Введение
Глава 1. Особенности становления, развития и понятие социального партнерства в России
1.1 Социальное партнерство: эволюция развития в России
1.2 Понятие, сущность, принципы и значение социального партнерства в сфере труда для современного общества
Глава 2. Формы и проблемы социального партнерства в трудовом законодательстве России
2.1 Формы социального партнерства
2.2 Проблемы социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных профсоюзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
Социальное партнерство – система взаимодействия на рынке труда между основными агентами.
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Сущностью социального партнерства в сфере труда является то, что оно представляет собой один из наиболее рациональных путей предотвращения и устранения конфликтов в обществе, в основе которого лежит сотрудничество.
При применении механизма социального партнерства в странах наблюдается положительный эффект, который заключается в стабильном социально-экономическом развитии при наличии политической стабильности, решении противоречий мирным путем и повышении уровня жизни населения.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе особенностей деятельности социального партнерства, определенными законодательством Российской Федерации.
Предмет исследования составляют правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности социального партнерства.
Цель работы – на основе комплексного исследования рассмотреть особенности социального партнерства.
Задачи исследования:
рассмотреть эволюцию развития социального партнерства в России;
проанализировать понятие, сущность, принципы и значение социального партнерства в сфере труда для современного общества;
исследовать формы социального партнерства;
раскрыть проблемы социального партнерства.
Методологической основой выступает общенаучный диалектический метод познания, а также ряд частных научных методов: системный метод, метод сравнительного анализа, формально-логический метод толкования права, нормативный, формально-юридический.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Особенности становления, развития и понятие социального партнерства в России
1.1 Социальное партнерство: эволюция развития в России
Ключевым событием, послужившим основой для становления системы социального партнерства в новейшей мировой истории, стало создание в рамках Версальского мирного договора в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). В основе деятельности данной организации лежит трипартизм – трехстороннее представительство работников, работодателей и органов государственной власти.
Создание Международной организации труда было обусловлено тремя причинами.
1) Политическая – в начале ХХ века во многих европейских странах, включая Россию, активно велась борьба за власть, за ресурсы, следствием которой стали многочисленные революции. С целью преодоления стихийных способов разрешения обострившихся в обществе противоречий, носящих взрывной, насильственный, революционный характер, создатели МОТ приняли решение организовать особую структуру, призванную устанавливать и поддерживать социальное равновесие между разными слоями общества, стимулировать социальный прогресс и разрешать возникающие общественные проблемы посредством эволюционных мирных преобразований.
2) Социальная – экономическое развитие стран в начале ХХ века существенно опережало социальное. Условия жизни и труда работников европейских стран зачастую были тяжелыми, а иногда и вовсе неприемлемыми. Какие-либо элементы социальной защиты работников отсутствовали, а их труд не получал соответствующего вознаграждения. Повсеместно наблюдалась жестокая эксплуатация рабочей силы. Это, в свою очередь, порождало социальную и политическую нестабильность в обществе и по мере ее нарастания требовало непременного разрешения.
3) Экономическая – стремление некоторых стран улучшить условия жизни и труда работников сопровождалось увеличением затрат, ростом себестоимости продукции и обострением противоречий уже в сфере трудовых отношений между работодателями, работниками и представителями органов государственной власти. В связи с этим в Преамбуле к Уставу МОТ, который был принят в 1919 г., подчеркивается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах»[1].
В основе деятельности МОТ лежат следующие принципы:
нетоварный характер труда;
обязательным условием социально-экономического прогресса выступают свобода слова и свобода объединений;
особую угрозу для общемирового благосостояния несут низкий уровень жизни и нищета в любой из европейских стран;
каждый человек, независимо от возраста, пола, расы или вероисповедания, имеет право на создание и поддержание своего материального состояния и духовное развитие в условиях равенства возможностей, свободы и достоинства.
Формальным моментом возникновения системы социального партнерства в нашей стране считается Указ Президента Российской Федерации №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», который был принят 15 ноября 1991 г[2]. Данным документом было законодательно закреплено ежегодное заключение генеральных соглашений между органами государственной власти, представителями работодателей и работников в лице профсоюзов, в которых определялись обязательства каждой из сторон в сфере занятости населения, последовательного роста социальных гарантий работникам, обеспечения роста их доходов, усиления социальной защиты наименее защищенных групп населения посредством последовательной реализации социально-экономических проектов и программ.
Согласно исследованиям ученых выделяются следующие этапы и специфические черты формирования и развития системы социального партнерства в России[3]:
1) Первый этап включает период начала-середины 90-х гг. ХХ века. Указом Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» было провозглашено формирование системы социального партнерства в трансформирующейся России. Начиная с 1991 г. Правительство призывало к заключению трехсторонних отраслевых тарифных соглашений между представителями органов власти, работниками (в лице профсоюзов) и работодателями, с указанием в них взаимных обязательств всех сторон, регулирующих социально-трудовые отношения в сфере организации труда, его оплаты, порядка найма и увольнения работников, социальных гарантий и прочих условий, обеспечивающих рост производительности труда, эффективности производства, совершенствование трудовой дисциплины, предотвращение возможных конфликтов, а также баланс интересов всех взаимодействующих сторон.
Следует отметить, что принятие подобного Указа было продиктовано объективной необходимостью. Подавляющая часть россиян была не удовлетворена ходом рыночных реформ: уровень жизни в стране резко сокращался, нарастала социально-экономическая дифференциация в обществе. Это, в свою очередь, порождало неудовлетворенность населения условиями труда и уровнем его оплаты, низкую производительность и эффективность производства и еще более обостряло социально-трудовые противоречия.
2) Второй этап включает период с середины 1990-х гг. до 2002 г. На данном этапе происходит укрепление нормативно-правовой базы системы социального партнерства посредством принятия таких федеральных законов как: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (№ 10-ФЗ от 12 января 1996 г.)[4], «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (№ 92-ФЗ от 1 мая 1999 г.)[5], а также целого ряда региональных законов «О социальном партнерстве». Отличительной особенностью данного этапа является то, что развитие трехстороннего взаимодействия активно осуществлялось, прежде всего, на региональном уровне, где быстрыми темпами происходило формирование объединений работодателей и развитие профсоюзного движения[6]. Профсоюзы постепенно находили свое место в изменяющихся условиях хозяйствования, происходило переосознание их роли и значения в трансформирующейся российской экономике.
3) Третий этап – современный – охватывает период с начала 2000-х гг. и по настоящее время. В начале ХХI века происходит социальная переориентация государственных приоритетов.
Принимаются многочисленные общенациональные проекты, подчеркивающие социальную направленность развития российской экономики. С 2002 г. начал действовать Трудовой Кодекс Российской Федерации (с 1 октября 2006 г. он действует в новой редакции). С принятием Трудового Кодекса Российской Федерации система социального партнерства в России получила законодательное закрепление.
Так, ст. 23 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов взаимодействующих в трудовом процессе сторон по вопросам регулирования трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений. На современном этапе происходит расширение и углубление социального партнерства, его переход с регионального на федеральный и наднациональный уровень. В результате система социального партнерства становится многоуровневой. Принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей» (27 ноября 2002 г.) активизировало деятельность крупнейших объединений работодателей на федеральном уровне с внутренними территориально-отраслевыми структурами. Продолжается дальнейшее усиление роли и значимости профсоюзного движения. С целью развития эффективной системы трипартизма в России был создан совет социального партнерства, законодательно регулирующий взаимоотношения между правительством, объединениями предпринимателей и профсоюзами.
Деятельность этого органа направлена на достижение баланса интересов государства, собственников и наемных рабочих предприятий, учреждений и организаций, а также поиск компромиссов между социальными партнерами для предотвращения конфликтных ситуаций. Практическое внедрение системы социального партнерства стало стабилизирующим фактором в процессе трансформации отечественной экономики[7].
Результативность трехстороннего сотрудничества проявилась, во-первых, в увеличении числа заключенных коллективных договоров (с 58,5 тыс. в 1998 г. до 814,1 тыс. в 2016 г.), что стало фактором усиления социально-трудовых гарантий для наемных рабочих. Во-вторых, использование посреднических и примирительных процедур способствовало сокращению числа забастовок (если в 1996 г. забастовки имели место на 1269 предприятиях и организациях, то в 2016 г. лишь на 3), что нормализовало деятельность субъектов хозяйствования в таких отраслях экономики как промышленность, транспорт и образование.