ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ФУТБОЛЕ
1.1. Основные практические методы спортивной тренировки в футболе
1.2. Современная теория и методика тренировки по футболу
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ФУТБОЛИСТОВ
2.1. Учёт возрастных особенностей спортсменов при построении учебно-тренировочного процесса
2.2. Современная теория и методика тренировки по футболу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Футбол является одним из самых популярных видов спортивной деятельности, которое оказывает положительный эффект на уровень физического и общего развития молодого поколения. Футбол – это игра с мячом, характеризующаяся интенсивностью и азартом, а также подкрепляемая логическим умозаключением. В результате футбол состоит из нескольких видов спортивной деятельности. Здесь присутствуют: ходьба, бег, прыжки и мн.др. Элементы ведения и передачи мяча формируют у игрока тактические навыки, характеризующиеся работой мозгового центра и уровнем технической подготовленности, а также выносливостью и личностных физических и интеллектуальных качеств. Одним из самых ценных для оздоровления организма является специфичность данной спортивной деятельности. А именно разнообразие движений задействует все группы мышц, восстанавливается кровообращение и улучшается обмен веществ. Квалифицированная подготовка наиболее талантливых молодых людей является результатом масштабной тренерской работы, проводимой в совокупности с оздоровительной деятельностью.
Современный футбол - одна из самых динамичных спортивных игр. Это связано с тремя тенденциями развития. Прежде всего, постоянные усилия по повышению уровня технического игрового мастерства, которое оказывает огромное влияние на спортсменов, как психологический фактор. Во-вторых, наблюдается тенденция повышения уровня спортивной подготовки спортсменов. В-третьих, в современном (профессиональном) футболе, таким образом, проводятся свободные или произвольные матчи, и обычно ни одна команда не имеет большого преимущества в счете. Все это объясняет непрерывное функциональное и интеллектуальное развитие игрока, точность его действий, реакций и способность ориентироваться в меняющихся ситуациях. (М. А. Годик, Н.Я.Петров, Р. Акрамов, Кушбахтиев, Нуримов и другие).
Футбольная спортивная деятельность отличается своими техническими и тактическими составляющими. Разная специфика приемов: оборона, нападение, атака, характеризующиеся разнообразием движений (прыжки, удары по мячу, направление и поворот мяча, финальный бросок и т.д.). Технические способности футболиста характеризуются количеством технологий, которыми он владеет, разнообразием их реализации и способностью реализовывать эти технологии в активном противостоянии с противником.
Объект исследования - методы спортивных тренировок.
Предмет иследования - классификация методов спортивных тренировок в футболе.
Цель работы: изучить классификацию методов спортивной тренировки по футболу.
Задачи работы:
- Рассмотреть основные практические методы спортивной тренировки в футболе;
- Ознакомиться с современной теорией и методикой тренировки по футболу;
- Детально обосновать процесс учёта возрастных особенностей спортсменов при построении учебно-тренировочного процесса;
- Описать механизм управления процессом спортивного совершенствования.
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ФУТБОЛЕ
1.1. Основные практические методы спортивной тренировки в футболе
Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной активности спортсмена, делятся на:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный.
Существует два основных метода процесса обучения:
- образовательные действия в целом;
- образовательные мероприятия в раздельной форме [14, с.96].
Метод комплексных упражнений используется для изучения простейших и наиболее сложных двигательных движений. Метод расчлененных упражнений предполагает сначала изучение относительно независимых отдельных частей и элементов, и только после их усвоения они объединяются.
Сопряженный метод используется с совершенствованием тактики и техники, с параллельным развитием физических характеристик. При выполнении технико-тактических действий используются различные виды утяжелителей, не нарушающие технику движений (ремни, жилеты, тяжелая обувь и т.д.).
Существует метод выборочного воздействия. Особенностью этого метода является тренировка определенных групп мышц. Данная методика необходима для совершенствования технических и тактических данных футболиста. Здесь уместно будет использование различных упражнений с отягощением.
Другая большая группа методов основана на различных методах регулирования нагрузки и режима отдыха [12, с.320]:
- Равномерный метод характеризуется физическими упражнениями с постоянной (обычно низкой) интенсивностью, темпом и усилием (например, катание на лыжах, плавание, бег и т.д.). Результаты плавной тренировки очень высоки. Увеличение нагрузки достигается за счет увеличения продолжительности или интенсивности упражнений.
Переменный метод определяется своим разнообразием и отсутствием монотонности. Это достигается путем изменения скорости, диапазона движения и технологии.
- Переменный метод определяется своим разнообразием и отсутствием монотонности. Это достигается путем изменения скорости, диапазона движения и технологии.
- Повторяющийся метод включает в себя отдых через определенные промежутки времени и выполнение нескольких упражнений. Продолжительность упражнения, интенсивность нагрузки, время отдыха и количество повторений зависят от поставленной цели. Тренировочный эффект метода повторения обеспечивается как при выполнении отдельных упражнений, так и при накоплении всех повторяющихся воздействий. Преимуществами этого метода являются четкая организация занятий, точная регулировка нагрузки и возможность быстрого исправления ошибок.
- Интервальный метод характеризуется повторением. Кроме того, время тренировки и отдыха можно изменять по-разному. Это увеличивает возможность целенаправленного воздействия на различные физические функции и динамику овладения техническими и тактическими навыками. Результатом упражнения является не только само упражнение, но и интервал отдыха. Но несоответствие между содержанием и структурой может привести к перегрузке и переутомлению. Поэтому данная методика требует осторожности и строгого контроля всех составляющих.
- Круговая тренировка - это организационный и методический метод, состоящий из многократного, повторяющегося комплекса, идущего по кругу. Большинство упражнений направлены на определенные группы мышц и определенные физические характеристики. Это необходимо для развития тактических и технических навыков спортсмена. Строгое распределение общей нагрузки на организм является ценным фактором данной методики.
- Метод игры - это спортивные занятия игрока, организация которых строго распланирована. Любые игровые приемы могут быть задействованы. При использовании игрового метода практически не возможно рационально регулировать степень нагрузки на спортсмена, что является минусом в его применении.
- Метод соревнования основан на состязании за первенство. Специфика данного метода (официальное определение победителей, присуждение преимуществ, признание социальной значимости достижений и т.д.), что создает особую эмоциональную и физическую эйфорию. Минусом данной методики является невозможность регулируемости нагрузок.
Теоретический метод. С помощью устных методов сообщается теоретическая информация, определяются конкретные задачи, формируется отношение к выполнению учебных задач, анализируются и оцениваются результаты. Метод словоупотребления позволяет тренеру контролировать поведение спортсмена, образовательную этику, волю и другие личностные качества.
Метод видимости. Комбинация этих технологий используется для достижения зрения, движения и других ощущений и восприятий в процессе технической, тактильной и физической подготовки. Их можно разделить на две группы: методы прямой видимости и методы косвенной видимости. Первый включает в себя различные формы методической организации выражения самого упражнения. Косвенная технология является вспомогательным средством демонстрации и помогает сформировать предварительные представления о двигательных движениях, правилах и условиях выполнения упражнений. Их реализация также направлена на выявление и углубление идей, полученных путем непосредственного восприятия.