Введение
Глава 1. Понятие и причины социального сиротства в Российской Федерации
Глава 2. Вопросы профилактики социального сиротства в России. Проблемы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального партнерства в РФ
2.1 Правовое регулирование профилактики социального партнерства
2.2 Проблемы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального партнерства в РФ
Заключение
Список использованных источников
Сиротство как социальный феномен свойственен любому обществу. Оно существует ровно столько, сколько живет само общество, и служит составной, неотъемлемой частью цивилизации. Но более актуальна настоящая проблема для государств, находящихся в процессе различных социальных переворотов. Безусловно, сиротство является неизбежным результатом и военных конфликтов. Следует отметить, что сиротой становятся не только те дети, родители которых погибли, но и те, у кого они оказались лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведущие асоциальный образ жизни и не осуществляющие должный уход за детьми, а также те родители, которые добровольно отказываются от детей, теряя все права на них. Возникает логический вопрос, вследствие чего дети при живых родителях оказываются сиротами? Здесь немаловажную роль играет ряд социальных, психологических и патологических факторов, разрушающих фундаментальную форму общественного образа родителей и, в первую очередь, матери. Главными причинами увеличения количества сирот становится снижение социального авторитета семьи, финансовые трудности и бытовые условия, популярность сожительства и, как следствие, увеличение внебрачной рождаемости. Упадок социального авторитета семьи отрицательно сказывается на благополучии детства в целом по стране, способствуя росту социального сиротства и увеличению числа таких учреждений как центры помощи детям и школы-интернаты. За последние несколько лет число детей, находящихся на попечении государства в специализированных учреждениях, становится значительно меньше. По статистике это число в России сократилось на 15% в 2021году и составило 50,2 тысячи.
Данная статистика показывает положительную динамику в решении настоящей проблемы, но не снимает ее окончательно. Дети, лишенные родителей, не могут быть изолированы от социума. Мы должны быть рядом с ними и от того, как будут воспитаны эти дети, зависит будущее нашей страны. Если таких детей предоставить самим себе, не обеспечивая должного воспитания и образования, то они станут решать свои проблемы сами: начнут грабить, угонять, воровать станут источниками различных инфекций. Вследствие этого, жить в обществе с беспризорниками станет попросту опасно. В связи с этим социальная защита прав и интересов таких детей приобретает особо важное значение. Согласно Конвенции о правах ребенка, дети, лишенные родителей, имеют право на определенную помощь и защиту, обеспечиваемую государством. Задачей особой важности является создание среды для полноценного физиологического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей, подготовка их к самостоятельной жизни в социуме. Для этого разработан комплекс мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, которые нацелены на формирование и осуществление государственной политики в отношении детей данной категории. Эти мероприятия обеспечивают общественную защиту, профессиональную квалификацию, трудоустройство и нормальную интеграцию в обществе. Дети, воспитывающиеся в интернатах и центрах помощи детям, лишены родительской заботы и ласки, которая есть у детей, живущих с родителями и без чего невозможно их полноценное развитие как личности. Это связано с тем, что социальное поведение ребенка зависит от понимания ими реального мира, общественности, с которой он взаимодействует, и которая, безусловно, влияет на его социальный рост. Именно от степени этого влияния будет зависеть общественное поведения ребенка, будет оно соответствовать или выходить за рамки общепринятых социальных норм и правил. Человек с момента рождения по своей природе является социальным, с первых дней жизни ему необходимо непосредственное участие другого человека. Необходимо, чтобы в процессе развития и взросления ребенка рядом находились те, кто помогут ему приобщиться к цивилизации. В воспитание ребенка проявляется личность его родителей, умение любить, понимание окружающего мира, отношения в обществе. Первые три года жизни ребенка происходит развитие его характера, что в дальнейшем отразится на его социальном поведении. Особую роль здесь должна играть семья, так как в данный период приобретается запас знаний и опыта, наступает процесс вступления ребенка в мир общественных отношений. Будущая успешность, умение адаптироваться в окружающем мире зависит от умения взрослых наладить общение, понимание и усвоение информации. В случае отсутствия внимания и обычного человеческого участия проявляется девиантное поведение в обществе. Не видя положительного опыта семейных отношений, дети не могут создать настоящую полноценную семью и в большинстве случаев повторяют судьбу своих родителей, тем самым, увеличивая сферу социального сиротства. Деятельность квалифицированных специалистов, на практике занимающихся проблемами детей и их семей, способствующих дальнейшему существованию сирот, требует определенной помощи и мер в отношении существующей социальной политики. Проводимая работа воспитательного и психолого-педагогического уровня не дает необходимого эффекта и требует развития, грамотной, комплексной подготовки специалистов. Реформации требует в целом вся социальная работа.
Цель работы состоит в анализе законодательной регламентации социального сиротства в Российской Федерации, выявлении наиболее важных проблем в данной сфере и разработке предложений по профилактике социального сиротства.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы следующие задачи данной работы:
определить понятие и причины социального сиротства в России;
проанализировать современное состояние данной проблемы;
выявить основные пути и методы решения проблемы профилактики социального сиротства в России.
Объектом исследования выступает социальное сиротство как явление в его юридическом понимании, предметом – актуальные проблемы в социальном сиротстве, связанные с правовыми аспектами.
Вопросами социального сиротства в науке занимались отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно отметить А. Маслоу, М. Мид, Й. Лангмейера, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.Ф. Дементьева и др.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Нормативно–правовую основу настоящего исследования составляют международные и национальные законодательные акты, в частности, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации (далее по работе – Конституция РФ), различные кодифицированные акты (Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по работе – ГК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации (далее по работе – СК РФ), а ряд других), действующие федеральные законы «Об опеке и попечительстве» (далее по работе – Закон об опеке), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, подзаконные ведомственные акты, регулирующие проблему социального сиротства.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.