Введение
Раздел 1.
Жанры фантастики и жанровое своеобразие романа Д. Глуховского «Метро 2033»
Раздел 2.
Проблематика романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Литература
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 29
Введение
Раздел 1.
Жанры фантастики и жанровое своеобразие романа Д. Глуховского «Метро 2033»
Раздел 2.
Проблематика романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033»
Заключение
Список литературы
Бурное развитие фантастики в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве в XX-XXI веках возбудило интерес и побудило исследователей к анализу этого явления. Становится ясно, насколько сложным оказывается определение «фантастического» и границ его применения.
Существует огромное множество трактовок термина «фантастика». Дать ему определение пытались многие исследователи, например, Б. Стругацкий и М.И. Мещерякова в своих работах «Что такое фантастика» и «Что есть фантастика».
М.И. Мещерякова пишет: «Этим термином обозначают определенный тип образности, систему изобразительно-выразительных средств, а также вид литературы, в котором фантастика выступает в качестве ведущей темы» [Мещерякова, 2008: 1]. В этой статье она дает определение и другим, важным для понимания жанра, терминам, таким как «киберпанк», «турбореализм», «альтернативная история», «школа братьев Стругацких», «школа Ефремова».
«Что такое фантастика» – статья к сборнику «День свершений». Здесь Борис Стругацкий определяет фантастику следующим образом: «призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение» [Стругацкий, 1988: 3].
Очень важной теоретической работой является монография Константина Давидовича Мзареулова «Фантастика. Общий курс», в которой собрано все от ответа на вопрос «что такое фантастика?» и до истории ее развития в качестве литературного жанра. Автор в работе дает и свой ответ на вопрос «Что же привлекает людей самых разных – по возрасту, образованию, привычкам, характеру – в этом жанре». Основную причину он видит в том, что «фантасты способны предложить бесчисленное множество сюжетов и образов, которые будоражат воображение или помогают более зримо и ясно увидеть мечту» [Мзареулов, 2018: 11]. Также К.Д. Мзареулов выделяет вопрос, который, как он считает, волнует фантастов наиболее всего: «Каким станет человек будущего?».
Цветан Тодоров – историк и публицист болгарского происхождения. Его «Введение в фантастическую литературу» получило большую известность. Основным признаком фантастики Тодоров Ц. называет сомнения, которые вызывает у читателя и героя описание событий: действительно ли происходит то, что они видят или это только у них в голове?
Автор выделяет «фантастическое», «необычное» и «чудесное» в литературе и указывает на различия между ними. В «фантастическом» сверхъестественное вызывает эмоциональную реакцию у героя. В «необычном» все примерно так же, но сверхъестественное здесь объясняется законами реального мира. В «чудесном» сверхъестественное является чем-то обыденным и нормальным для персонажей. К «чудесному» он относит научную фантастику и фэнтези.
Книга Роже Кайуа «В глубь фантастического» – это исследование человека тончайшего восприятия и безграничной эрудиции. Автор высказывает мнение о таинственном вокруг нас. Он высказывает мысль о том, что фантастика проявляется в произведениях искусства и помимо воли писателя. Для Кайуа то, что создано с целью намеренно удивить – это «прудустановленная» фантастика, а «подлинная» фантастика – то, что не сразу бросается в глаза, но если ты это замечаешь, то оно вызывает чувство тревоги и страха: «Фантастическое является таковым только в случае, когда оно представляется недопустимым беспорядком с точки зрения опыта или разума» [Кайуа, 2006: 37].
Если говорить конкретно об антиутопиях, то к ним в своих исследованиях обращался Борис Ланин. Эту тему он затрагивал в «Анатомии литературной антиутопии». Здесь он рассуждает о том, что определяет этот жанр. Б. Ланин выделяет следующие особенности: 1) Спор с утопией: «Итак, антиутопия спорит с целым жанром. Можно говорить об исконной жанровой направленности антиутопии против жанра утопии как таковой» [Ланин, 1993: 154];
2) «Псевдокарнавал – структурный стержень антиутопии. <…>, основа псевдокарнавала – абсолютный страх» [Ланин, 1993:155];
3) Главный герой эксцентричен по натуре;
4) Чувственность и скабрезность играют важную роль для автора;
5) аллегоричность;
6) пространство всегда ограничено;
7) «Страх – внутренняя атмосфера антиутопии» [Ланин, 1993: 162].
В «обзоре» Бориса Невского внимание акцентируется на фантастике, посвященной гибели цивилизации, то есть на апокалиптической литературе. Б. Невский пишет о том, как на вопросы, такие как «Как настанет конец света?», «Что случится потом?», «Смогут ли люди выжить?» отвечали писатели. Также он отмечает некоторые причины, которые в книгах этого жанра чаще всего приводят человечество к финалу. Это внешняя катастрофа или человеческая глупость.
Григоровская Анастасия Васильевна при исследовании жанра «антиутопия» нередко обращалась к роману «Метро 2033». Так, в работе «Фольклорные мотивы пути-дороги и магического бегства в структуре антиутопии Д. Глуховского «Метро 2033» и Д. Быкова «ЖД»» она показывает связь мотивных комплексов антиутопии и волшебной сказки. Сходство демонстрируется на примере мотивов пути-дороги и магического бегства. Поднимается вопрос о происхождении этого жанра.
Среди исследований романа Дмитрия Глуховского следует также отметить работу Орлова С.В. «Опустошение духовных и моральных ценностей человека в научно-фантастических романах трилогии Д. Глуховского «Метро 2033-34-35»». Не менее важной является работа Григоровской А.В. «Пространственно-временная организация и мотивная структура в антиутопии 2000-х годов («ЖД» Д. Быкова и «Метро 2033» Д. Глуховского)».
«Метро 2033» – это роман, который повествует о жизни людей в московском метрополитене после ядерной войны на «поверхности». Выпущен был в 2005 году под издательством «Эксмо», но в 2007 году был переиздан издательством «Популярная литература».
Актуальность исследования этого постапокалиптического произведения обусловлена огромным интересом к русской антиутопии, которая в последнее время активно развивается. Роман дает целостное представление об особенностях этого жанра и тенденциях развития отечественной антиутопии. Интересным для анализа является и факт того, что жанр произведения не назван однозначно. Он наделен самыми разными жанровыми терминами, такими как: «роман-предупреждение», «постъядерный роман» и просто «антиутопия». В структуре этого произведения многое остается неясным до сих пор. Важно также определить место и значение этого текста в литературном процессе.
Новизна работы объясняется ее актуальностью.
Объектом данной курсовой работы является роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Предмет изучения – жанровая специфика и проблематика произведения.
Цель – проанализировать текст романа и изучить своеобразия жанра и проблематики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение жанрам утопия и антиутопия. Выявить их различия;
- обозначить этапы развития русской антиутопии;
- уточнить жанровое определение исследуемого произведения, определить специфику жанра;
- определить тему и идею произведения;
- проанализировать проблемы, которые поднимает автор в романе.
Теоретическая значимость заключается в осуществленном анализе особенностей жанра на примере романа «Метро 2033». Полученные сведения могут быть использованы для дальнейшего изучения этого проблемного вопроса.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученного материала в учебных целях.
При выполнении работы был использован метод анализа художественного текста и обобщения полученной информации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы, который включает в себя тридцать два пункта.
Раздел 1.
Жанры фантастики и жанровое своеобразие романа Д. Глуховского «Метро 2033»
Дмитрий Глуховский – писатель, первым романом которого является «Метро 2033». Позже это произведение назовут лучшим дебютом 2007 года на конкурсе Европейского общества научной фантастики «Еврокон». Эту культовую историю о жителях Москвы, оставшихся в живых после ядерной войны в московском метрополитене, он придумал, когда ему было лишь четырнадцать лет. Следующие восемь лет автор, по его же словам, оформлял сюжет на бумаге. Издание книги далось писателю нелегко, так как печатать начинающего автора не хотел никто, и именно поэтому изначально роман был выложен в сеть в свободном доступе. Следует отметить, что он пользовался огромным успехом среди пользователей интернета.
Впервые роман был взят в производство издательством «Эксмо», в 2007 году – «Популярной литературой», а позднее издательством «АСТ». Роман стал бестселлером и на основе этой истории позже были созданы компьютерные игры, ставшие впоследствии очень популярными среди молодежи.
При анализе этого масштабного текста исследователи испытывают некоторые трудности, когда дело касается определения жанра. Дебютное произведение Дмитрия Глуховского называют то «романом-предупреждением» (так его называет сам автор), то «постъядерным романом», то просто «антиутопией» или романом «фантастическим», но чаще всего все-таки при разговоре о «Метро 2033» используется термин «антиутопия». Но так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобрать этот термин и его значение.
В первую очередь антиутопия – это жанр, который противопоставлен «утопии». Спор с утопией или утопическим замыслом является обязательным для антиутопии. Не появись жанра утопии, антиутопии могло и не быть.
Утопия (греч.«место, которого нет») – «жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества» [Тимофеев, Тураев, 1974: 59]. Это определение Тимофеева Л. И. и Тураева С.В. Утопией они называли произведение, изображающее то, что в реальности неосуществимо.
В литературной энциклопедии, составителем которого является А.Н. Николюкин дается следующее определение: «Утопия – литературный жанр, в основе которого – изображение несуществующего, идеального огбщества. Основной утопический принцип: подробное описание регулируемой общественной жизни» [Николюкин, 2001: 1117] .
Впервые этот термин использовал Томас Мор в своем одноименном произведении: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» [Мор, 1978: 53].
Важным элементом утопии, как и антиутопии, является фантастика. Но, тем не менее, она отличается от чисто фантастической литературы, так как она не занимается построением возможного будущего.
I
II
III
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!