Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профессионального выгорания персонала современной организации
1.1. Понятие, причины, стадии и симптомы профессионального выгорания
1.2. Внутренние и внешние ресурсы противодействия профессиональному выгоранию персонала в современных организациях
Глава 2. Анализ системы профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-»
2.1. Анализ организационно-экономической и финансово-хозяйственной деятельности ООО «-»
2.2. Характеристика системы управления персоналом ООО «-»
2.3. Специфика профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-»
Глава 3. Рекомендации по усилению профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-»
3.1. Рекомендации по устранению факторов, вызывающих профессиональное выгорание, и усилению профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-»
3.2. Разработка алгоритма внедрения мероприятий по усилению профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-»
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы исследования.
Синдромом профессионального выгорания рано или поздно сталкиваются почти все работники. Стресс и накапливающаяся усталость создают опасную ловушку, в которую попадает работник, даже не замечая, как полностью перестает получать удовольствие от работы. Вместе с этим пропадают желание развивать творчество, а также мотивация развиваться в профессии. Это выводит СПВ в лидеры наиболее актуальных задач современной системы образования, ведь от выгорания в итоге страдают все.
Установлено, что синдром профессионального выгорания негативным образом сказывается не только на качестве выполнения работником его профессиональных обязанностей, но, прежде всего на его здоровье. Этот феномен представляет собой не то иное, как форму довольно тяжелого продолжительного стресса. Хотя в последние десятилетия проблема воздействия стрессового механизма на человеческий организм активно изучается как медицинском, так и в психологическом аспектах, его действие до конца не выяснено. Но, тем не менее, последние данные говорят о том, что стресс может стать причиной серьезных онкологических, психических и других расстройств. Изучение и предупреждение развития подобных стрессовых процессов очень важно, особенно сейчас, когда многие медработники просто «сгорают на работе», что отражается как на здоровье самих работников, так и на качестве образования. В этом заключается актуальность данной работы.
Степень исследования проблемы.
Хотя для современной науки проблема синдрома профессионального выгорания сравнительно не нова, ее освещение и изучение до последнего времени было скорее фрагментарным, связанным с изучением эмоций, стресса, поведенческих реакций, угнетенных состояний и т.д. Большая часть имеющихся теоретических работ принадлежат зарубежным авторам. Изучением разных аспектов этого феномена занимались К. Маслич, М. Буриш, А. Ричардсен, М. Кинг, С. Миер, Грингласс, Е. Хартман и многие другие исследователи. Из русскоязычных авторов можно назвать Н. В. Гришину, В.В. Бойко, Н. Е. Водопьянову, А. Б. Серебрякову, Е. С. Старченкову, В.Е. Орел и другие.
В изученной литературе выделяется три составляющие синдрома профессионального выгорания:
- Деперсонализация – защитная реакция организма на эмоциональную перегруженность. Выливается в отстраненность в общении с коллегами на работе с возможными вспышками гнева.
- Редукция профессиональных достижений – неприятное чувство собственной некомпетентности, возникающее при завышенных требованиях к сотруднику, и сопровождающееся сильным чувством вины за незначительные недочеты.
- Эмоциональное истощение – ощущение опустошенности, преобладает полное равнодушие к работе в целом.
Выгорание развивается постепенно, поэтому сразу его можно не заметить. Как правило, сначала появляется усиленная усталость, затем на выполнение обычных обязанностей уходит больше энергии, что в итоге перерастает в полное разочарование в работе.
Исследователями предлагается следующие основные аспекты противостояния данному опасному состоянию.
Не боятся искать поддержку в своих коллегах, общайтесь с ними, делитесь некоторыми беспокоящими мыслями, просить о помощи и с готовностью помогать самим.
Обозначать для себя внутренние границы, «подружится» с самим собой, это значительно снизит вероятность выгореть эмоционально. Если человек много времени проводите на работе, задерживается, близко к сердцу принимает сложности, то профессиональное выгорание не за горами.
Следует помнить о главной идее, с которой сотрудник пришел работать, о том, почему цели его деятельности не теряют актуальность.
Не гнаться за деньгами, поскольку исключительно финансовые мотивы ведут к неизбежному выгоранию.
Выстраивать трудовой процесс вокруг равенства с коллегами. Если не воспринимать их как отдельных личностей – это верный признак профессионального выгорания.
Следует отметить, что ни один факторов по отдельности не может спровоцировать синдрома выгорания, это комплексное давление всех факторов, и решать его необходимо комплексно как на профессиональном, так и на личностном уровне.
В данной дипломной работе мы постарались обобщить имеющиеся на сегодняшний день подходы к изучению этого явления, а в практической части исследовать различного рода факторы, влияющие на формирование профессионального выгорания.
Объект исследования: синдром профессионального выгорания у работников ООО «-».
Предмет исследования: медработники общеобразовательных учреждений.В качестве научной гипотезы мы выдвигает предположение о том, что существует целый ряд индивидуальных особенностей личности, а также социальных факторов, предрасполагающих к развитию синдрома профессионального выгорания.Целью данного исследования стало изучение и анализ различных факторов и условий развития синдрома профессионального выгорания в процессе профессиональной деятельности персонала магазина. Для реализации этого были поставлены и решены следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие, причины, стадии и симптомы профессионального выгорания
- Определить внутренние и внешние ресурсы противодействия профессиональному выгоранию персонала в современных организациях.
- Провести анализ организационно-экономической и финансово-хозяйственной деятельности ООО «-».
- Дать характеристику системы управления персоналом ООО «-».
- Выявить специфику профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-».
- Разработать рекомендации по устранению факторов, вызывающих профессиональное выгорание, и усилению профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-».
- Разработать алгоритм внедрения мероприятий по усилению профилактики профессионального выгорания персонала ООО «-».
Методы исследования:Главными методами работы с теоретическими материалами стали анализ, синтез, обобщение, дедуктивный и индуктивный методы. В качестве эмпирических - представлены анкетирование, интерпретация. Были использованы методики: 16PF – опросник Р. Б. Кеттелла, «Диагностика профессионального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики – параметрический критерий Стьюдента для независимых выборок, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты этого исследования имею практическую значимость, они могут быть применены в качестве основы для разработки методик, предупреждающих развитие синдрома профессионального выгорания у работников, потенциально отнесенных в группу риска.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профессионального выгорания персонала современной организации
1.1. Понятие, причины, стадии и симптомы профессионального выгорания
Синдром «выгорания» довольно широко известен и исследуется в научной среде. Тем не менее, многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не помогли ответить на вопрос, что становиться «пусковым механизмом» в возникновении синдрома выгорания. Что является главной причиной – личностные особенности или характер профессиональной деятельности, взаимодействие с клиентами или факторы рабочей среды[1]. Все это – отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии. Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для того, чтобы стало возможным разработать систему мер, которая бы позволила предупредить выгорания. Определенной попыткой разрешить эту проблему стало появление нескольких новых подходов к определению феномена выгорания, среди которых следует, на наш взгляд, упомянуть подход С. Маслич и М. Лейтер[2]. Он основан на идее рассмотрения взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания. В основе подхода, предложенного данными авторами, лежит идея о том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и профессиональной деятельностью, индивидуальными психологическими характеристиками индивида. Увеличение этого несоответствия делает вероятность возникновения выгорания более весомой. Авторы этой модели выходят за рамки интерперсонального подхода и предлагают рассматривать выгорание как одно из проявлений деформации внутреннего духовного мира человека в его целостности, независимо от типа профессиональной деятельности.
Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.
В ряде работ ставилась проблема взаимодействия разных групп факторов, вызывающих выгорание. Так, Дж. Карол и В. Хит высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды. М. Буриш дает определение профессиональному выгоранию, как «симптомокомплексу последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса». А.М. Ричардсен, основываясь на данных современных исследований, считает, что это психологическое явление отличается от других, ранее изученных форм стресса, что это не просто менее выраженная вариация более традиционных определений данной симптоматики.
Некоторые исследователи, в том числе М. Кинг, были против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине – дистимией), либо как Л. Морроу рассматривали его как «странную психиатрическую химеру»[3]. Другие устанавливали связи с существующими моделями стресса, например, С.Е. Хобфол, Дж. Фриди с теорией общего стресса, С.Т. Миер с заученной беспомощностью и Адлер с психодинамикой беспомощности y представителей помогающих профессий, Бандура с моделью самоэффективности и компетентности и Д.Х. Малан с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий»[4].
Таким образом, анализ авторских подходов к определению понятия «профессиональное выгорание» может быть представлен следующим образом (см. табл. 1).
Таблица 1 – Анализ авторских подходов к определению понятия «профессиональное выгорание
Автор
|
Подход
|
Характеристика подхода
|
Достоинства / Недостатки
|
Дж. Карол и В. Хит
|
Интегральный подход к исследованию выгорания
|
Рассматривают, как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды
|
Достоинство: неразрывно связан с взаимодействием внутренних и внешних факторов
|
А. Пинес и Е. Аронсон
|
Рассмотрение состояния физического и психического истощения
|
Вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях
|
Недостаток: не учитывает индивидуальные психологические характеристики
|
С. Маслич и М. Лейтер.
|
Рассмотрение взаимодействия личностных и ситуационных факторов в возникновении выгорания.
|
Результат несоответствия между личностью и профессиональной деятельностью, индивидуальными психологическими характеристиками индивида
|
Недостаток: не учитывает воздействие всех внешних факторов
|
М. Буриш
|
Рассмотрение как
совокупность симптомов, объединенных общим механизмом развития
|
Симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса
|
Недостаток: не учитывает ситуационные факторы в возникновении выгорания
|
А.М. Ричардсен
|
Рассмотрение не просто менее выраженной вариация более традиционных определений симптоматики выгорания
|
Характеризуется постепенной утратой эмоциональной вовлеченности в деятельность, нарастанием умственной и физической усталости, личностной отстраненности от содержания труда
|
Недостаток: учитывает только эмоциональную составляющую и личностную усталость
|
С.Е. Хобфол, Дж. Фриди и др.
|
Как связь с существующими моделями стресса
|
Как состояния организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции.
|
Недостаток: не учитывает эмоциональную составляющую
|
- Источник: составлено автором
Важным в изучении феномена выгорания является расширение сферы экспериментальных исследований. Здесь просматриваются две тенденции.
Первая - развитие кросс-культурных исследований выгорания. Имеющиеся работы показывают, что существуют различия в уровнях выгорания у представителей разных культур. Развитие данного направления позволит, более того, ответить на вопрос о действительном переживании выгорания и когерентности его структуры. Вторая - подтверждение характера этого феномена при изучении выгорания у представителей «несоциальной» сферы. Немногочисленные работы в этой области делают ее также перспективной[5].