Общепризнанно, что проблема оптимизации структуры оказания медицинской помощи является актуальной во всем мире. Суть этой проблемы - отсутствие необходимой координации деятельности организаций, принимающих участие в оказании медицинских услуг и недостаточной ответственности за достижение конечного результата.
Современный взгляд на деятельность по оказанию услуг характеризуется большим вниманием к такому показателю, как эффективность. Эффективность является основой установления должного качества услуг, которое и должно служить отправной точкой для проведения оценок всей деятельности отрасли в области здравоохранения. Произвести оценку деятельности здравоохранения невозможно только с какой-либо одной точки зрения, поскольку эта сфера имеет значимость в нескольких областях жизни общества и государства, а это означает необходимость комплексного изучения деятельности по многим показателям, в числе которых ключевым, обобщающим, может послужить эффективность. Совершенствование системы здравоохранения должно развиваться в направлении повышения качества предоставления услуг, которое может быть достигнуто через повышение эффективности деятельности.
Препятствием в динамическом развитии здравоохранения служит недостаточно эффективное использование ресурсов, рост расходов, связанный с объективными причинами, такими, как старение населения, связанный с этим рост количества хронических заболеваний, повышение спроса на услуги, которые должны предоставляться на некоммерческой основе. Социальная составляющая в деятельности системы здравоохранения накладывает ограничения на ресурсы отрасли. Исследования возможностей повышения эффективности деятельности в условиях ограниченных ресурсов интересуют многих специалистов.
Все вышеизложенное обусловило актуальность данной темы.
Цель курсовой работы - разработка мероприятий по оценке и совершенствованию деятельности медицинской организации на примере оказания стационарной помощи в нефрологическом отделении БУЗ ВО №1.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Исследовать цели, задачи и принципы деятельности медицинских организаций;
- Определить перечень характеристик медицинской организации, которые необходимо учитывать при оценке деятельности медицинской организации;
- Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности медицинской организации, учитывающий как различные направления их деятельности, так и позиции заинтересованных сторон.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает БУЗ ВО№1, работающее в системе ОМС. Предметом исследования является эффективность деятельности медицинской организации.
Методология исследования. Теоретической основой работы стали труды, посвященные проблемам качества в медицинских организациях, особенностям управления качеством медицинских услуг и совершенствования менеджмента качества в здравоохранении в целом. В связи с этим были использованы исследования таких авторов, как Сергеева Н.М., Яшина Н. А., Ратников А. Ю., Жукова М. В., Хабибулин Б. Р., Репринцева Е. В., Петросов С. Н., Квачахия Л. Л. И многие другие.
Практической ценностью исследования является возможность использования методик анализа и оценки функционирования системы управления качеством услуг в медицинской организации и применении практических рекомендаций с целью усовершенствования данной системы.
1 Теоретические основы оценки и совершенствования деятельности медицинской организации
Цели, принципы и задачи деятельности медицинской организации
Система здравоохранения в России основана на ряде законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество оказания медицинской помощи. В соответствии с федеральным законом об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, вступившим в силу 21 ноября 2011 года (№323-ФЗ), организация медицинской помощи базируется на деятельности лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных учреждений государственной, муниципальной и частной форм собственности[1].
К государственной системе здравоохранения относятся: Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебнопрофилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарнопрофилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии законодательством Российской Федерации.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебнопрофилактические и научно-исследовательские организации, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-санитарной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-санитарной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой[2].
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Стационарная медицинская помощь в настоящее время представляет собой наиболее ресурсоемкий сектор здравоохранения. В стационарных учреждениях сосредоточены основные материальные ресурсы отрасли (дорогостоящие здания, сооружения, оборудование, транспорт и т.д.), на содержание учреждений этого типа тратится в среднем 60-70% всех ассигнований, выделяемых на здравоохранение. Чрезмерно большое число стационарных учреждений и больничных коек в конце девяностых годов прошлого века, нерациональное использование коечного фонда, высокие финансовые затраты на стационарную помощь и как следствие - удорожание медицинской помощи потребовали реструктуризации всех секторов здравоохранения. В настоящее время для достижения оптимального использования имеющихся ресурсов осуществляется сокращение коечной сети и необоснованных госпитализаций, интенсификация стационарной медицинской помощи, развиваются стационарзамещающие формы медицинского обслуживания[3].
В задачи современной городской больницы для взрослых входят:
- оказание высококвалифицированной, специализированной и высокотехнологичной лечебной помощи госпитализированным пациентам;
- осуществление профилактических мероприятий (санитарно-просветительная работа, создание лечебно-охранительного режима, профилактика внутрибольничной инфекции);
- клинико-экспертная деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности;
- развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества лечебно-профилактической помощи и др.;
- внедрение в практику здравоохранения современных методов диагностики и лечения на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта других лечебно-профилактических учреждений;
- соблюдение преемственных связей с другими медицинскими организациями.
Возглавляет больницу главный врач. Он осуществляет общее руководство медицинской организацией и отвечает за качество медицинской помощи, финансовохозяйственную деятельность, подбор кадров.
Первым помощником главного врача является заместитель по медицинской части, который непосредственно руководит лечебно-диагностической и профилактической работой больницы, контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, качество диагностики, лечения и ухода за больными. Проводит плановые и внеплановые проверки состояния лечебно-диагностического процесса, по их результатам принимает необходимые меры по устранению недостатков. Также он оказывает консультативную помощь больным, проводит клинические, клинико-анатомические и утренние конференции, больничные советы[4].
Заместитель главного врача по клинико-экспертной работе – организует работу по контролю качества медицинской деятельности больницы, ее подразделений и отдельных специалистов. Организует работу по контролю качества экспертизы временной нетрудоспособности и выявления признаков стойкой нетрудоспособности. Осуществляет взаимодействие с бюро медико-социальной экспертизы, а также со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования по рассмотрению их исков и претензий.
Заместитель главного врача по экономическим вопросам составляет текущие и долгосрочные финансовые планы больницы, обеспечивающие рентабельность и прибыльность ее хозяйственной и коммерческой деятельности. Организует маркетинговую работу (в т.ч. рекламу, продвижение больницы на рынке медицинских услуг), обеспечивает привлечение новых групп потребителей и удовлетворение спроса на новые виды услуг. Осуществляет эффективное бизнес-планирование. Рассчитывает цены на платные медицинские услуги, составляет прейскуранты платных медицинских услуг, при необходимости – вносит в них изменения, производит расчѐт рентабельности предоставляемых платных медицинских услуг. Определяет экономическую эффективность организации труда и лечебно-диагностического процесса, осуществляет учета экономических показателей результатов деятельности организации и ее структурных подразделений[5].