Курсовая работа|Педагогика

Психолого-педагогические основы обучения решению задач детей младшего школьного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 24

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Проблема обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе

1.2 Анализ программ по математике для начальных классов по проблеме исследования

1.3 Условия обучения детей младшего школьного возраста решению задач на уроках математики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

Курс математики в начальной школе имеет стратегическое значение, поскольку математика является фундаментальной наукой, объединяющей всеобщее и абстрактное знание, используется во всех отраслях знаний, а именно в начальной школе закладываются основы изучения этого предмета. В этой связи актуальной проблематикой начальной школы, с одной стороны, является качественное преподавание учителем математики, а с другой – успешное изучение учащимися этого предмета.

Актуальной задачей начальной школы является повышение качества обучения младших школьников, в частности, подготовка их к дальнейшей жизни и обучению, формирование умений учиться. Чтобы успешно продвигаться вперед, ученики начальных классов в сотрудничестве с учителем должны овладеть полным диапазоном умений и навыков, среди которых важную роль в курсе математики начальной школы играют текстовые задачи. Они, с одной стороны, составляют специфический раздел программы, содержание которого ученики могут усвоить, с другой – выступают как дидактическое средство обучения, воспитания и развития школьников и выполняют обучающую, воспитательную и развивающую функции. Решение текстовых задач направлено на формирование у учащихся системы математических знаний, выработки умений и навыков математического моделирования, вычисления, развития приемов умственной деятельности (планирование, поиск рациональных путей, критичность и т. п). Текстовые задачи помогают раскрыть опосредованные связи математики с окружающей средой и практической деятельностью людей, реализовать познавательные и воспитательные функции обучения. Сюжеты текстовых задач для начальных классов отражают труд детей и взрослых, достижения страны в различных областях народного хозяйства, науки, культуры, содержат интересную познавательную информацию из естествознания и т. др. Процесс решения текстовых задач способствует формированию таких мыслительных действий, как анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, сравнение, обобщение и тому подобное. От овладения умениями решать задачи зависит не только подготовка школьников по математике на данном этапе обучения, но и осмысленное усвоение систематических курсов алгебры, геометрии, физики, информатики в последующих классах.

Объект исследования – процесс обучения решению задач детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия обучения решению задач детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и выделить психолого-педагогические условия обучения решению задач детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  • Проанализировать проблему обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе.
  • Провести анализ программ по математике для начальных классов по проблеме исследования.
  • Выделить условия обучения детей младшего школьного возраста решению задач на уроках математики.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

Структура работы – работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.          

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Проблема обучения младших школьников решению задач в психолого-педагогической литературе

Важным условием в осуществлении определенных задач на уроках математики в начальных классах является рациональное использование математических задач, как средства формирования мыслительной деятельности. Умелое использование различных задач в процессе обучения способствует также развитию активности, творческой познавательной деятельности, самоконтролю, что в значительной мере обеспечивает подготовку их к самостоятельной практической работе.

В начальном обучении математике велика роль решения текстовых задач. Решая задачи, каждый учащийся приобретает новые математические знания, готовится к практической деятельности. По мнению Л.П. Стойловой, А.М. Пышкало, «задачи способствуют развитию логического мышления школьников». Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, знал ее структуру, умел решать задачи различными способами.

Задачи - это конкретный материал, с помощью которого у детей формируются новые и закрепляются уже полученные знания. На уроках математики большую роль играют именно задачи, на основе которых у младших школьников формируются умения овладения методами решения определенной системы и типа математических задач, а также полноценное достижение целей обучения возможно лишь с помощью решения учениками этой системы задач.

В математике чаще всего используется понятие арифметическая задача– небольшой рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга, относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины, если известно значение других величин.

Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из способов введения составных задач.

Различные авторы учебников «Методика преподавания математики, в начальной школе» предлагают следующие определения понятия «текстовая задача»:

  1. Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней. (Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.)
  2. Текстовая задача — описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. (Байракова П.У.) 
  3. Математическая задача — это связанный лаконичный рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии. (Царева С.Е.) 
  4. Задача – это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий (Моро М.И., Пышкало А.М.)

В методике математики имеются различные классификации простых задач. В качестве примера приведем классификацию М.А. Бантовой. В данной классификации деление задач на группы происходит в зависимости от тех понятий и знаний, которые формируются при их решении.

Выделяются три группы простых задач.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий. В этой группе пять видов задач.

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых учащиеся усваивают связь между компонентами и результатами арифметических действий. К ним относятся задачи на нахождение неизвестных компонентов.

 К третьей группе относятся задачи, при решении которых раскрываются понятия разности и кратного отношения. К ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов).

Процесс работы над задачей осуществляется поэтапно:

  • ознакомление с содержанием задачи, ее анализ и отыскание плана решения;
  • решение и проверка хода решения;
  • непосредственная работа над решенной задачей.

Математические операции при решении задачи являются обязательным элементом всех математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, алгебраические выражения и т.д.). Большинство математических операций в учебной деятельности у учащихся формируется в результате тренировочных упражнений, при решении которых необходимо придерживаться двух требований: регламентированной последовательности операций и послеоперационного самоконтроля.

По мнению Н.Б. Истоминой можно рассматривать только два аспекта термина «решение задачи»: решение как результат (число, ответ); решение как процесс нахождения ответа.

Л.М. Фридман и Е.Н. Турецкий рассматривают три аспекта термина «решение задачи»: вся деятельность человека, решающего задачу, от чтения условия до записи ответа; действия над условиями и их следствиями для получения ответа задачи; ответ задачи.

  1. Айдарбекова А.А., Белов В.М., Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы - 8-е изд. М.: Просвещение, 2013. 176 с.
  2. Айрамукова М.У. Методика обучения математике в начальных классах: Курс лекций. Ростов-наДону: Феникс, - 2019. - 229 с.
  3. Асадулаева Ф.Р., Магомедханова У.Ш. Особенности постановки и решения учебной задачи младшими школьниками // МНКО. 2017. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postanovki-i-resheniya-uchebnoy-zadachi-mladshimi-shkolnikami (дата обращения: 19.04.2022).
  4. Астахов А. П. Новейший психолого-педагогический словарь. - М.: Современная школа, 2010. -928 с.
  5. Бажан З.И. Разные методические подходы в обучении младших школьников решению задач на встречное движение и движение в противоположном направлении // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznye-metodicheskie-podhody-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-resheniyu-zadach-na-vstrechnoe-dvizhenie-i-dvizhenie-v-protivopolozhnom (дата обращения: 19.04.2022).
  6. Барякина И.В. Будникова Е.С. Екжанова Е.А. Копылова Н.Д. Лапшина Л.М. Левченко В.А. Пашнина Е.Г. Полуянова Т.А. Резникова Е.В. Хабибулина М.Б. Юмадилова Ю.Н. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике (к программам для С(К)ОУ VIII вида) - Электрон. текстовые данные. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 240 с.
  7. Белая Ю.С. Формирование графических умений у младших школьников при решении задач // Концепт. 2017. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-graficheskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-pri-reshenii-zadach (дата обращения: 19.04.2022).
  8. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
  9. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 455 с.
  10. Буренок И. И., Титков Е. И. Условия становления креативного потенциала в дошкольном возрасте // Инновационные вопросы развития экономики, права, социологии и педагогики: сб. науч. ст. по итогам Всерос. конф. / Региональный центр «Общественное содействие»; под ред. И. Е. Бельских. - 2015. - С. 17-19.
  11. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. - М.: ВИТАПРЕСС, 2011. - 72 с.
  12. Гребенникова Н.Л. Методические приемы обучения младших школьников решению задач с тремя пропорциональными величинами // Кронос. 2020. №9 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-priemy-obucheniya-mladshih-shkolnikov-resheniyu-zadach-s-tremya-proportsionalnymi-velichinami (дата обращения: 19.04.2022).
  13. Гусев В. А. Теория и методика обучения математике. Психолого-педагогические основы: учеб. пособие. - М.: Лаборатория знаний, 2014. - 456 с. - URL: http://e.lanbook.com/book/50541.
  14. Дегтярев С. Н. Дидактические средства активизации креативного потенциала учащихся в процессе решения творческих задач / Вестиик Тюменского государственного университета. 20l2. № 9. С. 55-бЗ.
  15. Дятлов, В.Н. Технологии решения задач: лекция 1. Текстовые задачи на движение и работу / B.Н. Дятлов, В.С. Абатурова // Математика. Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 9-16.
  16. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144 с.
  17. Корчевская, О.П. Обучаем математике. Методика работы над задачами. - Тернополь: Путешественник, 2008. - 160 с.
  18. Луконина И. В. Психолого-педагогические условия принятия учебной задачи младшими школьниками // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-prinyatiya-uchebnoy-zadachi-mladshimi-shkolnikami (дата обращения: 19.04.2022).
  19. Мелькина Л.В. Методические подходы к формированию представлений о задаче, решаемой в несколько действий // Начальная школа - 2013. - №16 - С. 63-71.
  20. Милова Е.В. Обучение решению арифметических задач младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии // Форум молодёжной науки. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-resheniyu-arifmeticheskih-zadach-mladshih-shkolnikov-s-narusheniyami-v-intellektualnom-razvitii (дата обращения: 19.04.2022).
  21. Моро М.И. Учебник. - В 2-х частях. - 4-е изд. М.: Просвещение, 2015. - 112 с.: ил. - (Школа России) вчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе. - М.: Мегатрон, 2011. - 67 с.
  22. Скворцова, С.О. Решение задач на движение в одном направлении на основе приема сравнения // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 14-17
  23. Чекова Т. Организация деятельности учащихся при обучении решению арифметических задач // Начальная школа. 2011. № 7. С. 51-53
  24. Чиркова Н.И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач // Педагогическое образование в России. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-mladshih-shkolnikov-obobschennym-sposobam-deystviya-pri-reshenii-tekstovyh-zadach (дата обращения: 19.04.2022).
  25. Эрдниев, П.М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. Книга для учителя / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев.- Москва: АО «СТОЛЕТИЕ», 2017. - 320 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское