ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УГРОЗА УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1.1 Уголовно-правовая характеристика угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
1.2 Квалифицированный вид угрозы убийством или причинения тяжкого вреда здоровью
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИИ И ОТГРАНИЧЕНИЯ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ УГРОЗЫ УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ
2.1 Квалификация угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
2.2 Проблемы отграничения угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью от смежных составов преступлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На всех этапах становления государства уголовное право являлось некоторым «средством» защиты приоритетных благ личности, общества и государства. Одним из средств предупреждения насильственной преступности выступают нормы уголовного законодательства, в частности, ст. 119 УК РФ, регламентирующая наступление уголовного наказания за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Появление в УК РФ статьи, вызвано желанием законодателя защитить психическую неприкосновенность гражданина и пресечь обнаруженное вредное информационное воздействие на его психику, а также необходимостью предотвращения наиболее тяжких преступлений против жизни и здоровья, описанных в главе 16 УК РФ.
В частности, об уголовной ответственности будет идти речь только тогда, когда угроза будет выражена в применении насилия, опасного для жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью).
Таким образом, уголовно наказуемым является не озвучивание умысла совершить преступления, предусмотренные статьями 105, 111 УК РФ, а непосредственно нанесение личности психической травмы путем выражения обещания физической расправы с целью произвести в нем вредные изменения, вызвать состояние опасения, страха, чувство тревоги, беспокойства за свою безопасность. В 2011 г. законодателем был принят закон, которым осуществлена криминализация ст. 119 в УК РФ, обусловленная тем, что наиболее опасной формой психического насилия является угроза убийством, в связи с тем, что «фундаментальные» чувства самосохранения любого живого существа являются важнейшими для реализации человеком своей биологической сущности.
Целью работы является теоретикоисследование особенностей уголовной ответственности за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Для достижения указанной цели нами сформулированы следующие задачи:
– дать уголовно-правовую характеристику угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью: изучить объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ;
– исследовать квалифицированный состав угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
– раскрыть квалификацию угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
– проанализировать проблемы отграничения угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью от смежных составов преступлений.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, урегулированных уголовным правом, в сфере угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Предметом исследования являются отечественное уголовное законодательство, практика его применения.
Методологию исследования составили как методы общенаучного характера: анализ, дедукция, абстрагирование, синтез, диалектический, формально-логический, исторический и структурно-функциональный, так и специально-юридические методы: формально-юридический (догматический), герменевтический и сравнительно-правовой.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении существующего теоретико-правового материала по выбранной тематике.
Практическая значимость исследования заключается в проблемном анализе отдельных вопросов угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. УГРОЗА УБИЙСТВОМ ИЛИ ПРИЧИНЕНИЕМ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ: ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
1.1 Уголовно-правовая характеристика угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Нормы уголовного законодательства о преступлениях против жизни и здоровья, к числу которых относится угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, всегда относились к категории наиболее разработанных, поскольку охраняют важнейшие блага, присущие каждому человеку. Вместе с тем на фоне достаточно высоких статистических показателей относительно распространенности угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью квалификация данного состава сопряжена со значительными сложностями, что порождает необходимость толкования признаков, обязательных для привлечения виновного к уголовной ответственности. Конструкция состава преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ, основное внимание уделяет объективной стороне, а именно характеристике угрозы. В частности, исходя из требования закона, осуществляемое деяние должно представлять собой:
1) угрозу, т.е. психическое воздействие на сознание потерпевшего;
2) содержание должно иметь конкретизированный характер и заключаться исключительно в ее направленности на убийство или причинение тяжкого вреда здоровью;
3) потерпевший должен воспринимать угрозу как реально осуществимую и опасаться ее немедленной реализации. При этом большая часть представленных признаков имеет оценочный характер, поскольку их установление зависит от конкретных обстоятельств совершенного деяния и устанавливается правоприменителем в каждом отдельном случае. Разъяснения закрепленных в диспозиции ст. 119 УК РФ признаков со стороны законодателя, а также судебных органов в лице Пленума Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Вместе с тем, как показывает анализ научной литературы и правоприменительной практики, в настоящее время не выработано единое мнение ни по одному элементу данного состава преступления. В частности, понимание сущности любого состава, а также квалификация преступления начинается с характеристики объекта. Научной общественностью высказываются различные позиции по поводу того, какие общественные отношения нарушаются при осуществлении угрозы. Так, В.П. Петрунев, Г.А. Заидов считают, что угроза убийством посягает на жизнь, поскольку умысел виновного должен быть направлен именно на причинение смерти[1]. Однако указанная авторами направленность умысла должна влечь необходимость квалификации по ст. 105 УК РФ с указанием на соответствующую стадию развития преступного деяния. Л. Сердюк в качестве объектов данного преступления выделяет здоровье и свободу волеизъявления[2]. Оценивая представленные точки зрения, следует помнить, что непосредственный объект, с одной стороны, всегда находится в плоскости видового, а с другой – представляет собой конкретное общественное отношение. Видовым объектом главы 16 является жизнь и здоровье, однако сама по себе угроза воздействует не на жизнь, а лишь на психическое состояние лица, т.е. здоровье, которое и будет образовывать основной объект. В научной литературе содержатся попытки включить в число обязательных признаков указанного состава преступления потерпевшего. Например, В.В. Логвиненко утверждает, что на практике чаще всего при анализе возбужденных уголовных дел было установлено, что «толчковым» моментом для совершения преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ, в большинстве случаев являлась ссора между субъектом преступления и потерпевшим.