Введение
Глава 1. Понятие и общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
1.1 Понятие и система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
1.2 Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств как преступление против общественной безопасности и общественного порядка: юридический анализ
Глава 2. Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ст. 222.1 УК РФ, анализ правоприменительной практики
Заключение
Список использованных источников
Раздел IХ УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» охватывает довольно большую группу преступлений, посягающих на самые различные общественные отношения.
Глава 24 предусматривает ответственность за преступления против общественной безопасности, за исключением хулиганства (ст. 213 УК РФ) и вандализма (ст. 214 УК РФ), которые связаны с посягательством на общественный порядок.
Общественная безопасность в статьях данной главы УК РФ является родовым, видовым и непосредственным объектом посягательства, поэтому выяснение сути общественной безопасности имеет принципиальное значение. Содержание терминов «общественная безопасность» и «безопасность» должным образом не раскрывается в нормативно-правовых актах.
Актуальность данной работы обусловлена характером данного вида преступлений в современной реальности. Сложившаяся в современной России острая криминальная ситуация во многом связана с распространением на ее территории огромного количества незарегистрированного оружия. Эта проблема приобрела важное политико-государственное значение.
Цель работы состоит в проведении исследования уголовно-правового анализа незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Для достижения поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
проанализировать понятию и систему преступлений против общественной безопасности и общественного порядка;
провести юридический анализ незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств;
выявить проблемные аспекты квалификации преступления, предусмотренного ст. 222.1 УК РФ, анализ правоприменительной практики.
Объектом исследования выступают особенности незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Предметом исследования являются нормы Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ, положения уголовно-правовой теории и судебное толкование, касающееся незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
1.1 Понятие и система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
Раздел IХ УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» охватывает довольно большую группу преступлений, посягающих на самые различные общественные отношения.
Глава 24 предусматривает ответственность за преступления против общественной безопасности, за исключением хулиганства (ст. 213 УК РФ) и вандализма (ст. 214 УК РФ), которые связаны с посягательством на общественный порядок.
Общественная безопасность в статьях данной главы УК РФ является родовым, видовым и непосредственным объектом посягательства, поэтому выяснение сути общественной безопасности имеет принципиальное значение. Содержание терминов «общественная безопасность» и «безопасность» должным образом не раскрывается в нормативно-правовых актах. В законе Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», действовавшем до принятия 28.12.2010 нового федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В пришедшем ему на смену федеральном законе понятие безопасности не раскрывается. Пониманию значения термина «общественная безопасность» косвенно способствует анализ признаков понятия угрозы общественной безопасности. Под угрозой общественной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
Безопасность – это широкое, многоаспектное понятие. В зависимости от содержания и источника угроз выделяются различные стороны безопасности – экономическая, государственная, личная, радиационная и т. д., которые в совокупности образуют цельную систему. Но безопасность следует рассматривать только как одну из многочисленных систем общественных отношений[1].
Общественная безопасность как система общественных отношений состоит из определенных правил, установлений, запретов и т. д., т. е. состоит из совокупности (суммы) элементов, находящихся в отношениях, в связях между собой, образующих определенную целостность. Преступное воздействие на один из этих элементов причиняет или создает угрозу причинения вреда всей общественной безопасности как целостной системе.
Преступления данной группы одновременно посягают на несколько объектов.
При совершении террористического акта могут уничтожаться здания, сооружения, совершаться убийства, причиняться разной степени вред здоровью или использоваться оружие, находящееся в незаконном обороте. Захват заложников, бандитские нападения, угон воздушного судна, как правило, также сопряжены с причинением физического и (или) материального вреда. Но фактическое причинение вреда жизни и здоровью, имущественного ущерба и т. д. не является основным или обязательным признаком этих преступлений.
Рассматриваемая группа преступлений всегда угрожает общественной безопасности именно тем, что их совершение, как правило, сопровождается посягательствами на жизнь, здоровье, собственность и т. д., т. е. посягательствами на другие объекты уголовно-правовой охраны[2].
Однако в отличие, например, от преступлений против личности, при которых посягательство направлено на причинение вреда жизни и здоровью конкретно определенных лиц, при совершении преступлений против общественной безопасности возникает угроза причинения такого вреда неопределенному и довольно широкому кругу лиц.
Главным признаком, по которому эти составы преступлений собраны и включены в гл. 24 УК РФ, является то, что любой член общества потенциально виктимен при полном отсутствии с его стороны виктимного поведения.
Каждый индивид – это потенциальная жертва этих преступлений, будь это террористический акт, бандитизм, незаконный оборот оружия или хищение радиоактивных материалов и т. д.
Таким образом, общественную безопасность как родовой объект уголовно-правовой охраны следует определять как защищаемую нормами уголовного права систему общественных отношений, обеспечивающую защиту личности, общества и государства от условий и факторов, создающих угрозу их жизненно важным интересам.