Актуальность исследования. Поэма Анна Снегина считается итоговым и автобиографичным произведением поэта, в которой он анализирует события 1917 года. Анну Снегину» сам С.А. Есенин называет лиро-эпической поэмой. Это значит, в произведении эпическое соединилось воедино с лирическим. Исторические события, которые оказывали влияние на весь русский народ, переплетались с событиями из жизни главного героя, связанные с любовной линией.
При имени Есенина всегда приходит в голову тема русского национального поэта, как бы желая перефразировать слова Гоголя о Пушкине, самом любимом поэте Есенина.
Интересно, что среди наиболее значимых особенностей среди прочих, отличающих лирическую поэзию, можно перечислить следующие: она субъективна, интроспективна, интимна; она не рассказывает историю; она использует много изображений и элементов символического характера.
Особенностью поэмы Анна Снегина является то, что задействованы исторические события. И этот план выдает ее еще как и эпическое произведение. Эпический-это то, что относится к эпосу или героической поэзии. Он может основываться на доказанных, правдивых или сфабрикованных фактах. Эпический жанр - это стихотворное повествование, которое включает в себя героический эпизод в истории. Эпическая поэма - это также саги, коварные романы, рыцарские книги, миф, легенда, пение гесты, баллады, традиционная сказка и другие элементы. Эпический герой-это, как правило, воин, которому удается преодолевать или преодолевать всевозможные препятствия для достижения своих целей, это существо с большой физической силой, умное и благородное. Автор использует повествование как обычную форму выражения, хотя также могут быть описаны и диалог. Термин эпический также используется для описания памятного, необыкновенного факта, подвига, подвига, чего-то очень значимого в истории. Действительно, в поэме С.Есенина Анна Снегина есть сюжет. А это указывает на эпическую составляющую. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк.
Степень изученности. Анна Снегина , как считают исследователи (М.Бондаренко, О.Е.Воронова, В.Галицкий, С.С.Шетракова) творчества поэта, - наиболее зрелое произведение Есенина и в художественном отношении, и по глубине исторического мышления. Поэма Анна Онегина проникнута глубокими размышлениями поэта о судьбе Родины. Она стала одним из первых крупнейших произведений о крестьянстве и интеллигенции в советской литературе и вызвала многочисленные споры (А.Жаворонков, С.Кошечкин). Другими исследователями (Л.В.Занковская, С.Куняев) отмечается, что эпические сюжет запечатлен революционной суматохой, бушевавшая по стране, которая естественно, должна была повлиять на молодежь. О таком влиянии на Есенина, свидетельствуют письма, адресованные им, из Москвы, его сокурснику. Именно поэтому в основу поэмы Анна Снегина легли воспоминания поэта о том, как он посетил родное село, о революции, а с другой стороны бесконечный талант поэта и свойства его лирически настроенной личности. И как считают исследователи есенинской поэзии (В.В.Никульцева, А.А.Никольский), в этом заключается своеобразие жанра Анны Снегиной - в соединении лирического и эпического повествования. Но в сегодняшней полимике об Анне Снегиной на первый план выступают не теоретические проблемы, а вопрос современной интерпретации переплетения жанра эпоса и лирики Есенина. Некоторые исследователи (С.Н. Пяткин, П.Ф.Эшин) считают, что Лирика Есенина основана на пушкинском наследии: правдивость, любовь к человечеству, чувствительность к каждому переживанию, и эти черты слиты, глубоко проникнуты языком и стилем, которые ему свойственны. Другая точка зрения связана именно с автобиографичностью поэмы. Н.Шубникова-Гусева считает, что Есенин отразил свои чувства смертельного одиночества в эмиграции, которые он испытывал за границей, а поэме он описал эмоции, которые он испытал, когда приблизился к границам своего отечества. Только любовь, которую он испытывал к Айседоре, постоянное восхищение ее талантом и качествами художника, могла удержать его среди мучительного одиночества за границей. Патриотизм в Есенине рождался не от инстинктивного побуждения, а от вполне сознательного отношения. Другая ветвь исследований поэмы (Е.И. Наумов) связана с особенным мотивом поэзии Есенина. Мотив его поэзии - жизнь во всем ее измерении, родной уголок, береза, индустриализация страны, красота женщины. И во всем этом как центральный герой-сам поэт.
Цель работы - провести исследования эпического и лирического в поэме С.Есенина Анна Снегина . Для объективного исследования поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
Объект исследования – поэма С.Есенина Анна Снегина
Предметом исследования становятся лирические образы и эпический план поэмы.
Задачи исследования:
- Охарактеризовать особенности лирической поэзии С.Есенина
- Рассмотреть композицию и лирический сюжет поэмы
- Выявить роль лирического образа поэмы Анна Снегина
- Изучить признаки эпичности
- Обозначить эпический план поэмы Анна Снегина
- Оценить что первично: лирика через эпос или эпос через лирику в поэзии Есенина
В ходе исследования нами были использованы методы наблюдения, обобщения, описания и сопоставления.
Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ЛИРИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОЭМЫ С.ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА»
1.1 Особенности лирической поэзии С.Есенина
Лирическая поэзия-это литературный жанр, составленный в стихах, который характеризуется как одна из самых глубоких форм выражения чувств и размышлений поэта. Лирическая поэзия в этом смысле - жанр, весьма приданный выражению субъективности личности: чувства, эмоции, мысли, размышления и идеи автора находят в ней идеальный формат для своего воплощения, обычно абстрактного или концептуального[29].
Лирическая поэзия использует все виды литературных ресурсов; образы, символы, риторические фигуры, а также нормы традиционной метрики, которые могут или не могут соответствовать с точки зрения строфы, стиха, рифмы и ритма[2].
Поэты часто используют фигуру лирического героя, чтобы иметь больше свободы в своих творениях, поскольку этот герой может вызывать эмоции и переживания, которые завуалировано не связаны с поэтом. Лирические герой олицетворяет эмоции и события, в зависимости от того, что автор хочет передать[24]. Стихотворение может иметь один или несколько лирических героев. В этих фигурах поэт создает вымышленного персонажа, через которого автора выражает свои собственные чувства[4].
Любовную лирику Есенина невозможно понять, не зная о женщинах, которым поэт посвящал свои стихи. Есенин слыл не только буйным хулиганом, но и Донжуаном, у которого было много женщин. Конечно, поэтическая натура не может жить без любви, таким был Есенин. В своих собственных стихах он признавался, что его не любила ни одна женщина, и он тоже не раз был влюблен. Одной из первых ярких пассий поэта была Анна Сардановская. Тогда еще 15-летний Сергей влюбился и мечтал, что, достигнув определенного возраста, женится на ней. Именно о доме Анны поэт в своей поэме сказал: Низкий дом с голубыми ставнями, я никогда тебя не забуду.
Следует сказать, что не всегда лирический поэт мог точно определить, какая женщина была адресатом. Например, у героини поэмы Анна Снегина всего три прототипа: Анна Сардановская, Лидия Кашина. С именем последней у Есенина связаны очень яркие воспоминания о его первых шагах на литературном поприще. Поэт посещал салон этого писателя, где участвовал в диспутах и спорах, постепенно привыкая к столичной писательской жизни[11].
Уже в самых первых стихах проявляется главная особенность любовной лирики Есенина: любовь для любого человека - это трагедия. В качестве примера можно привести стихотворение Таня была хорошей . Легкий стиль подчеркивает молодость и молодость жизни, но финал стиха противоречит звучанию стиха. Таня убивает себя из-за несчастной любви. Конечно, ранняя лирика поэта - это прежде всего гимн Родине. Большинство работ этого периода посвящены России, вере в Бога, деревне, животным. Но в более поздние годы Есенин осознал себя настоящим философом любви[29].
Любовные чувства могут на мгновение вырвать человека из повседневной рутины, но, к сожалению, это не длится вечно. И после этого остаются только приятные, но в то же время болезненные воспоминания, щемящие грудь.
Использование ярких поэтических образов (сравнений, метафор и эпитетов). Кстати, это особенности любовной лирики Есенина, Блока, Маяковского и других поэтов Серебряного века, которые искали новый стих, новую форму и слово[3].
Есенин писал о том, что волновало его и современников. Он был ребенком своей эпохи, пережившим много катаклизмов. Именно поэтому главные темы поэзии Есенина - судьба русской деревни, настоящее и будущее России, нежность природы, любовь к женщине и религия.
Красной нитью через все творческое наследие поэзии проходит жгучая любовь к Родине. Это чувство является отправной точкой всех его дальнейших литературных изысканий. И Есенин ставит на первое место не политический смысл в понятии Родины, хотя и не обошел стороной горе и радость крестьянской России. Родина для поэта - это окружающие поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необозримую даль. Поэт черпал невероятную красоту из воспоминаний своего детства и природы своей вотчины - села Константиново, где Есенин начинал свою малиновую Русь . Такие чувства трепетной любви к родной земле были выражены в нежных поэтических акварелях.
Спустя годы Есенин намеревался объяснить через целую теорию, содержащуюся в его эссе и статью Искусство и опыт , ее поэтическую вселенную. По мнению Есенина, все искусство основано на образах, и именно пластичность таких образов составляет ключ русского народного искусства. В этой связи следует напомнить, что поэт уже со времен своего посещения Спасско-Клепикской школы был знаком с пением воинств Игоря, эпическим пением XII века, влияние которого было решающим в его становлении. Есенин также много позже прочитал три тома известного творчества русского фольклориста А. Афанасьева Поэтические представления славянского народа о природе . И одно, и другое произведение должно было быть не только образцом для подражания, но, кроме того, демонстрацией богатства народного чувства и лежащего в его основе питомника легенд, в несравненных образах[18]. Богатство есенинской лирической проецируется на все ее образы, будь то береза, поле, сам хлеб.
Есенинская лирика фокусирует внимание на духовности окружающего мира. Мотивы, которые вы выбираете, как и сам пейзаж, имеют свое собственное движение. Это объясняется обилием его поэтического материала. Итак, месяц, который поэт сравнивает с кудрявым ягненком, бродит среди небесной травы. Рога месяца, отраженные в спокойных водах озера, рожают кареты, и если смотреть на озеро с тропы, то будет казаться, что вода покачивается на берегу. Полынью не пахнет, а благоухает сад, не пышет, а пылает, как костер, и т.п[15].
Такое восприятие мира, звезды, цветы, деревья, рассматриваемые как живые и постоянно движущиеся объекты, превращающиеся друг в друга, также являются частью материала, используемого Есениным в его народных сказаниях, легендах и мифологиях
Анна Снегина - автобиографическое стихотворение, написанное русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным в 1925 году. Первая часть стихотворения повествует о жизни в двух русских деревнях: Радово (Радово, возможно, происходит от радость , что по-русски означает радость ) и Криуша (Криуша, возможно, происходит от кривые уши , что по-русски означает изогнутые уши ), о жизни рассказчика чувства к Первой мировой войне и о его любви к Снегиной. Следующие части стихотворения рассказывают нам о событиях в Радово и Криуше, а также о последствиях Гражданской войны и Великой Октябрьской социалистической революции. В конце стихотворения рассказчик получает письмо от Анны Снегиной, которая сбежала в Лондон, и вспоминает о своей любви к ней[27].