ВКР|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Отношения между родителями и подростками

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 129

Цена: 2 000
Купить работу

Введение

Глава 1. Общая характеристика межличностных отношений и их особенности в системе отношений «родитель-подросток»

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики межличностных отношений  

1.2 Специфика межличностных отношений подростка и родителей

Выводы

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений детей и родителей

2.1 Программа и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Рекомендации к составлению программы коррекции межличностных отношений в системе «родитель-подросток»

Выводы

Заключение

Литература

Приложения

Проблема кризиса, трудностей, конфликтов во взаимоотношениях между подростками и родителями - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании детей в возрасте от 11-12  до 15-16 лет.  

С начала научного изучения подросткового периода, за этим возрастом закрепилось название критического, что отразилось в его образной характеристике как периода «бури и натиска», «бушевания и напряжения». Почти все сходятся во мнении, что подростничество – это переломный момент в процессе социализации и что в этом возрасте социальные связи носят особенно напряженный характер. При этом напряженность эта складывается особенно во взаимоотношениях подростка с родителями.

Психологические исследования подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации. Все это и определяет социальную значимость данной работы.

В психологической литературе приводится обширная феноменология родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.

Научной разработкой проблемы развития межличностных отношений между родителями и подростками занимались как зарубежные (Д. Коулмен, М. Мид, З. Фрейд, С. Холл, Э. Шпрангер,  Э,  Эриксон), так и отечественные (Г.М. Андреева,  А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, Г.М. Болтунова, Л.С. Выготский, О.Н. Громова, Т.В. Драгунова, Е.М. Дубовская, В.И. Журавлев, А.С. Залужский, Р.Л. Кричевский, Б.Т. Лихачев, О.Н. Лукашенок,  Е.В. Первышева, Л.А. Петровская, Л.С. Славина, Е.А. Тимоховец, Н.И. Шевандрин, А.И. Шипилов Н.Е. Щуркова) ученые психологи и педагоги.

В связи с этим цель нашего исследования - изучение межличностных отношений в системе «родитель - подросток».

Объект - межличностные отношения между подростком и родителями.

Предмет – социально-психологические характеристики личности взрослого и подростка, влияющие на развитие межличностных отношений между подростками и родителями.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что такие факторы как: неудовлетворенность одним или двумя родителями своей семейной ролью, эмоциональное дистанцирование или, наоборот, излишняя концентрация на ребенке в семье, наличие конфликтов во взаимоотношениях между родителями влияют на процесс развития взаимоотношений между взрослым и подростком.

Возможно это происходит потому, что на процесс межличностных коммуникаций и возникновения конфликтов влияют не только подростки, но и сами родители, не всегда принимающие те изменения в развитии ребенка, которые происходят с ним в этот возрастной период.

Задачи.

  1. Теоретически обосновать проблему развития межличностных отношений в системе «родитель – подросток».
  2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
  3. Подобрать методики для выявления уровня развития межличностных отношений в системе «родитель-подросток».
  4. Эмпирически изучить особенности развития межличностных отношений родителей и подростков.
  5. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации для психологов, педагогов, социальных работников.

Эмпирическую базу исследования составили 20 полных семей. В эксперименте принимали участие 40 родителей (муж и жена в каждой из семей) и подростки в возрасте от 12 до 15 лет (20 детей: 11 девочек и 9 мальчиков).

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследование проводилось по нескольким методикам:

Для родителей: при изучении отношения родителей к семейной роли и отношения родителей к ребенку была использована методика изучения внутрисемейных отношений PARI. Для проверки результатов по методике PARI нами был использован «Тест-опросник родительского отношения», разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным. Также нами был применен тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» для изучения специфики развития межличностных отношений в диаде муж-жена.

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений нами была применена методика Рене Жиля и опросник «Подростки о родителях».

Для установления корреляционных связей был использован метод ранговой корреляции Спирмена.  

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. 

 

Глава 1. Общая характеристика межличностных отношений и их особенности в системе отношений «родитель-подросток»

1.1 Понятие, сущность и основные характеристики межличностных отношений

Слово общение происходит от англ. “communication” – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информации познавательного и/ или аффективно-оценочного характера [48, стр.244].

Проблема отношений занимает в психологии большое место. В отечественной психологии данная тема в значительной степени была разработана в трудах В. Н. Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.

Однако содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности [49, стр. 34].

Отношения, возникающие между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, определяются как общественные отношения [11, стр.132]. Примерами таких отношений могут быть производственные, экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что они возникают между людьми в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельностью и в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например политических партий и т.д.) [76, стр.45].

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп [25, стр.87]. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль - это фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [2, стр.71]. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы [2, стр.72]. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли [28, стр.156]. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску» [15, стр.211]. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических) [49, стр.111].

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки [15, стр.212].

Теперь важно рассмотреть место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.
  3. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2004.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Академия: 2004
  5. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме: Перевод с английского. - М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.
  6. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
  7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
  8. Бакланов М. А. Развитие личности ребенка в младшем подростковом возрасте. - М.,2004.
  9. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.
  10. Боброва Л.В. Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста. – Уфа, 2004.
  11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
  12. Бодалев А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - С. 18-26.
  13. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979.
  14. Бодалев А.А. Коммуникативное ядро личности и его проявления // Психология межличностного общения. - Рязань, 1994.
  15. Бодалев А.А. Психология общения. - Москва-Воронеж, 2002.
  16. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004.
  17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
  18. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.
  19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.
  20. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.
  21. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.
  22. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков
    под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В.- М. Просвещение, 1997.
  23. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М., 1981.
  24. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б. Эльконина - М., 1984. - 404с.
  25. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.
  26. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. - М., 1997.
  27. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.
  28. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991.
  29. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие. - СПб., 2004.
  30. Захарова С.В. Трудности общения в подростковом возрасте. – СПб., 2004.
  31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
  32. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
  33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.
  34. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
  35. Кон И.С., Социология личности. - М.: Политиздат, 1967.
  36. Кондратьева С.В. Сравнительный анализ конфликтного взаимодействия подростков и взрослых. - М., 2004.
  37. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 992с.
  38. Клее М. Психология подростка. – М., 1987.
  39. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. – Генезис, 1997.
  40. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 2000.
  41. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1967.
  42. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 2001.
  43. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. - М., 1994.
  44. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.
  45. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л., 1985.
  46. Ломов Б.Ф., Журавлев А.Л. Психология и управление. - М.: Наука, 1978.
  47. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.
  48. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Олма – Пресс, 2005.
  49. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - М., 1949.
  50. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1995.
  51. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
  52. Первышева Е.В. Межличностные конфликты как фактор социализации подростков. – М., 1989.-15 с.
  53. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.
  54. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители?/ Психология воспитания. - М., 2003.
  55. Платонов К.К., Исправительно-трудовая психология. - М.,
  56. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т.- Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 248 с.
  57. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. Реана А.А.- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.
  58. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Питер, 2000.
  59. Реан А. А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 1994.
  60. Реан А. А., Коломинский Я. Л., Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 1999.
  61. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.
  62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. – 480 с.
  63. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. - М., 2003.
  64. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001.
  65. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991.
  66. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2001.
  67. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.
  68. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. – Минск, 1989.
  69. Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
  70. Смирнова Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии №3, 2000.
  71. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. – Кишинев, 1988.
  72. Фрейд З. Введение в детский психоанализ. // Сер. «Детский психоанализ», вып.1. - М., 1991. С.7-49.
  73. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.
  74. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М. Просвещение, 1991.
  75. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  76. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995.
  77. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  78. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1998.
  79. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, №4.
  80. Энциклопедия психологических тестов. / Под ред. Касьянова С. - М.: Эксмо, 2002.
  81. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2017 год 85 стр.
ВКР Взаимосвязь гендерной идентичности и ролевых ожиданий супругов
Telesammit
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2019 год 54 стр.
ВКР Взаимосвязь развития эмоциональной сферы ребенка и детско-родительских отношений
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2018 год 71 стр.
Личностные особенности как фактора психологической готовности к браку
antiplagiatpro
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2020 год 36 стр.
Теоретический анализ психолого – педагогической литературы по проблеме «семейные конфликты»
antiplagiatpro
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2015 год 127 стр.
Психологическое консультирование в семье
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское