ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблема обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе
1.2 Анализ программ по математике для начальных классов по проблеме исследования
1.3 Условия обучения детей младшего школьного возраста решению задач на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Курс математики в начальной школе имеет стратегическое значение, поскольку математика является фундаментальной наукой, объединяющей всеобщее и абстрактное знание, используется во всех отраслях знаний, а именно в начальной школе закладываются основы изучения этого предмета. В этой связи актуальной проблематикой начальной школы, с одной стороны, является качественное преподавание учителем математики, а с другой – успешное изучение учащимися этого предмета.
Актуальной задачей начальной школы является повышение качества обучения младших школьников, в частности, подготовка их к дальнейшей жизни и обучению, формирование умений учиться. Чтобы успешно продвигаться вперед, ученики начальных классов в сотрудничестве с учителем должны овладеть полным диапазоном умений и навыков, среди которых важную роль в курсе математики начальной школы играют текстовые задачи. Они, с одной стороны, составляют специфический раздел программы, содержание которого ученики могут усвоить, с другой – выступают как дидактическое средство обучения, воспитания и развития школьников и выполняют обучающую, воспитательную и развивающую функции. Решение текстовых задач направлено на формирование у учащихся системы математических знаний, выработки умений и навыков математического моделирования, вычисления, развития приемов умственной деятельности (планирование, поиск рациональных путей, критичность и т. п). Текстовые задачи помогают раскрыть опосредованные связи математики с окружающей средой и практической деятельностью людей, реализовать познавательные и воспитательные функции обучения. Сюжеты текстовых задач для начальных классов отражают труд детей и взрослых, достижения страны в различных областях народного хозяйства, науки, культуры, содержат интересную познавательную информацию из естествознания и т. др. Процесс решения текстовых задач способствует формированию таких мыслительных действий, как анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, сравнение, обобщение и тому подобное. От овладения умениями решать задачи зависит не только подготовка школьников по математике на данном этапе обучения, но и осмысленное усвоение систематических курсов алгебры, геометрии, физики, информатики в последующих классах.
Объект исследования – процесс обучения решению задач детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия обучения решению задач детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и выделить психолого-педагогические условия обучения решению задач детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе.
- Провести анализ программ по математике для начальных классов по проблеме исследования.
- Выделить условия обучения детей младшего школьного возраста решению задач на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта по проблеме исследования.
Структура работы – работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Проблема обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе
Важным условием в осуществлении определенных задач на уроках математики в начальных классах является рациональное использование математических задач, как средства формирования мыслительной деятельности. Умелое использование различных задач в процессе обучения способствует также развитию активности, творческой познавательной деятельности, самоконтролю, что в значительной мере обеспечивает подготовку их к самостоятельной практической работе.
В начальном обучении математике велика роль решения текстовых задач. Решая задачи, каждый учащийся приобретает новые математические знания, готовится к практической деятельности. По мнению Л.П. Стойловой, А.М. Пышкало, «задачи способствуют развитию логического мышления школьников». Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, знал ее структуру, умел решать задачи различными способами.
Задачи - это конкретный материал, с помощью которого у детей формируются новые и закрепляются уже полученные знания. На уроках математики большую роль играют именно задачи, на основе которых у младших школьников формируются умения овладения методами решения определенной системы и типа математических задач, а также полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью решения учениками этой системы задач.
В математике чаще всего используется понятие арифметическая задача– небольшой рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга, относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины, если известно значение других величин.
Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из способов введения составных задач.
Различные авторы учебников «Методика преподавания математики, в начальной школе» предлагают следующие определения понятия «текстовая задача»:
- Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней. (Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.)
- Текстовая задача — описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. (Байракова П.У.)
- Математическая задача — это связанный лаконичный рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. (Царева С.Е.)
- Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий (Моро М.И., Пышкало А.М.)
В методике математики имеются различные классификации простых задач. В качестве примера приведем классификацию М.А. Бантовой. В данной классификации деление задач на группы происходит в зависимости от тех понятий и знаний, которые формируются при их решении.
Выделяются три группы простых задач.
К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. В этой группе пять видов задач.
Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов.
К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов).
Процесс работы над задачей осуществляется поэтапно:
- ознакомление с содержанием задачи, ее анализ и отыскание плана решения;
- решение и проверка хода решения;
- непосредственная работа над решенной задачей.
Математические операции при решении задачи являются обязательным элементом всех математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, алгебраические выражения и т.д.). Большинство математических операций в учебной деятельности у учащихся формируется в результате тренировочных упражнений, при решении которых необходимо придерживаться двух требований: регламентированной последовательности операций и послеоперационного самоконтроля.
По мнению Н.Б. Истоминой можно рассматривать только два аспекта термина «решение задачи»: решение как результат (число, ответ); решение как процесс нахождения ответа.
Л.М. Фридман и Е.Н. Турецкий рассматривают три аспекта термина «решение задачи»: вся деятельность человека, решающего задачу, от чтения условия до записи ответа; действия над условиями и их следствиями для получения ответа задачи; ответ задачи.