Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что часть 2 ст.7 Конституции РФ провозглашает обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также установление государственных пособий и иных гарантий социальной защиты в качестве одних из основных направлений социальной политики государства. В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Провозглашенные в Конституции РФ цели политики РФ как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума для себя и своей семьи, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с вопросами правового регулирования государственной поддержки граждан, имеющих детей.
Предметом исследования – нормы законодательства, регулирующие меры социальной поддержки семьям с детьми.
Цель работы – проанализировать основные аспекты правового регулирования государственной поддержки граждан, имеющих детей, и предложить меры по совершенствованию законодательства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации;
- рассмотреть меры социально-правовой защиты материнства и детства;
- изучить нормативную правовую базу, регламентирующую социальную поддержку семей, имеющих детей;
- провести анализ системы социальной защиты многодетных семей в Свердловской области;
- выявить проблемы реализации и предложить рекомендации по совершенствованию социальной поддержки многодетных семей.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Государственная политика по поддержке семей с детьми
1.1 Социальное обеспечение семей с детьми
Современное поколение живет в эпоху динамичного изменения всех сфер жизнедеятельности. Возникают ситуации, которые требуют внесения незамедлительных перестроек и обеспечения реформ в ежедневную систему взаимоотношений государственной власти и обеспечения гражданского общества. Последние кризисы 2008 и 2014 годов, а также пандемия COVID-19 потребовали трансформации фактически всех процессов, происходящих в политике, экономике, социальной сфере.
Все проблемы страны и государственной власти в значительной мере сказываются на социальной жизнедеятельности семьи. Рост количества безработных, понижение достатка граждан образуют большие препятствия в реализации основных ее функций. Ухудшается демографическая ситуация, возникают проблемы с улучшением жилищных условий, появляется напряженность в отношениях между членами семьи.
У большого числа семей возникают трудности с разрешением образующихся в их жизнедеятельности проблем, потому государство разрабатывает и развивает систему социальной поддержки этой малой ячейки общества. Создаются комфортные взаимодействия между семьей и организациями, которые способствуют разрешению появившихся в ней трудностей. В данном взаимодействии семья имеет возможность выступать, как в пассивной роли объекта, так и в роли активного субъекта. В первом случае, она только принимает ту поддержку, которую обеспечивает ей государство, а во втором – сама стремится мобилизовать все имеющиеся возможности для достижения достойного уровня жизни.
В части 2 ст. 7 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантирована государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В Части 1 ст. 38 Конституции РФ закреплено, что материнство и детство находятся под опекой государства. Таким образом, семья, брак, рождение детей – это не только частное дело участников семейных правоотношений, но и особый объект внимания гражданского общества и государственной власти.
Социальная политика нашей страны в последнее время ориентирована на социальную защиту семьи, материнства и детства и должна смягчить современные демографические трудности в стране. В России главным видом социальной поддержки семей с детьми считается материальная, которая исполняется преимущественно посредством выплаты пособий, регулярных выплат, компенсации и др. Так же она несет фрагментарную форму: материальная поддержка в большинстве случаев направлена на побуждение к рождению ребенка.
Социальная поддержка семей с детьми – это система общественной политики страны, направленная на материальное обеспечение граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества, субъектами которой являются семья с детьми в целом; ребенок; родители ребенка.
Не взирая на то, что с 2007 года возникла позитивная динамика в области обеспечения семей с детьми, выявлено, что результативность нынешних программ невысокая, вместе с этим наблюдается поэтапное сокращение части затрат на социальные нужды в отношении обеспечения защиты семей с детьми.
Имеющиеся единовременные пособия при рождении ребенка и материнский (семейный) капитал носят временный характер и не могут ликвидировать масштабы бедности граждан (появление детей иногда даже первого ребенка увеличивает риск бедности семьи, а многодетность приводит к ней в значительном числе случаев). Еще ситуация ухудшается нестабильной экономической обстановкой в стране, которая понижает уровень жизни граждан, особенно в наибольшей степени уязвимой части населения – детей, многодетных семей, малоимущих семей с детьми.
Защита семьи, материнства и детства объявлена одним из первенствующих направлений сегодняшней социальной политики в Российской Федерации. Набор мер государственной поддержки семей с детьми отражен в ряде нормативно-правовых актов стратегического формирования страны, например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2036 г., Концепция демографического развития РФ до 2025 г., Концепция государственной семейной политики обеспечения в РФ до семей 2025 года. Социальная стратегия государства, сориентированная на социальной обеспечение семей с детьми, предполагает реализацию социальных проектов, которые обеспечивают безбедность и социальные гарантии.
В нашей стране государственная социальная защита отличаются по формам (материальная, натуральная, льготы и услуги) и адресатам (дети, многодетные, малоимущие детей семьи, беременные женщины, сироты и дети из числа лиц, оставшихся без попечения родителей). Ключевая доля поддержки обеспечения семьям с детьми доводится на материальную форму, которая исполняется преимущественно через пособия и обеспечения пр.
В России социальным обеспечением семей с детьми занимаются социальные органы и службы. Способ организации социальных служб в Российской Федерации - система, которая состоит из государственных учреждений социального обеспечения, являющихся собственностью регионов Российской Федерации и о которые находятся в управлении органов государственной власти субъектов страны. Государственное обеспечение детей бывает также и в натуральном виде. Законодательство предоставляет органам исполнительной власти, организованным на местах, очень обширные полномочия. Они имеют право осуществлять обеспечение как в виде натуральной формы, так и обеспечения в форме материальной.
Государственная социальная поддержка в натуральном виде зачастую необходима. Например, это оказание поддержки семьям районными властями топливом, медикаментами, продуктами питания, обувью, одеждой и т.п. Изучая основные проблемы законодательства в области обеспечения семей, можно сформировать мнение о том, что нарушения права человека на социальную защиту порождаются несовершенствами нормативно-правовых актов и выработавшейся правоприменительной деятельности.
Нынешняя система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в комплексе с другими видами обеспечения семей, в том числе выплатами социального характера, всевозможных льгот семьям с детьми, налоговыми вычетами семьям с детьми, социальным обслуживанием формирует систему социальной поддержки обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства и обуславливает прямую государственную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей.