Введение
Глава 1. Трансформация исследований аудитории музея в условиях цифровой среды
1.1 Исторически сложившиеся и современные исследования посетителей музеев
1.2 Аудитория музеев в эпоху цифровой среды
Глава 2. Практики работы с музейной аудиторией в современном мире
2.1. Методы и результаты исследований музейной аудитории
2.2. Рекомендации исследователей по работе с аудиторией
Глава 3. Разработка принципов стратегии превращения виртуальной аудитории в реальных посетителей
3.1. Особенности реальной аудитории Государственной Третьяковской галереи
3.2. Особенности виртуальной аудитории Государственной Третьяковской галереи
3.3. Анализ реальной и виртуальной аудитории
3.2. Рекомендации по работе с аудиторией и ее расширению
Заключение
Список источников и литературы
Актуальность. Популярность музеев в России неуклонно растет – в 2021 году музеи посетили 125 миллионов человек, для сравнения в 2011 году у музеев было только 83 миллиона посетителей. За 10 лет прирост музейной аудитории составил 50%, сообщает Министр культуры РФ. Примечательно, что министр разместил эту информацию на своей официальной странице в социальной сети ВКонтакте, а не через традиционные СМИ.
Московский Департамент культуры отмечает, что посещаемость музеев Москвы выросла в 1,5 раза за последние 7 лет. Появляются все новые музеи, существующие музеи расширяют свое представительство, открывая новые выставочные пространства, сотрудничая с коммерческими организациями, осваивая виртуальную реальность. Музей сегодня конкурирует за посетителя не только с другими культурными учреждениями, но и с любыми местами в городе, где человек может провести свой досуг.
Музеи становятся все более инклюзивными и хотят привлекать все более разнообразную аудиторию. В рамках этого подхода, для музеев стало важным выявлять, понимать и реагировать на различные интересы и ожидания людей, рассматривая демографические данные как полезные инструменты для сопоставления профиля своей аудитории и всего сообщества. Соответственно, возникает необходимость в исследовании музейной аудитории, как реальной, так и виртуальной.
Объектом нашего исследования выступает аудитория российских музеев на примере аудитории Государственной Третьяковской галереи.
Предметом исследования стали новые способы расширения музейной аудитории.
Цель исследования – выявить различия между реальной и виртуальной аудиторией российских музеев изобразительных искусств и предложить рекомендации по увеличению посещаемости музеев.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- Обозначить основные направления исследований посетителей музеев
- Выявить роль цифровых технологий в работе современных музеев с аудиторией
- Рассмотреть опыт музеев и исследователей в изучении аудитории
- Выявить способы увеличения посещаемости музеев
- Определить особенности реальной аудитории Государственной Третьяковской галереи
- Определить особенности виртуальной аудитории Государственной Третьяковской галереи
- Провести сравнительный анализ реальной и виртуальной аудитории
- Разработать рекомендации по расширению аудитории, на основе анализа аудитории
Методология исследования. Для оценки реальной аудитории будет использован вторичный анализ количественных данных о посетителях выбранных музеев, предоставленных самими музеями. Для оценки виртуальной аудитории будет использован первичный анализ количественных данных о посетителях выбранных музеев, выгруженных из социальной сети ВКонтакте.
С помощью сравнительного анализа мы сопоставим полученные данные о реальной и виртуальной аудитории и составим рекомендации по расширению аудитории. Вспомогательным методом исследование будет экспертное интервью с представителями выбранных музеев. Опросник для интервью составлен на основе главных принципов работы с аудиторией музеев, выявленных в теоретической части исследования. С помощью интервью, мы узнаем как музеи исследуют свою аудиторию и как с ней работают.
Глава 1. Трансформация исследований аудитории музея в условиях цифровой среды
1.1 Исторически сложившиеся и современные исследования посетителей музеев
Идея исследовать аудиторию музеев далеко не новая – ученые стали задаваться этим вопросом еще в начале XX века. Чтобы понять контекст современных музейных исследований аудитории рассмотрим, что пишут специалисты в сфере культуры о практиках музейных исследований как исторически сложившихся, так и современных.
Развивая идеи, представленные в 1980-х годах «новой музеологией», в частности Хьюзом де Варином и Жоржем-Анри Ривьер, в начале XXI века Международный совет музеев (ИКОМ) полностью признал социальную роль музеев в нашем обществе. Как было объявлено на 22-й Генеральной ассамблее ИКОМ в Вене в 2007 году, музей является «учреждением на службе общества и его развития, открытым для общественности, которое приобретает, сохраняет, исследует, передает и демонстрирует материальные и нематериальные ценности человечества и его окружающей среды в целях образования, изучения и развлечения.
Если музеи выступают на службе общества и его развития, они постоянно выполняют свою миссию и полностью обслуживают свою аудиторию и сообщества, формируя долгосрочную ценность как для своих заинтересованных сторон, так и для будущих поколений. Согласно устойчивому подходу, ключевым вопросом является справедливость в отношении различных поколений с течением времени (межпоколенческое равенство или межвременное распределение справедливости), писал Торсби.
В этих рамках задача музеев двоякая: с одной стороны, они должны охватить более широкую и более разнообразную аудиторию, отражающую сложный демографический состав современного общества; с другой стороны, они должны обеспечить понимание ценности культурного наследия и увеличение культурного капитала. Поэтому они обязаны:
1) понимать контекст, в котором они действуют,
2) взаимодействовать с сообществами
3) создавать ценность для всех потенциальных заинтересованных сторон.
Что касается первого вопроса, если мы рассматриваем проблемы, возникающие в современном обществе, больше внимания следует уделять социальным изменениям, происходящим в Европе и во всем мире, что также имеет последствия для управления культурным наследием, считает исследователь Блэк, эти же идеи рассматривала Американская ассоциация музеев и Европейская форсайтская платформа.
В частности, международная миграция и старение населения играют важную роль в изменении состава популяции Европы. Эта трансформация ставит новые цели для музеев: международная миграция увеличивает культурное разнообразие населения и, как следствие, создает больше разных производителей культуры и ее потребителей, тогда как старение населения подразумевает больше свободного времени для все большего числа людей, следовательно, появляется широкая потенциальная аудитория для музеев. Более того, распространение компьютерной грамотности среди молодых поколений, как описано в исследовании цифровых аборигенов Пренского, изменило то, как музеи оказывают услуги, повышается уровень вовлечения и участия пользователей.
Во-вторых, в более общем плане, как показывают тематические исследования, обсуждаемые в томе Джейнс и Конати «Look Reality in the Eye», социальная ответственность и подотчетность перед сообществами становятся важными вопросами для музеев.
Например, в своей главе книги Саттер и Вортс рассматривают музеи как агентов социальной сплоченности и активных посредников в социальных изменениях из-за того, как они способствуют пониманию исторического и культурного разнообразия: «Подобно тому, как сегодняшние общества невероятно разнообразны и сложны, музеи перестали быть монолитными институтами прошлого. Вместо этого многие сосредотачивают свои взгляды более узко, рассказывая конкретные истории с большими значениями. Часто эти истории затрагивают интересы и людей, которые были маргинализированы основным обществом – этнические меньшинства, иммигранты и хронические заболевания.