Курсовая работа|Литература

Сатирические образы в романе Мастер и Маргарита

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 23

Введение 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

1.Сатира и мистика в построении пространства в сюжетообразовании социалистической действительности романа «Мастер и Маргарита»

2.Оценка образов сатиры в романе «Мастер и Маргарита»

3. Пересечение сатирических образов в философском плане романа «Мастер и Маргарита»

Заключение 

Список используемой литературы 

 

Актуальность исследования. «Мастер и Маргарита» известная на весь мир книга-роман Михаила Булгакова, первоначально названная автором «Жанглер с копытом» и «Черный маг», который М.Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Однако позже рукопись была уничтожена самим Буглаковым, а позже написана снова, а последние вставки в произведение он продиктовал жене в 1940 году, в феврале, за три недели до смерти.

Сегодня  «Мастер и Маргарита» признана одной из важнейших классик современной русской литературы. Видение советской жизни в романе 1930-х годов настолько поразительно точно, что оно не могло быть опубликовано при жизни автора и появилось только в цензурированном издании в 1960-х годах.

Булгаков известен своими сатирическими образами, за которыми он успешно завуалировал ту действительность, которую осуждал.

Действительно, М.Булгаков поддерживал довольно странные отношения с советским режимом, его работы подвергались цензуре, и многие из них не публиковались за то, что содержали идеи, противоречащие господствующему единому мышлению. Несмотря на это, писатель, обескураженный этой ситуацией, которая сделала его карьеру писателя неосуществимой, имел смелость отправить письмо Сталину, в котором он обратил внимание на это положение и попросил его быть высланным из страны, и даже сказал ему, что «Я ярый сторонник свободы и верю, что, если какой-либо писатель пытается доказать, что свобода ему не нужна, уподобляется рыбе, которая публично уверяет, что вода ему не нужна». Известно, что в начале этого письма он твердо заявляет о своей отрицательной позиции, несмотря на многочисленные полученные советы, написать коммунистическую пьесу (т. е. лояльным содержанием к власти) и обратиться к правительству СССР с письмом о покаянии за идеи, изложенные в его предыдущих работах. И хотя вышеупомянутые советы руководства направлены на то, чтобы избавить писателя от преследований, страданий и неизбежного окончательного исхода, Булгакову удалось изобразить порочность среды в его художественном произведении, путем обнажения своих художественных образов в экстремальной ситуации, когда нарушается заведенный порядок их жизни. Такой способ описания героев и их жизни приобрел сатирический оттенок. Таким образом, М.Булгаков прибегнул методике, когда сатирики создают в таком случае художественную иллюзию потревоженного социального космоса.

Сатира «Мастера и Маргариты» - это своего рода реванш Булгакова перед системой Советского государства. Ведь роман его по сути посвящен судьбе одного мастера-творческого человека, противостоящего всему миру.

До сих пор не умолкают споры в каком же жанре написан роман. Несмотря не на что, критики считают его одним из лучших романов XX века, а также важнейшим из советских сатир.

Действительно, Михаил Булгаков написал фантастический роман, фантастику, порой близкую к детской басне, порой к готическим рассказам, чрезвычайно въедливую и дико смешную, но явно бессмысленную в глазах советских цензоров того времени.

Изобретательность таких создателей, как Булгаков, доказывает, что благодаря юмору, иронии, фантазии создается роман не просто фантастический (во всех смыслах этого слова), но веселый и полный чудес, а качество и тонкость сатирических образов, достойны великих шедевров. Поистине, в отношении сатирической традиции, в которую вписывается произведение, и тематическое разнообразие, которое он указывает, является правильным выбором писателя. Ведь роман «Мастер и Маргарита» - это больше, гораздо больше, чем веселая фантазия, чем просто сатира советской жизни, это то что Набоков называл «божественными подробностями».

Гениальность романа заключается в своеобразном синтезе, результатом всего предыдущего опыта писателя, как драматурга. Почти каждая страница романа наполнена гиперболами, гротесками,  совершенно абсурдными ситуациями и сатирическими образами. При прочтении невозможно сдерживать улыбку и смех. Нереалистичность и фантастичность описания тесно связаны с использованием сатирических приемов.

Целью работы является рассмотрение сатирических образов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Соответственно цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть переплетение сатиры с мистикой и социалистической действительностью в построении пространства в сюжетообразовании романа «Мастер и Маргарита»;
  2. Дать характеристику образов сатиры в романе «Мастер и Маргарита»
  3. Проанализировать пересечение образов в философском и сатирическом плане романа «Мастер и Маргарита»

Объектом исследования становится значение сатирических приемов в написании  романа «Мастер и Маргарита» М.Булгаковым.

Предметом являются сатирические образы романа.

Методы исследования - метод текстологического анализа.

Структура работы. Работа состоит введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка литературы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Сатира и мистика в построении пространства в сюжетообразовании социалистической действительности романа «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» - удивительный роман с сюрреалистическими, шокирующими отрывками, написанный в сатирическом и бурлескном стиле. Его не трудно читать, несмотря на запутанные имена персонажей, которые придают содержанию много смыслов, которые могут иногда остаться незамеченными, если не знать русской истории и общества тех времен.

В этом произведении переплетаются реальность и фантазия, то есть сочетание реальности  и сюрреализма - это своего рода «магический реализм».

Роман имеет философские и социальные темы, с политической подоплекой, тонко и косвенно напоминающей сталинскую эпоху, с очень тонким и художественным, а иногда и поэтическим выражением-проблемы общества советских  дней. А на философском уровне он напоминает читателю своей книги о проблемах и кризисах современного человека.

Прежде всего, следует отметить, что эта работа является многослойной. У «Мастера и Маргариты» несколько планов, в том числе временные. Автор, с одной стороны, описывает действительность 1930-х годов, которая для него современна, но с другой стороны, Михаил Афанасьевич восходит к другой эпохе-древней Иудее, двум первым векам христианства, правлению Понтия Пилата. Сравнивая эти два времени, устанавливая между ними прямые и косвенные аналогии, строится пространство романа, этим обогащается его идейное содержание. В работе, кроме того, ярко написан слой приключенческой фантазии. В первую очередь в него входят сцены, в которых участвуют Коровьев, Бегемот и другие представители банды черных магов (Азазелло, Гелла и др.)[2].

Гонения, репрессии и страх, буквально пронизавшие 30-летнюю атмосферу, наиболее отчетливо отражаются на судьбе Мастера. Давайте посмотрим на примере эпизода. «Мастер и Маргарита» содержит интересную сцену-описание возвращения главного героя домой после того, как он стал жертвой доноса, проведенного Алоизием Могарычем. Через три месяца он добирается до окон подвала, где играет на граммофоне. Мастер вернулся в том же пальто, только с подвешенными пуговицами (они были отрезаны при аресте) с нежеланием жить и писать.

Атмосфера 1930-х годов также напоминает об обстоятельствах убийства Афрана Джуда наемниками, смерти Мегеля, убитого Азазелло на шаре сатаны. Эти смерти лишний раз доказывают закон, не раз подтвержденный во времена Ежова и Генриха Ягоды (Генрих Григорьевич Ягода вошёл в историю как первый нарком «всемогущего» НКВД, и его же первая крупная жертва в период Большого Террора). В этом прослеживается параллель когда зло уничтожено самим же злом[10].

В романе присутствуют три сюжетные линии: философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная - Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени.

Сатира в романе возникает везде, где появляется Воланд со своей свитой. Они жестоки по отношению к злу, вскрывают его, высмеивают, глумятся над ним. Фантастическое и сатирическое, сплетаясь, создает абсурдную, фантасмагорическую картину Москвы 1930-х гг. .Профессор Воланд лицемерен и хитер, но он также может быть благородным и великодушным. Контрасты в его личности отражаются и на его внешности: «Правый глаз черный, левый - почему-то - зеленый. Темные брови, но одна выше другой. Короче говоря, иностранец». Он утверждал, что был там, когда Понтий Пилат осудил Иисуса, и добавил, что может предсказать будущее, включая обезглавливание Берлиоза[11].

Некоторые видят в Воланде пародию на Иосифа Виссарионовича Сталина (1878-1953). И действительно, сходство есть. Точно так же, как Сталин спас Булгакова, в то время как он безоговорочно уничтожал других, Воланд спасает мастера, в то время как он наказывает других. И Сталину запретили посещать Русский православный семинар в Тбилиси в 1899 году, точно так же, как сатане, как падшему ангелу, запретили посещать небеса[18].

С другой стороны прототипом Воланда является сатана, дьявол, предводитель мятежных падших ангелов, которых Бог сбросил с небес, когда они восстали против него. С тех пор он стал повелителем сил тьмы, которые толкают людей ко греху. Он олицетворяет зло, ложь и темную сторону, и, маскируясь, он может соблазнять и обманывать людей, не будучи узнанным.

Но все же в «Мастере и Маргарите» Воланд получил совершенно другой образ. Он честен и даже в чем-то благороден и олицетворяет справедливость. Сатана дает ложные обещания, но Воланд делает то, что обещает, и даже больше. Маргарита не только возвращает своего хозяина, но ей также разрешили освободить Фриду от ее носового платка. Там, где сатана пытается соблазнить людей на аморальные поступки, такие как жадность, осуждение, жестокость, взяточничество и тому подобное, Воланд наказывает за это. Но он делает это с определенной добротой по отношению к тем, кто не проявляет настоящего гнева. Бенгальский, церемониймейстер Театра варьете, обезглавлен, но это компенсируется, и никто не пострадал в результате стрельбы с Бегемотом в люстре. Но для закоренелых идеологов коммунизма он представляет меньше изящества, как могли бы испытать Михаил Берлиоз и барон Мейгель[7].

Булгаков сознательно хотел представить Воланда как «неизвестное» существо. Он хотел избежать того, чтобы читатель сразу понял, что он дьявол.

Не зря Булгаков называл себя писателем-мистиком, но в романе мистик-вовсе не чудо, а линия анализа и логики последствий действий персонажей, где свита Воланда творит чудеса только с этой единственной целью. Именно эти чудеса в роман входит сатира. Воланд издевается над приспешниками за человеческие пороки, наказывает сладострастие, ложь, жадность всех этих Лиходеев, Семпляревых, Варенух. Представители зла в Булгакове действуют в соответствии с максимой Гете, что они-сила, делающая добро, желающая зла.

21 источник литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское