Введение
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия
1.2 Этапы разработки стратегии развития предприятия
2 Анализ системы стратегического управления ООО «Сервисгазавтоматика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сервисгазавтоматика»
2.2 Анализ существующей стратегии развития предприятия
3 Рекомендации по совершенствованию используемых методов деятельности предприятия по реализации существующей стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Разработка стратегии имеет значимость для предприятий любого размера и различной специфики деятельности. Однако наиболее важной разработка является именно для предприятий малого бизнеса, поскольку в таких предприятиях меньше финансовых ресурсов и численность персонала. Поэтому предприятию необходимо грамотное распределение и использование этих ресурсов, поскольку от этого зависит дальнейшее существование и развитие.
Правильная постановка целей и задач, объективность анализа внешней и внутренней среды - все это позволит повысить эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Этим обосновывается актуальность темы исследования.
Стратегическое управление предполагает разработку и реализацию основных целей и инициатив, осуществляемых руководством компании по поручению её владельцев на основании изучения ресурсов и оценки внутренних и внешних условий работы организации.
Разработка любой стратегии отталкивается от поставленной цели: нет цели - не может быть и стратегии ее достижения, не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения результатов деятельности от поставленной цели.
Таким образом, проблема правильного формирования стратегии развития для предприятия малого бизнеса, недостаточность путей решения этой проблемы и изменения в российской экономике определяет актуальность данного исследования.
Целью исследования является рассмотрение теоретических основ формирования стратегии развития и особенностей механизма формирования стратегии развития.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и сущность стратегии развития предприятия;
2) проанализировать этапы разработки стратегии развития предприятия;
3) дать организационно-экономическую характеристику ООО «Сервисгазавтоматика»;
4) провести анализ существующей стратегии развития предприятия;
5) разработать рекомендации по совершенствованию используемых методов деятельности предприятия по реализации существующей стратегии.
Объектом работы является предприятие сферы автоматизации технологических процессов в газовой промышленности общество с ограниченной ответственностью «Сервисгазавтоматика».
Предметом исследования являются теоретические, методологические и практические проблемы, связанные с формированием системы стратегического управления на предприятии.
Теоретической и методологической базой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблеме, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций.
В исследовании применялись экспертный, сравнительный, статистический и графический методы анализа с элементами системного подхода.
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия
1.1 Понятие и сущность стратегии развития предприятия
В первую очередь определим, что такое стратегия. Данное определение имеет великое множество трактовок и формулировок, в силу исторического значения и развития данного понятия.
Стратегия — способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции [16, c. 8]. Данная категория действий определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия “внешней среды”, т.е. значения неуправляемых переменных. В многошаговых процессах сам способ может меняться, в этом случае стратегию определяет правила принятия дальнейших решений (т.е. выбора траектории) на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Таким образом, задача исследования операций, как правило, состоит именно в выборе оптимальной из числа альтернатив на основе того или иного критерия.
Стратегия — это деятельность, направленная на получение планируемого результата с учетом перспективы долговременного развития [23, c. 14].
Все определения имеют определенное сходство между собой, а именно:
- взаимодействие группы людей;
- формулировка и структурирование плана действий;
- постановка целей и перспектив;
- постоянное взаимодействие с внешней средой и корректировка действий;
- контроль качества выполнения высшим руководством.
Стратегия - это генеральная комплексная программа действий субъекта ведения хозяйства, которая определяет его миссию, приоритетные для него проблемы (факторы неопределенности), главные и промежуточные цели и распределение ресурсов для их достижения.
Классифицировать стратегии развития можно, в соответствии с подходами, которые применяются при их разработке, а именно:
- по способу описания тенденций изменения объекта;
- по способу формирования параметров, которые характеризуют объект.
Под развитием понимается необратимый переход объекта в новое качественное состояние. Если рассматривать развитие применительно к стратегии, то можно выделить несколько аспектов развития предприятия:
- экономическое развитие;
- технико-технологическое;
- корпоративная культура;
- организационно-управленческое развитие.
Основным из этих аспектов для предприятий, конечно, является экономическое развитие. Экономическое развитие изучалось в трудах многих ученых.
Стабильное экономическое развитие - это процесс постоянных изменений, которые происходят в функционировании предприятия, сопровождаемый улучшениями показателей экономического роста и эффективности деятельности предприятия.
Рассмотрев по отдельности каждое понятие, дадим определение понятию стратегия развития. Стратегия развития - это определение общего направления действий по достижению целей предприятия, сосредоточенных на улучшении показателей экономического роста и эффективности деятельности.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что стратегии необходимо разрабатывать для того, чтобы:
- эффективно сформулировать условия реализации бизнеса;
- объединить действия и решения менеджеров и всего персонала;
- придать всем процессам общую направленность;
- создать единый план действий.
Рассмотрим стратегии в режиме экономической нестабильности - антикризисные стратегии.
По объективным причинам данный тип стратегии включает: снижение объемов производства и продаж, уменьшение доли рынка, сокращение каналов продвижения.
Антикризисные стратегии имеют, как положительные, так и отрицательные стороны:
- изменение структуры ресурсов организации для изменения вектора направления сферы деятельности;
- издержки, связанные с увольнением сотрудников и перераспределения структуры основных средств;
- изменение стратегии и ее составляющих;
- невозможность использования ликвидированных ресурсов.
Стратегия ликвидации организации - применима в случае, если ни одна из антикризисных стратегий не приводит к желаемому результату. В данной ситуации происходит продажа активов компании для минимизации потерь. Также существует промежуточный вариант стратегии- стратегия поддержания.
Стратегия поддержания - тактика организации, направленная на сохранении стабильности. Стратегия достижима при условии сохранения объемов продаж и доли рынка организации за счет качества, сервиса, цен на товары и услуги. Данный вид стратегии применяется в компаниях с длительным жизненным циклом продукции, к примеру тяжелое машиностроение, и в отраслях, где отказ от осуществления изменений не является одновременной угрозой существованию организации.
Стратегия поддержания имеет низкий уровень риска, потому что она ориентирована на текущую продукцию и освоенные рынки.
Далее рассмотрим основные составляющие данной стратегии:
- дозированное инвестирование в продукцию компании, которое проводится на минимальном уровне для поддержания необходимого уровня конкурентоспособности продукции;
- оптимизация портфеля продукции компании за счет выбора рентабельных сегментов рынка, имеющих минимальный риск. Далее производится закрепление уровня инвестиции за каждой группой товаров.
Так, стратегии роста определяются следующим перечнем:
- стратегии концентрированного роста подразумевают увеличение компании часто через проникновение и захват доли в новых сегментах рынка. Здесь, предприятие остается в рамках текущей отрасли, но разрабатывает новый продукт или направление работы на рынке, что меняет характер ее деятельности. В данном случае, компания либо расширяет свое положение на рынке изначального присутствия, либо переходит в новый сегмент. Компания усиливает позиции через распространение продукта и увеличение доли продаж в сегменте присутствия. Основной акцент стратегического развития здесь делается на маркетинг и горизонтальную интеграцию, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами. Также компания может выходить со своим продуктом на новые рынки, используя похожие инструменты, или же разрабатывать новый продукт с реализацией в освоенном сегменте;
- стратегии интегрированного роста применяются компаниями, не способными применять инструменты концентрации в силу мощного конкурентного окружения;
- стратегии диверсифицированного роста применяются компаниями, для которых дальнейшее присутствие на рынке с текущими продуктовым рядом является невыгодным или невозможным.
Здесь, компания может прибегнуть к стратегии центрированной диверсификации, базирующейся на реализации потенциала разработки и запуска новой продуктовой линейки, оставляя существующее производство центральным звеном бизнеса.
Если такая реализация возможностей рынка и внутренних ресурсов компании невозможна, то организация использует инструмент горизонтальной диверсификации, преобразуя все производства, вводя новые технологии. Особенностью данного инструмента выступает то, что существующий бизнес по возможности отдельными элементами сохраняется в новой структуре производства и реализации.
Стратегии концентрации, интеграции и диверсификации выступают инструментами роста компании. Но в текущих обстоятельствах рынка необходимо предполагать и возможности спада и сокращений. Вследствие этого, в отдельную группу выделяются стратегии сокращения, применимые в случаях, когда устойчивость компании находится под угрозой. Реализация стратегий сокращений связано со значительными убытками и жертвами для компании. Но грамотное и эффективное управление компанией на стадии спада позволяет такие потери сократить, что является важным аспектом для «джентельменского» выхода с рынка, либо для формирования прочной базы восстановления.