Реферат|Прокурорский надзор

Прокурорский надзор за законностью при исполнении уголовных наказаний

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 34

Введение

1. Предмет надзора

2. Полномочия прокурора за законностью при исполнении уголовных наказаний

Заключение

Список использованных источников

 

В правовом государстве главной целью является человек, его права и свободы, а их признание и обеспечение являются основополагающими элементами демократического правового государства. Для обеспечения правовой справедливости и защиты прав и законных интересов государство призвано осуществлять контроль над неукоснительным соблюдением высших ценностей человека. Создание в Российской Федерации специализированного государственного органа – прокуратуры – нацелено обеспечивать единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека, обеспечение верховенства закона, а также защиту охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные Федеральными законами. Данное положение регламентировано п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре). При определении значимости правового статуса органов прокуратуры стоит отметить, что в вышеуказанной статье Закона о прокуратуре закреплено то, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. На наш взгляд, ввиду того, что основы правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации заложены в конституционных нормах, а также учитывая возлагаемые на специализированный орган функций и предоставляемых ей полномочий, деятельность органов прокуратуры целесообразно было бы, например, регламентировать не федеральным законом, а федеральным конституционным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

В современном правовом государстве важной составляющей является исполнение наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).

Применение мер для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, осужденных, находящихся в местах лишения свободы, осужденных, которым судом назначены уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества, отличается от возможности применения мер для других граждан на территории Российской Федерации.

В данном случае деятельность прокуратуры для указанных категорий выступает в качестве основной гарантии их охраны, так как именно на органы прокуратуры, в том числе, возложены задачи по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности.

Надзор за исполнением законов является одной из важнейших функций органов прокуратуры Российской Федерации, которая, в свою очередь, выражает ее основное государственно-правовое предназначение.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении прокурорского надзора за законностью при исполнении уголовных наказаний.

Предметом исследования является правовые нормы в сфере прокурорского надзора за законностью при исполнении уголовных наказаний.

Целью работы является исследование прокурорского надзора за законностью при исполнении уголовных наказаний.

Задачей в рамках данного исследования является рассмотрение особенностей и сущности прокурорского надзора за законностью при исполнении уголовных наказаний..

Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.

Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины прокурорского надзора и уголовно-исполнительного права.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

  1. Предмет надзора

Отличительными чертами прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждениями, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, выступают:

выполнение им роли основного гаранта соблюдения прав и свобод находящихся в указанных органах и учреждениях лиц, которая предопределена иммунитетом прокурорского надзора к восприятию местных и ведомственных влияний, его особым местом в системе контроля за законностью действий и актов данных органов и учреждений;

инициативный характер проведения, не требующий обязательного наличия сигналов о нарушениях законности;

отчетливо выраженная властность полномочий прокурора, обеспечивающая его непосредственное участие в установлении и пресечении нарушений закона.

Данная отрасль прокурорского надзора имеет важное значение для соблюдения норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей, исполнение наказания и мер принудительного характера, назначаемых судом, активно способствует достижению их целей.

Прокурорский надзор оказывает позитивное воздействие на функционирование уголовно-исполнительной системы, принимая непосредственное участие в решении задач точного исполнения законов, определяющих основополагающие вопросы деятельности входящих в нее органов и учреждений[1].

Прокурорам принадлежит ведущая роль в пресечении, устранении и предупреждении нарушений закона в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, лиц, к которым применены меры медицинского характера. Наконец, не следует забывать, что деятельность прокурора вносит незаменимый вклад в дело реального соблюдения прав и свобод содержащихся в указанных органах и учреждениях специфической категории лиц, возможности которых в их защите, надо прямо сказать, в повседневной действительности выглядят достаточно ограниченными.

Общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, при всей подчас очень высокой активности субъектов его осуществления, в силу и объективных, и субъективных причин не в состоянии взять на себя, выполнить какую-либо часть работы прокурора. Можно также отметить высокую значимость надзорной деятельности прокуроров для охраны прав и законных интересов сотрудников уголовно-исполнительной системы, работа которых большей частью протекает в трудных и сложных условиях.

Предмет прокурорского надзора согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» составляет: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, и лиц, заключенных под стражу в учреждениях и органах, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей лиц, содержащихся в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, задержанных и заключенных под стражу, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Конструкция предмета прокурорского надзора, представленная в законе, обусловлена зависимостью направленности действий прокурора от характера примененных в отношении конкретных лиц средств уголовно-правового воздействия и от содержания уголовно-исполнительной деятельности, за законностью которой обязан следить прокурор.

В первом случае характеристика предмета надзора отражает особенности деятельности прокурора применительно к надзору за законностью применения мер процессуального принуждения и исполнения наказания, связанных с лишением свободы, и законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. В эту классификацию не вписывается надзор за законностью исполнения мер принудительного характера, назначаемых судом.

Данный элемент предмета прокурорского надзора имеет иную правовую природу, в силу чего заслуживает отдельного самостоятельного рассмотрения.

Во втором случае, имеющем в виду содержательный аспект предмета надзора, его характеристиками выступают законность помещения и нахождения лиц в местах содержания задержанных, заключенных под стражу и в исправительных учреждениях, соблюдение их прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации и действующим на ее территории законодательством, порядка и условий их содержания, а также соблюдение условий и порядка исполнения наказаний, не связанных с пребыванием осужденных в исправительных учреждениях[2].

Следует отметить, что надзор за соблюдением прав и обязанностей распространяется на лиц, осужденных к наказанию как связанному с лишением свободы, так и с лишением свободы не связанному. Соблюдение прав и обязанностей лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, входит в качестве составной части в третий элемент предмета надзора, названного в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Требования, определяющие законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, органах и учреждениях, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, права и обязанности указанных лиц, порядок и условия их содержания, законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, установлены Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, а также большой группой федеральных законов. В числе последних заслуживают быть названными, в частности, федеральные законы: «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.» О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г.» О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.» Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» от 7 мая 2009 г.» Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 16 июня 2008 г.; Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи, гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. Кроме указанных законов, отдельные положения, имеющие связь с исполнением мер уголовно-правового воздействия, встречаются в других законодательных актах (см., например, ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и воинской службе»), однако прямого отношения к деятельности администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, меры принудительного характера, назначаемые судом, эти законы не имеют.

Надзор за их исполнением осуществляется по другим направлениям деятельности органов прокуратуры.

Осуществляя надзор, прокуроры руководствуются также положениями международных правовых актов.

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 64.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
  3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198.
  5. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
  6. Абдулин, Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. пособие. 3-е изд. / Р.С. Абдулин. – Курган: Изд. Курганского гос. ун-та, 2018. – 220 с.
  7. Ергашев, Е. Р.  Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для вузов / Е. Р. Ергашев. – М.: Юрайт, 2021. – 474 с. 
  8. Прокурорский надзор. Особенная и Специальная части: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 461 с.
  9. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов / А. Ф. Смирнов [и др.]; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 483 с. 
  10. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавриата и специалитета / И. Я. Козаченко [и др.]; под ред. И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. – М.: Юрайт, 2018. – 408 с.
  11. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И. Селиверстова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2018. – 432 с.
  12. Ястребов, В. Б. Прокурорский надзор: учебник / В. Б. Ястребов, В. В. Ястребов. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Зерцало-М, 2019. – 372 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Прокурорский надзор
2018 год 22 стр.
Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора
antiplagiatpro
Реферат Прокурорский надзор
2016 год 25 стр.
Понятие судебной, прокурорской и правозащитной деятельности
Реферат Прокурорский надзор
2016 год 15 стр.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское