Актуальность темы заключается в том, что противодействие преступным посягательствам в денежно-кредитной и бюджетной сферах в условиях высокого уровня их криминализации, а так же продолжающейся интеграции России в мировую экономическую систему имеет актуальное и приоритетное значение. К подобного вида деяниям, угрожающим стабильности и целостности работоспособности экономики России в целом, а так же затрагивающим права и законные интересы отдельных граждан и юридических лиц, относится изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (далее фальшивомонетничество). Непосредственный вред от данного преступного деяния находит свое выражение в том, что реальные объекты торговых отношений (товары, услуги и работы) обмениваются на поддельные денежные знаки, которые не могут и не смогут в дальнейшем быть частью экономического оборота. Фальшивомонетничество приводит к ухудшению стабильности как в экономической, так и в политической сферах, что обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимозависимостью. Так, уменьшение уверенности у населения в безопасности денежных средств, находящихся в обороте как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к практически полной потере управляемости государством макроэкономическими процессами и искусственному увеличению внешнего государственного долга России. Если говорить о социальной сфере, то здесь изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг способствует падению авторитета органов государственной власти и правоохранительных органов, которые, по мнению обывателей, не способны обеспечить их безопасность в экономическом плане. Как мы можем увидеть из вышеизложенного, в настоящее время совершение преступления, предусмотренного статьей 186 Уголовного кодекса Российской Федерации, оказывает негативное влияние на все сферы общественных и государственных отношений, что приводит к ухудшению ситуации в стране в целом.
В этом так же заключается актуальность противодействия данным незаконным проявлениям. С эволюционно развивающимся научно-техническим прогрессом, благодаря которому появляются новейшие средства, предназначенные для печати, копирования и тому подобных операций, и доступные для свободной покупки любыми желающими, а так же со все более изобретательными способами подделки денежных знаков и искусными способами маскировки этих подделок под настоящие купюры связано такое явление, как латентизация фальшивомонетничества.
Однако это не все причины данного негативного явления, затрудняющего выявления преступления правоохранительными органами и позволяющего правонарушителям достаточно долгое время оставаться безнаказанными.
К ним относятся в частности нежелание физических и юридических лиц сообщать в надлежащие инстанции о фактах фальшивомонетничества, в связи с фантомной опасностью самим оказаться втянутыми в расследование и быть привлеченными к ответственности, а так же из-за неверия в возможность наступления положительных последствий, что можно охарактеризовать как правовой нигилизм или виктимологическую пассивность.
Так же к причинам, с некоторой долей скептицизма, можно отнести сложившуюся практику, когда работники правоохранительных органов не регистрируют в установленном порядке факты «малозначительного» фальшивомонетничества.
Например, были выявлены поддельные денежные знаки, но их номинал мал или качество оставляет желать лучшего, органы бездействуют, мотивируя это, якобы отсутствием ущерба, незначительностью содеянного, а так же тем обстоятельством, что усилия по раскрытию данного преступления не окупятся. Дополнительную опасность рассматриваемому явлению придает тот факт, что подделке подвергаются денежные знаки в иностранной валюте.
Причем часто фальшивомонетчики проживают и осуществляют преступную деятельность за границей, а в нашу страну попадает уже готовый результат. Это является результатом международного движения национальных денежных единиц различных стран, и соответственно, усложняет процесс привлечения к ответственности виновных в соответствии с законодательством нашего государства.
В таком случае очень важно наличие чёткого взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными коллегами. В данном направлении можно выделить взаимодействие Российской Федерации с Европолом. В рамках этого взаимодействия большое внимание направлено на улучшение методов совместной деятельности по профилактике фальшивомонетничества, а так же пресечения преступления на ранних стадиях. Подобная практика осуществляется на основе принципов взаимного доверия и согласованности. Совместные действия с Европейской полицейской организацией дает такое преимущество, как возможность использования специального сайта в сети Интернет, позволяющего нашим специалистам банковской или правоохранительной сферы осуществлять проверку европейских банкнот на подлинность. Система называется «Euro Check Website». Указанное программное обеспечение было создано специалистами ЕЦБ совместно с компетентными лицами Европейской полиции. Благодаря этой программе наличествует возможность в самое короткое время проверить подозрительные купюры, причем никаких погрешностей в указанной работе выявлено не было. Анализируя цифры, можно подумать, что объемы развитости проблемы не так велики, однако не стоит забывать, что огромное количество поддельной европейской валюты остается не выявленной. И все же, несмотря на все видимые положительные стороны двустороннего сотрудничества правоохранительных органов государств, на сегодняшний день не существует действующего договора с Европолом, что приводит к отсутствию обмена информационными данными, требующимися той или иной стороне.
В частности, не урегулирован правовой вопрос реализации обмена информацией, необходимой для идентификации субъекта, проведения оперативно-розыскных мероприятий и т.д.
Когда данные запросы представляют особую важность, они могут оформляться по линии Интерпола и соответственно передаются через Национальное Центральное Бюро Интерпола при МВД России, что, конечно же, представляет некое неудобство.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы действующего законодательства, предусматривающие ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег и ценных бумаг.
Цель работы заключается в проведении всестороннего уголовноправового исследования изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг для выработки рекомендаций по рационализации законодательства в данной сфере.
Задачи работы: дать уголовно-правовую характеристику составу статьи 186 УК РФ; выявить проблемы квалификации преступления.
Нормативно-правовая база: Конституция РФ, действующее уголовное законодательство, иные нормативные акты, связанные с темой исследования.
Теоретическая база: труды отечественных авторов в области уголовного права в общем и преступлений в сфере экономической деятельности.
Методологическая основа: общие (анализ и синтез, обобщение и др.) и специальные (систематический, сравнительно-правовой и др.) методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
1.1 Объект и объективная сторона изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг
Вопрос о том, что представляет собой объект преступного деяния, предусмотренного статьей 186 УК РФ, является дискуссионным. И.А. Клепицкий считает, что непосредственным объектом преступления выступают финансовые отношения, связанные с рыночным оборотом ценных бумаг[1].
Н.А. Лопашенко объектом данного преступления считает общественные отношения, основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения субъектов экономической деятельности[2].
Согласно мнению Г.А. Русанова непосредственный объект фальшивомонетничества понимается как посягательство на общественные отношения, обеспечивающих законный порядок обращения денег и ценных бумаг[3]. Анализируя приведенные мнения различных авторов, в какой-то степени, можно согласиться с каждым из них. Однако необходимо провести углубленное и детальное исследование особенностей объекта, чтобы суметь определить его свойства и представить характеристику. Характерной чертой преимущественного большинства составов преступлений в сфере экономической деятельности, а в частности и изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, является бланкетно-отсылочная диспозиция. Это связано с разветвленностью системы экономических отношений, которые регулируются не только нормами уголовного права, но также гражданского, предпринимательского, финансового и банковского права.
Обилие законодательных актов и частое внесение в них изменений, дополнений приводит к затруднениям в их применении при выявлении и расследовании фальшивомонетничества, особенно если наличествует совокупность нескольких преступлений в сфере экономической деятельности.
В особенности, изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг тесно связан с финансовыми правоотношениями, специфичной особенностью которых можно признать то, что являясь, по сути, имущественными связями, приблизивишись при этом по правовому статусу к гражданско-правовым отношениям, в то же время являются властно-императивными отношениями, что сближает их с отношениями, регулируемыми административным законодательством. Как отмечал И.А. Клепицкий, создавая и охраняя свою финансовую систему, государство, с одной стороны, обеспечивает необходимые условия для эффективного функционирования рынков; с другой стороны, оно в виде бюджета получает мощный механизм реализации своей социальноэкономической политики[4].
В данной сфере действующий уголовный закон призван охранять отношения наличного денежного обращения, систему безналичных расчетов, обращение иных ценных бумаг. Отрицательным результатом фальшивомонетничества становится как неправильное функционирование отдельных финансовых институтов, действующих на основании федеральных законов, так и устойчивость конкретного блока рынка – денежного и фондового. Отношения, которые связаны с обращением денег и ценных бумаг, состоят в государственной эмиссии оных, а так же порядка их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Делая вывод всему вышеизложенному, непосредственный объект изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг должен быть определен, как посягательство на государственные отношения в сфере эмиссии денег и ценных бумаг, законного порядка нахождения этих средств в обращении, а так же финансового и кредитного регулирования.
В диспозиции части первой статьи 186 УК РФ указан предмет данного преступления. В качестве него выступают поддельные банковские билеты Центрального банка Российской Федерации, металлические монеты, государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в валюте Российской Федерации либо иностранной валюте или ценные бумаги в иностранной валюте.
В соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. Статья 140 ГК РФ говорит нам о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской федерации. Еще одним нормативным актом, позволяющим в полной мере разобраться с предметом фальшивомонетничества, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
Так, в нем законодатель разъяснил основные понятия:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;
4) внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
Согласно ст. 27 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст.29 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Достоинство банкнот и металлических монет установлено банком и меняется довольно редко; бумажные деньги печатаются номиналом в 5, 10, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000, 5000; металлические монеты чеканятся номиналом в 1, 5, 10, 50 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей.