Курсовая работа|Административное право

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2021 | Страниц: 37

Введение

1 Понятие и сущность механизмов административно-правового регулирования

1.1 Особенности механизма административно-правового регулирования

1.2 Принципы административного права

2 Правовые аспекты административно-правовых норм и  особенности административно-правовых отношений

2.1 Административно-правовые нормы и акты применения административно-правовых норм

2.2 Административно-правовые отношения

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Актуальность данного исследования в том, что исследуемая тема полно раскрывает понятия административного права и механизм его регулирования.

Показывает, что сфера административно – правового регулирования представляет собой огромную совокупность правовых норм, регулирующих определенный сегмент общественных отношений на всем правовом поле жизнедеятельности гражданского общества. Этот сегмент общественных отношений может изменяться государством в ту или иную сторону – сужаться или расширяться, естественно, за счёт других сегментов общего правового поля, но при этом предмет соответствующей  отраслей права не меняется.

Механизм административно-правового регулирования к настоящему времени не нашел широкого освещения в научной литературе. Во многом это связано с тем, что в основе он имеет единое родовое понятие – «механизм правового регулирования», – исследуемое теоретиками права, вследствие чего механизм административно-правового регулирования вобрал в себя его общие черты и системно-структурную организацию.

В науке же административного права исследуемый механизм преимущественно рассматривается для конкретизации правовых средств, комплексно используемых для придания стабильности и эффективности государственному управлению в определенных отраслевых или межотраслевых рамках.

Проблемам механизма административно-правового регулирования посвящены некоторые российских ученых-исследователей. В качестве примера можно привести В. Д. Сорокина, Ю.М. Козлова, Ю.А. Тихомирова и др. Наука административного права динамична. Появляются новые институты, механизмы, утрачивают свое значение некоторые нормы права и появляются кардинально новые или же измененные.

На науку административного права оказывают влияние различные факторы. Прежде всего наука административного права подвержена влиянию со стороны законодателя.

Изменения в законодательстве, разработка новых программ развития (социальных, экономических, культурных) все это оставляет след.

Достаточно долгое время остается открытой проблема определения понятия административного права. Административное право можно рассматривать как единую отрасль права, которая включает в себя множество других институтов, или же можно рассматривать как комплексную отрасль права. А также под административным правом можно понимать дисциплину, преподаваемую в учебных заведениях.

Относительно системы административного права долгое время высказывались мнения по поводу деления на общую и особенную части.

Существуют мнения, согласно которым необходимо оставить лишь общую часть, другие ученые предполагают, что в связи с бурным развитием и совершенствованием административного права и законодательства России в целом необходимо кардинально изменить содержание системы общей и особенной части. Конечно, этот вопрос требует более углубленного изучения для принятия решения, ведь речь идет о дальнейшим изменении системы законодательства. В юридической литературе постоянно обсуждается проблема создания новой реальности административного права, разработки новых его положений в соответствии с основными доктринами правового государства. Современное административное право ввиду развивающихся общественных отношений нуждается в переосмыслении его назначения и роли. Реализуется административное право в процессе осуществления государственного управления, осуществлении контроля за управленческими отношениями. Острейшей остается научная проблема, связанная с административным процессом, его пониманием, соотношением с административным судопроизводством. Разрабатываются законопроекты по соответствующим проблемам, однако пока они остаются без движения.

Помимо этого выделяют также проблему административно-деликтного права, в том числе и связанную с большим количеством административных правонарушений; проблемы принятия нормативных актов об административных правонарушениях и ответственности.

Вышеназванные проблемы административного права являются лишь «вершиной айсберга». Науке административного права, несмотря на то, что она существует уже достаточно давно остается большое количество сложных вопросов, требующих законодательного урегулирования и разработки новых научных концепций. Механизм административно-правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств, и, следовательно, обусловлен правовыми нормами как основными регуляторами общественных отношений.

Целью настоящего исследования выступает изучение механизма административно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации на современном этапе.

Объектом исследования являются особенности механизма административно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации на современном этапе.

Предметом исследования является механизм административно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации на современном этапе.

Задачами данного исследования являются:

анализ доктринальных и легальных определений основных положений механизма административно-правового регулирования;

изучение сущности принципов и норм административного права;

рассмотрение административно-правовых отношений.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

  1. Понятие и сущность механизмов административно-правового регулирования

1.1 Особенности механизма административно-правового регулирования

Механизм административно-правового регулирования к настоящему времени не нашел широкого освещения в научной литературе. Во многом это связано с тем, что в основе он имеет единое родовое понятие – «механизм правового регулирования», – исследуемое теоретиками права, вследствие чего механизм административно-правового регулирования вобрал в себя его общие черты и системно-структурную организацию. В науке же административного права исследуемый механизм преимущественно рассматривается для конкретизации правовых средств, комплексно используемых для придания стабильности и эффективности государственному управлению в определенных отраслевых или межотраслевых рамках[1]. Тем не менее, основные подходы к механизму правового регулирования должны быть положены в основу определения соответствующего понятия в административном праве. С. С. Алексеев понимал механизм правового регулирования в качестве взятого в единстве комплекса правовых средств, способствующих воздействию с помощью права на социальные связи[2]. Как систему последовательно организованных правовых средств данный механизм рассматривает и А. В. Малько, однако ограничивает его предназначение необходимостью преодоления препятствий, не дающих удовлетворить интересы субъектов права[3].

Для правильного понимания механизма административно-правового регулирования следует отталкиваться от того, что он являет собой систему административно-правовых средств, обеспечивающих воздействие на государственно-управленческие отношения, с тем чтобы организовать их в соответствии с целями, задачами и принципами государственного управления и устранить мешающие этому препятствия. Прежде чем изложить особенности механизма административно-правового регулирования, необходимо определить общие признаки механизма правового регулирования, поскольку они определяют его сущность и не могут отсутствовать в том или ином отраслевом механизме. Эти признаки обусловлены наиболее общими закономерностями развития права в целом и каждой из его отраслей в частности.

В наиболее емкой и исчерпывающей форме круг общих признаков механизма правового регулирования перечислен К. В. Шундиковым, по мнению которого к числу таковых следует отнести: ƒ обладание собственным специфическим предметом; ориентированность на реализацию особых правовых целей; ƒ способность оказывать характерное лишь для данного механизма специально-юридическое воздействие права, обусловленное применением определенных методов и средств; ƒ воплощение исключительно в особой форме, предусмотренной в нормативно-правовых актах; направленность на конкретные значимые для общества результаты[4]. Эти признаки актуальны для каждого отраслевого механизма правового регулирования – административно-правового, гражданско-правового, уголовно-правового и других.

В то же время каждый из перечисленных признаков имеет собственное содержание в контексте механизма административно-правового регулирования и иных отраслевых механизмов. Следует иметь в виду, что предмет механизма правового регулирования не может рассматриваться как нечто отличное от предмета правового регулирования.

Если обратиться к предмету последнего, то таковой образуют всевозможные социальные связи, объективно поддающиеся по своей природе нормативно-организационному воздействию и нуждающиеся в подобном воздействии в имеющихся условиях, что реализуется посредством норм права и прочих входящих в механизм правового регулирования юридических средств.

Предметом механизма правового регулирования может быть то, на что направлен этот механизм. Воздействие в данном случае ориентируется на общественные отношения, позволяя воплощать в действительность правила поведения, образующие содержание правовых норм. Механизм административно-правового регулирования также имеет свой предмет, в основе которого лежат социальные связи, складывающиеся в процессе публичного, прежде всего государственного, управления. Легально определенное понятие государственного управления, однако, для выявления предмета административно-правового регулирования не подходит, выражая в наиболее широкой форме функционирование любых государственно-властных субъектов, осуществляющих свою компетенцию в областях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и ее социально-экономического развития, что вытекает из содержания ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Предмет административно-правового регулирования основан на понимании государственного управления в более узком смысле – как деятельности органов исполнительной власти и некоторых иных С.М. Рукавишников Понятие и особенности механизма административно-правового регулирования публично-властных субъектов, организующих исполнение и непосредственно исполняющих законы и принятые в целях обеспечения их реализации подзаконные нормативные правовые акты. В связи с этим любые правоотношения, его образующие, носят организационный характер. В то же время необходимо учесть, что властно-организационные отношения могут выходить за рамки осуществления исключительно исполнительной власти и возникать в процессе функционирования иных публично-властных субъектов, но в силу сходства форм и методов реализации их компетенции, а также организационного характера контроля за деятельностью органов исполнительной власти также являются административно-правовыми. В обобщенной форме такими социальными связями выступают организационные правоотношения в сфере осуществления исполнительной власти, внутриорганизационные отношения, складывающиеся внутри аппарата любых государственных органов, контрольно-организационные отношения общегосударственного и регионального масштабов, правоотношения в сфере отправления правосудия по административным делам.

Наиболее часто возникают организационные правоотношения в сфере осуществления исполнительной власти, поскольку ими охватываются все области государственного управления: административно-политическая, экономическая и социально-культурная, включая и все составляющие их отрасли (образование, наука, культура, промышленность, транспорт, внутренние дела и проч.).

Механизм административно-правового регулирования направлен на реализацию собственных правовых целей. Цель является одной из основных категорий философии, где в качестве таковой рассматривается обусловленный мыслительным процессом идеальный результат, для достижения которого осуществляется какая-либо деятельность или предпринимаются определенные действия, а также их внутренне-побуждающий идеальный мотив.

Среди целей выделяют конкретную (идеальный образ предмета непосредственной деятельности) и абстрактную (представление об идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность).

Цель в праве, очевидно, имеет конкретное содержание, поскольку правовое регулирование представляет собой непосредственную деятельность уполномоченных на то субъектов, направленную на достижение сложившегося у них понимания об идеале.

  1. О Правительстве Российской Федерации»: федеральный конституционный закон 17.12.1997 № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст. 5712.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2594.
  3. Кодекс об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 1.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
  5. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
  6. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
  7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  8. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
  9. Агапов, А. Б.  Административное право в 2 т. Том 1. Публичные процедуры. Особенная часть: учебник для вузов / А. Б. Агапов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. –424 с. 
  10. Административное право России: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Стахов [и др.]; под ред. А. И. Стахова, П. И. Кононова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 481 с.
  11. Административное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В. Зубач [и др.]; под общей редакцией А. В. Зубача. – М.: Юрайт, 2019. – 530 с. 
  12. Аминов И. Р. Совершенствование механизма административно-правового регулирования общественных отношений // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2016. – № 1 (71). – С. 25 –29.
  13. Аминов И.Р. История становления и развития механизма административно-правового регулирования // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2017. – № 2 (76). – С. 14 – 18.
  14. Баев, М. О. Проблемные аспекты административно-правовых отношений / О. М. Баев // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. – № 2. – С. 7 – 19.
  15. Боровиков, В. В., Галахова, А. В., Демидов, В. В. Основы теории государственного управления: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Боровиков, А. В. Галахова, В. В. Демидов.– М.: Норма, 2017. – 811 с.
  16. Бошно, С. В. Административное право: учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.: Эксмо, 2017. – 464 с.
  17. Волков, Н. А. Принципы административнго права / Н. А. Волкова // Сибирский международный журнал. – 2017. – № 19. – С. 20 – 26.
  18. Давыдов, Я. В. Административное право: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.: А-ПРИОР, 2016. – 544 с.
  19. Дмитриев, Ю. А., Пиголкин, А. С. Административное право: учебник для юридических вузов и факультетов / Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2015. – 768 с.
  20. Злыгостева О. К. Развитие правового регулирования норм административного права // Студенческий мир. – 2018. – № 3-2 (23). – С. 64 – 67.
  21. Ищук, В. Г. Особенности механизма административно-правового регулирования общественных отношений / В. Г. Ищук // Международныйжурнал конституционного и государственного права. – 2017. – № 1. – С. 27 – 31.
  22. Ищук, В. Г. Основные элементы механизма административно-правового регулирования общественных отношений / В. Г. Ищук // Юрист-Правоведъ. – 2017. – № 1. – С. 21 – 24.
  23. Корнеева, И. Административное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / И. Корнеева. – М.: Юрайт, 2017. – 464 с.
  24. Макарейко, Н. В.  Административное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Макарейко. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 280 с. 
  25. Малявкина Н.В. Комплексная оценка эффективности механизма административно-правового регулирования общественных отношений // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2016. – № 1. – С. 22 – 25.
  26. Осинцев, Д. В.  Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 485 с.
  27. Попова. Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для СПО / Н. Ф. Попова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
  28. Смышляева, С. В. Административное право: учебник для вузов / С. В. Смышляева. – М.: Проспект, 2016. – 308 с.
  29. Тихомиров, М. Административное право: теория, реформы, эффективность: учебник для вузов / М. Тихомиров. – М.: Норма, 2017. – 560 с.
  30. Рыжаков, А. П. Административное право:учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Рыжаков. – М.: Дело и сервис, 2016. – 502 с.
  31. Чекунов, И. Л. Административное право: учебник для юридических вузов и факультетов / И. Л. Петрухин. – М.: Проспект, 2017. – 688 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2021 год 34 стр.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан
bugalter
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Административно-правовые запреты в механизме противодействия коррупции
Курсовая работа Административное право
2016 год 31 стр.
Основные элементы административно-правового статуса сотрудника полиции РФ

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское