Введение
- Теоретическая часть
1.1. Сущность познания
1.2. Чувственное и рациональное познание
1.3. Формы чувственного и рационального познания
1.4. Психологическая проблематика процесса познания человеком
- Практическая часть: Тренинг на познание своих сильных сторон
Заключение
Список литературы
Само сочетание слов «психология познания» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Потребности практики общественной жизни диктуют необходимость не просто исследования социальных проблем, но их познания психологических механизмов, которые лежат в его основе. И вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о психологии познания для их решения, поскольку круг проблем рассматриваемых в психологии познания очень широк.
Поскольку психологическая наука в нашей стране (или, по крайней мере, одна из ее ведущих школ) в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику психологии познания как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, психологических характеристик самих этих групп и возможности исследования существующей реальности.
Целью данной работы является изучение и характеристика феномена «познание».
В задачи работы включено:
- выявление основных характеристика познания;
- предложение тренинга на один из аспектов развития познания.
Методологическую основу данной работы составили труды таких отечественных авторов, как Г.М. Андреева, Е.П. Ильин, Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, Б.А. Сосновский, Е.А. Соколков и др.
- Теоретическая часть
1.1. Сущность познания
Познание - деятельность сознания, процесс поиска истины. Знание - результат этого процесса. Познание лежит в основе науки, обыденного мировоззрения, практической деятельности человека.
Процесс познания предполагает наличие субъекта и объекта познания.
Субъект познания - познающий человек (или группа людей). Объект познания - познаваемый предмет, процесс или явление. В широком смысле слова объектом познания для человека является весь окружающий мир.
Основные виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, художественное, мифологическое.
Своеобразной формой познания можно считать интуицию - постижение истины без логического обоснования, на основе воображения, предшествующего опыта, бессознательной деятельности разума.
1.2. Чувственное и рациональное познание
Процесс познания включает в себя два уровня:
1) чувственное познание (осуществляемое органами чувств - зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);
2) рациональное познание (отражение действительности посредством мышления, создание абстрактных и обобщенных образов, раскрытие внутренних закономерных связей и отношений в явлениях действительности).
Соотношение чувственного и рационального познания по-разному оценивалось исследователями.
Эмпиризм (о греческого слова empeiria - опыт) - направление в гносеологии, которое рассматривает чувственный опыт как единственный источник знаний о мире.
Рационализм (от латинского слова ratio - разум, рассудок) - направление, которое отдает ведущую роль в познании разуму.
Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и невозможны друг без друга, две ступени познания образуют единое целое. Чувственное представление о реальных явлениях - необходимая предпосылка для процесса познания. Отвлеченные абстрактные понятия и идеи опираются на обобщенный чувственный опыт людей и существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. Но подлинное знание невозможно без рациональной переработки информации, полученной в результате чувственного опыта.