устанавливается в интересах обеспечения суверенитета и безопасности государства, общественной безопасности и охраны общественного порядка. При введении административно-правового режима государством используется особый комплекс юридических, организационных и иных средств, заключающийся в установлении правил деятельности, действий, правил поведения граждан или юридических лиц в определенных условиях, в создании специальных органов управления.
Данный комплекс средств используется для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направлен на обеспечение их устойчивого функционирования.
В результате происходят определенные изменения в правовом положении отдельных категорий субъектов административно-правовых отношений, что приводит к смещению баланса прав и обязанностей этих субъектов по отношению к обычному состоянию общественных отношений в сторону усиления полномочий исполнительных органов государственной власти, определенному ограничению прав и свобод, возложению дополнительных обязанностей на таких субъектов. При этом вынужденные ограничения вводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации и соответствуют обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров.
Важно также отметить, что конечной целью любого режима является создание наиболее благоприятных условий для развития соответствующих общественных отношений, их упорядочение, урегулирование, защита от нарушений и неблагоприятных последствий.
Целью настоящего исследования выступает изучение административно-правовых режимов.
Объектом исследования являются особенности и нормативно-правовое регулирование административно-правовых режимов.
Предметом исследования является совокупность норм, регулирующих административно-правовые режимы.
Задачами данного исследования являются:
рассмотреть понятие, классификацию и нормативные основы административно-правовых режимов;
изучение проблем отдельных видов административно-правовых режимов.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов административно-правовых режимов., а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
- Понятие, классификация и нормативные основы административно-правовых режимов
Административно-правовой режим есть «установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, а также порядок реализации ими своих прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этой цели службами государственного управления»[1].
Административно-правовой режим характеризуется административно-правовыми отношениями, которые имеют следующие особенности:
обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительно-распорядительной деятельностью государства;
одной из сторон административно-правовых отношений является субъект исполнительной власти.
Административно-правовые режимы являются одной из разновидностей особых правовых режимов, действующих в сфере публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально-целевую нагрузку.
Можно согласиться с мнением С. Д. Хазанова, что их основное назначение состоит: в обеспечении конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации; вооруженных конфликтов, массовых беспорядков; в обеспечении функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение; в определении порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны; в установлении порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну; в обеспечении прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализации обстановки, восстановлении правопорядка; в создании условий для эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий[2].
Таким образом, основаниями для установления административно-правового режима выступают:
1) экстраординарные ситуации социального и природнотехногенного характера;
2) создание объекта – носителя административноправового режима (например, образование заповедника, создание пункта пропуска через государственную границу);
3) возникновение иных факторов, требующих режимного регулирования.
К признакам административно-правовых режимов относятся:
области их применения – устанавливаются в сфере деятельности публичной администрации в связи с выполнением органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей по обеспечению безопасности, охраны и защиты;
предписания, образующие режимные правила и состоящие из запрещающих и обязывающих административно-правовых норм, ограничивающих правосубъектность физических и юридических лиц;
исполнительные органы государственной или муниципальной власти – обязательные субъекты правовых режимов, реализующие государственно-властные полномочия;
административно-правовой метод воздействия, применяемый при регулировании правоотношений, возникающих между населением и публичной администрацией по поводу соблюдения режимных правил;
административное принуждение за нарушение правил режима[3].
Регулятивные свойства административно-правовых режимов проявляются в использовании специального административного инструментария, образующего режимные приемы регулирования:
во-первых, это зонирование территории (объекта), означающее разграничение территории на определенные сектора, в каждом из которых действуют особые правила, но в целом взаимосвязанных между собой;