Настоящая работа посвящена исследованию вводных и вставных конструкций в художественном тексте.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что данный материал в лингвистическом аспекте изучен в недостаточной степени и поэтому вводится в научный аспект. Для современной лингвистики актуальным является вопрос о роли, функциях того или иного языкового элемента в тексте, особенно в художественном тексте, об интенциях автора при выборе слова, словоформы или построении той или иной синтаксической конструкции
Объект исследования работы являются вводные и вставные конструкции в художественном тексте.
Предмет исследования – роль вводных и вставных конструкций в художественных произведениях отечественных писателей, в частности современной поэтической грамматике.
Основная цель работы – выявление структурной и семантической специфики вводных и вставных конструкций в художественных текстах.
Задачи курсовой работы определяются этой целью и сводятся к следующему:
- собрать и систематизировать лингвистический материал, необходимый для выполнения курсовой работы;
- рассмотреть классификацию и семантическое значение вводных и вставных конструкций в художественном тексте;
- провести исследование вводных слов и вставных конструкций в современной поэтической грамматике.
Материал для выполнения курсовой работы нами был собран путем сплошной выборки стилистических элементов вводных и вставных конструкций в произведениях русских писателей, в частности современных поэтов таких как Елена Шварц, Лев Лосев, Михаил Айзенберг.
Степень разработанности данного исследования. Изучению вводных слов и ставных конструкций посвящены работы таких исследователей как Г.Н. Акимовой, В.В. Бабайцевой, Л.Г Бабенко, Н.С. Валгиной, О.В Меркушева, В.А.Шаймиева, И.И. Щёболевой и других. В данных работах анализируются особенности и значение использования вводных и вставных конструкций в художественных текстах. Приведенные работы послужили теоретической базой нашего исследования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
- Классификация и семантическое значение вводных и вставных конструкций в художественном тексте
Вводные конструкции - это все те, которые предупреждают и дают преамбулу к тому, что должно быть прочитано, чтобы читатель имел предварительное знание информации, которую он хочет передать в романе, книге или любом литературном тексте.
Смысл вводного состоит в том, что он имеет функцию введения, что ясно дает понять, что «вводные тексты» означают все те идеи, которые хотят передать, чтобы ввести тему читателям произведений, для которых они были созданы.
Примеров их достаточно много. Они могут быть представлены в различных частях речи. В этих конструкциях, как правило, – они не являются членами предложения, а просто усложняют его, делая некоторые объяснения для понимания текста. Вводные слова синтаксически выделяются запятыми или установкой другой пунктуации (дефисы).
Вчера-не знаю почему – Мне ужасно не повезло. Как говорят древние обитатели дома, в начале этого добра водила чистая вода. Первая часть перед запятой – вводная фраза для обозначения значения.
Вводные слова, примеры которых можно разобрать, применяются только по смыслу целой фразы в целом. То есть, если они исключены из контекста, содержание не будет затронуто. Таким образом, эти структуры не обязательно являются предложением и разделяют не только знаки препинания, но и интонацию [Валгина 1983: 175].
Грамматически вводные слова представлены довольно широко: они существительные (к счастью), и короткие прилагательные или же превосходной степени (что важнее, в лучшем случае, виноват), и наречия (конечно, конечно), и глаголы в разных формах (думаю, говорят, а знать), и местоимения (в то же время), фразы и различные виды предложений (о которых мы писали выше).
Вводные элементы Словаре лингвистических определяются как «-грамматически не с другими высказывания» [Ахманова 1966:72].
Г.. Акимова утверждает, вставные конструкции своё развитие основе разговорной : они использовались репликах, перебивах , возникающих по часто для или разъяснения информации, и средством выражения мыслей говорящего [ 1990: 55–56]. С помощью слов говорящий своё отношение тому, что . В.В. и Е.. Диброва в учебниках «Современный язык» и « русский язык: . Анализ языковых » соответственно выделяют признаки, объединяющие вводные конструкции. ним относятся [ 1987:161]:
- общее значение – говорящего к (субъективная модальность);
- выражения – категория слов;
- в речи выделяются (паузами и быстрым произнесением).
Рассмотрим нюансы смысла, которые передают вводные слова. Примеры будут приведены для каждой группы. Для выражения определенности или неопределенности используются следующие конструкции:
Конечно: Мы, конечно, собираемся прогуляться в такой прекрасный зимний день.
Конечно: Будет пока смотреть, конечно.
Нет сомнений: Без сомнения, мы сдадим все экзамены успешно!
Может быть: я, придется прибегнуть к помощи Виктора.
Очевидно: Зима, очевидно, закончится в ближайшие недели.
Видимо: Вы, судя по всему, не собираетесь идти на примирение.
Может быть: скоро наступят лучшие времена.
Вводные слова передают значение любой дополнительной информации. Позавчера – не знаю почему – мне было очень грустно. В этом случае макет передает дополнительную информацию, поэтому желательно выбрать не запятые и дефисы.
исследователи выделяют классификацию вводных с некоторыми . Наиболее полный разрядов вводных по значению Д.Э. [Розенталь 1972: 35-36]:
1) вводные с модальным , выражающие оценку степень реальности (уверенность, предположение, , неуверенность и .: конечно, вероятно, , возможно, наверное, и т. .);
2) вводные слова эмоциональным значением, чувства говорящего связи с (радость, сожаление, и т. .: к счастью, радость, к , к сожалению, удивлению и . д.);
3) вводные , указывающие на мыслей, последовательность : итак, значит, , наконец, во-, во-вторых т. д., одной стороны, другой стороны, , напротив и . д.;
4) вводные , указывающие на и способы высказываемых мыслей: , одним словом, говоря, так , другими словами т. д.;
5) слова, указывающие источник сообщаемого: , сообщают, по ..., по мнению..., слухам, с зрения, помнится, -моему и . д.;
6) вводные , представляющие собой к собеседнику читателю с привлечь его к сообщаемому, определённое отношение излагаемым фактам: (ли), видите (), поймите, вообразите, себе, извините, , пожалуйста и . д.;
7) вводные , показывающие степень того, о говорится: бывает, , случается, по , по обыкновению т. д.;
8) слова, выражающие высказывания: по , по справедливости , смешно сказать, в укор сказано и . д.