Введение
Глава 1. Изменение медийного контекста. Медиа как новый способ расширения аудитории музея
1.1 Влияние изменения медийного ландшафта на роль музея в обществе
1.2 Исторически сложившиеся способы привлечения посетителей в музеи изобразительного искусства
1.3 Медиа как новый способ привлечения посетителей
Глава 2. Роль цифровых медиа в расширении аудитории музея
2.1 Формы коммуникации музея и посетителей
2.2 Сайт музея: онлайн-коллекция, пользовательский контент, виртуальный тур, интернет-магазин
2.3 Музей в социальных сетях
Глава 3. Проект: разработка медиа-стратегии для ГМИИ им. А.С. Пушкина
3.1 История Пушкинского музея
3.2 Цифровые медиа, которые использует ГМИИ им. А.С. Пушкина
3.3 Основные принципы мультимедийной стратегии ГМИИ им. А.С. Пушкина
Заключение
Список используемой литературы
До второй половины XX века музеи были учреждениями, основными обязанностями которых было сохранение и демонстрация собственной коллекции За последние несколько десятилетий ситуация изменилась, музеи приобрели новые функции Они превратились в платформы для социального взаимодействия, в пространство для экспериментов, открытий и нововведений Лучшие музеи сегодня не только выставляют свою коллекцию, они формируют собственные сообщества, создают интерактивные проекты и развивают диалог с посетителями в интернете на том же уровне, на котором взаимодействуют с людьми, посещающими здание музея
В данном исследовании изучены возможности цифровых медиа как средства взаимодействия музея и аудитории В практической части работы рассмотрены примеры успешных медийных решений, применяемых самыми посещаемыми музеями по всему миру На основе их опыта сформулированы и предложены принципы возможной стратегии развития ГМИИ им АС Пушкина в интернете
Данная работа актуальна не только для развития современной журналистики в области культурной деятельности, культурного менеджмента и пиара, но и для прояснения теоретических и практических положений изучения цифровой культуры, музейной деятельности и роли произведения искусства в эпоху цифровой воспроизводимости В работе рассмотрены инструменты и сюжеты, с которыми предстоит работать профессионалам, занимающимся медиакоммуникациями и креативными индустриями
Прогрессивные изменения, которые произошли в конце XX - начале XXI века в сфере науки, технологий, экономики, социальной жизни и образования, драматически повлияли на общество, образ музея, с которым общество взаимодействует, а также на сам процесс коммуникации между этими двумя институтами Во-первых, за последние 20 - 25 лет основное предназначение музея как хранилища артефактов вступило в жесткую конфронтацию с новыми функциями, которые приобрели эти культурные организации благодаря появлению интернета Во-вторых, увеличилось количество площадок для обмена информацией между музеем и его посетителями
В данном исследовании рассматривается опыт мировых музеев изобразительного искусства Естественнонаучные, исторические музеи и другие типы музеев в этой работе рассматриваться не будут, так как требуют особого подхода к взаимодействию с аудиторией Сегодня многие социальные институты используют несколько медийных платформ для коммуникации со своей аудиторией, и музей не исключение
Чтобы лучше вникнуть в причины и последствия этих процессов, в качестве объекта исследования выбрана кросс-медийность современного музея, а в качестве предмета исследования - роль цифровых медиа в процессе расширения аудитории музея
Цель исследования - изучить возможности цифровых медиа как средства расширения аудитории музея
Предпринята попытка решить следующие задачи:
- понять, в каком медийном контексте существует современный музей;
- выявить исторически сложившиеся способы расширения аудитории музея;
- рассмотреть принципы музейного маркетинга;
- изучить возможности, которые открывает для сотрудников музея анализ поведения посетителя;
- понять, почему люди приходят в музей, их мотивацию;
- выявить и сгруппировать формы коммуникации музея с аудиторией
Гипотеза исследования: изменившийся медийный ландшафт и усиление роли информации в жизни общества создали условия, в которых цифровые медиа стали новым инструментом для расширения аудитории музея
Методологической основой данного исследования стал качественный подход, который включил в себя обзор литературы и сбор открытых данных В оценке востребованности мультимедицных продуктов ГМИИ им АС Пушкина был использован метод включенного наблюдения (стажировка в отделе информационно-технического обслуживания Пушкинского музея и ведение его социальных сетей), метод опроса, сравнительный анализ и статистические методы
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть востребованы информационно-техническим отделом ГМИИ им АС Пушкина, прежде всего теми людьми, которые занимаются развитием социальных сетей музея и его сайта, так как они, заинтересованы в улучшении качественного уровня взаимодействия с онлайн-аудиторией музея