Курсовая работа|Литература

Эпитет как средство формирования прагматики художественного текста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 45

Введение

  1. Основные положения теории эпитета. Виды эпитета и его классификации

1.1.   Единство прагматики и лингвопоэтики в изучении текста художественной литературы

1.2.   Эпитет в художественной литературе

  1. Эпитет как средство формирования прагматики художественного текста

2.1.   Формирования прагматики художественного текста

2.2 Анализ испанского текста на предмет эпитетов на примере материале "Песни о моем Сиде"

2.3.  Эволюция видов эпитета в испанской поэзии XII-XIV вв

Заключение

Список литературы 

Актуальность исследования определяется необходимостью применения теории эпитета к материалу испанских средневековых текстов, что позволяет рассматривать эпитет не как отдельный стилистический прием, характеризующий автора, школу или направление, а как одно из звеньев в цепи развития литературного языка и стиля.

Современный этап развития лингвистической мысли характеризуется повышенным интересом учёных к проблематике, связанной с изучением текста, как самостоятельного объекта исследования.

Создание лингвистической теории текста вызвало к жизни ряд подходов к изучению текстовых явлений, одним из которых является филологический, сочетающий лингвистический анализ с литературоведческим.

Данная работа посвящена всестороннему изучению стилистического приёма эпитета в испанской литературе, что предлагает рассмотрение его структурного, семантического и стилистического аспектов в художественных текстах. Настоящая работа находится в русле исследований по лингвистике текста, лингвостилистике и интерпретации текста.

Целью исследования является выявление эволюционных процессов в функционировании эпитета, что позволяет внести некоторый вклад в историю испанского поэтического стиля, а также частичное воссоздание средневековой картины мира путем изучения эпитетов, определяющих основные концепты средневековой культуры.

Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих исследовательских задач:

1) Выработать классификацию эпитетов в рамках исследуемого периода развития испанской литературы.

2) Проследить процесс формирования разновидностей эпитетов в испанском языке, выявить основные этапы их развития.

Объектом исследования являются контекстуальные употребления эпитетов в поэтических памятниках испанского языка Х11-Х1У вв. Предметом исследования являются процессы эволюции эпитета в рассматриваемый период.

Несмотря на то, что проблеме эпитета посвящено довольно много исследований в этой проблематике много мало – исследованных аспектов. В частности недостаточно изучено эмоционально – оценочное значение прилагательных, образующих эпитет. Соотношение эмоции, экспрессии представления и понятия действительно остаётся неясным на сегодняшний день. Вопрос о том, как эмотивный компонент входит в лексическое значение слова, в лингвистике не решён. Эмоциональная жизнь человека преломляется в языке и его семантике, в речи практически любое слово может стать эмотивным, нейтральные слова, сочетаясь, друг с другом, могут образовывать эмотивные словосочетания и сверхфразовые единства.

Важной нерешённой проблемой остаётся метафоризация прилагательных и соотношение метафорического и оценочного смысла.

Научная новизна работы заключается в том, что изучаемый объект рассматривается в качестве в качестве необходимого компонента функционального целого текста.

В работе использовались методы лингвистического анализа:

Анализ словарных дефиниций, контекстуально-ситуативной и текстовой для выявления информативной значимости эпитета.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Во введении обосновывается цель и намечаются задачи исследования, определяется материал и методы исследования.

В первой главе даются исходные теоретические понятия эпитета и его виды.

Во второй главе рассматривается лингвистическая природа приема эпитета и информативная значимость его использования в испанской литературе. В заключении обобщаются результаты исследования.

 

 

 

1.     Основные положения теории эпитета. Виды эпитета и его классификации.

1.1.          Единство прагматики и лингвопоэтики в изучении текста художественной литературы

 

Эпи́тет (греч. ἐπίθετον, «прозвище») — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.

Содержание этого термина недостаточно устойчиво и ясно, несмотря на его употребительность.

Эпитет -  слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок.

Об эпитете было сказано и написано немало. Первые упоминания о нем можно найти еще у античных теоретиков - Аристотеля, Гермогена, Квинтилиана. Несмотря на его кажущуюся простоту в ряду других стилистических приемов, интерес к нему не ослабевает. При этом лингвистическая природа эпитета изучается, как правило, в свете господствующей научной парадигмы того или иного времени.

В отечественной лингвистике основоположником теории эпитета по праву считается А. Н. Веселовский, впервые применивший диахронический подход к исследованию эпитета. Ученый полагает, что за привычными для нас эпитетами лежит далекая историко-психологическая перспектива, целая история вкуса и стиля в его эволюции от идей полезного и желаемого до выделения понятия прекрасного. Если бы эта история была написана, она осветила бы нам развитие эпитета. А. Н. Веселовский отмечает некоторые моменты в истории развития эпитета: окаменение, т. е. забвение реального смысла эпитета, а также внутреннее и внешнее развитие эпитета. Исследователь выделяет три этапа в развитии эпитета: от накопления эпитетов, указывающих существенный типичный признак, к установлению постоянных эпитетов и далее к разложению этой типичности индивидуализмом. 

Немалый вклад в теорию эпитета внес В. М. Жирмунский, разграничивший употребление термина "эпитет" в узком и широком смысле. В широком смысле эпитет понимается как определение, как один из приемов поэтического стиля. Однако первоначально эпитет понимался более узко, только как поэтическое определение, не вносящее нового признака в определяемое понятие. В. М. Жирмунский предлагает считать эпитетом только эпитет в узком смысле, а в остальных случаях, по мнению ученого, речь идет не об эпитетах, а о поэтических определениях.

  1. Античные теории языка и стиля. СПб.: Изд-во "Алетейя", 1996. -368с.
  2. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб: Азбука, 2009. 304 с.
  3. Богоришвили Н. К. Структура и функционирование сложных эпитетов в поэтическом языке Спенсера и Шекспира // Слово в контексте литературной эволюции: Античность Средние века -Возрождение. М., 1989. № 1. - с. 54-63.
  4. Бубновская Э. Ф., Васильева Л. Н. Хрестоматия по истории испанского языка. ХИ-ХУ1 века. Киев: Вища школа, 1979. 176 с.23 .Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., Учпедгиз, 1941.-246 с.
  5. Ведерников Н.В. Краткий словарь эпитетов русского языка. Л., 200 202 с.
  6. Виноградов B.C. Курс лексикологии испанского языка. М.: Высш. шк., 200 192 с.
  7. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Иск-во, 1972.- 320 с.
  8. Матвеева И. В. К вопросу о соотношении понятий "концепт" и "ценность" // Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. И. Стеблин-Каменского. СПб.: Наука, 2008. с. 196-202.
  9. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. 772 с.
  10. Никитин М. В. Лексическое значение в слове и словосочетании. Владимир: Владимирский пед. ин-т, 1974. 221 с.
  11. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения: Уч. пособие. М.: Высш. шк., 200 168 с.

 

  1. Николаева Т. М. Качественные прилагательные и отражение "картины мира" // Славянское и балканское языкознание. Проблемы лексикологии. М.: Наука, 1983. с. 235-244.
  2. Опарина Е. О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. с. 65-77.
  3. Панасенко Ю. Ф. Функции эпитетов в гимнической традиции эпохи эллинизма. Автореф. дисс.канд. филол. наук. М., 1984. 26 с.
  4. Паутынская В. А. Об использовании термина "эпитет". Уч. записки 1 МГПИИЯ. т. X. 1956. с. 107-124.
  5. Петрова 3. М. Эпитеты в лирике В. В. Капниста // Литературный язык XVIII в. Проблемы стилистики. М., 1982. С. 129-147.
  6. Плавскин 3. И. Литература Испании ГХОСУ веков. М.: Высш. шк., 1986. 176 с.
  7. Постовалова В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. с. 8-69.
  8. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт,2000. 480 с.
  9. Радзиевская Т. В. Слово судьба в современных контекстах // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -с. 64-71.
  10. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с. 416-435.
  11. Розина Р. И. Человек и личность в языке // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. с. 52-55.
  12. Серебренников Б. А. Введение // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. Отв. ред. акад. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. с. 3-7.
  13. Серебренников Б. А. Номинация и проблема выбора // Языковая номинация. Ч. 1. Общие вопросы. М.: Наука, 1977. с. 147-187.
  14. Снегирев М. Э. Лингвистическая сущность эпитета и его использование в газетно-публицистическом стиле. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1969. 22 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское