Введение
Глава 1. Понятие и классификация методов административно-правового регулирования
1.1 Понятие метода административно-правового регулирования
1.2 Классификация методов административно-правового регулирования
Глава 2. Особенности и характеристика отдельных методов административно-правового регулирования
2.1 Административные запреты в системе административно-правовых методов
2.2 Дозволение как метод административно-правового регулирования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям: предмет и метод правового регулирования. В зависимости от предмета правового регулирования определяется метод правового регулирования.
Общепризнанно, что метод правового регулирования представляет собой совокупность приёмов и способов с помощью которых право воздействует на общественные отношения.
Административное право является самостоятельной отраслью права и также имеет свой специфичный метод правового регулирования общественных отношений, который характерен только для данной отрасли.
Объектом исследования являются общественные отношения, функционирующие в сфере методов административно-правового регулирования.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие методы административно-правового регулирования.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе методов административно-правового регулирования.
Указанная цель решается посредством следующих задач:
уточнить понятие и классификацию методов административно-правового регулирования;
рассмотреть особенности административных запретов в системе административно-правовых методов;
исследовать дозволение как метод административно-правового регулирования.
Нормативную основу исследования составляют акты российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере методов административно-правового регулирования.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, опубликованные в правовой литературе применительно к сфере методов административно-правового регулирования.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Понятие и классификация методов административно-правового регулирования
1.1 Понятие метода административно-правового регулирования
В переводе с греческого метод (греч. – methodos) означает прием или систему приемов в какой-либо деятельности. Толковый словарь русского языка определяет «метод» как способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием. В науке права под методом регулирования общественных отношений, как правило, понимают совокупность приемов и способов воздействия на определенную область таких общественных отношений[1]. В связи с многообразием таких общественных отношений для каждой сферы характерен свой метод регулирования. Например, для гражданских правоотношений, которые строятся на принципах автономии воли, равноправия, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, характерен преимущественно диспозитивный метод регулирования, который характеризуется возможностью выбора субъектом правоотношения путем выражения своей свободной воли любой не запрещенной модели поведения («разрешено все, что не запрещено законом»).
Для сферы публичного администрирования (государственного управления), целью которого, как справедливо отмечает А.М. Волков, «является исполнение политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений, регулируемых законодательством»[2], характерен иной метод регулирования, особенности которого как раз и проистекают из указанной выше цели и направлены на ее достижение.
Известный правовед Д.М. Овсянко[3] понимает под методом государственного управления «совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений».
В свою очередь, Ю.Н. Старилов полагает, что под соответствующим методом государственного управления необходимо понимать соответствующее «правовое средство, которое используется для достижения целей, решения задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности»[4].