2.1. Взгляды М. Штирнера в книге «Единственный и его собственность»
2.2 Фромм. Э. об эгоизме и себялюбии в работе «Человек для самого себя»
Курсовая работа|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2018 | Страниц: 11
2.1. Взгляды М. Штирнера в книге «Единственный и его собственность»
2.2 Фромм. Э. об эгоизме и себялюбии в работе «Человек для самого себя»
2.1. Взгляды М. Штирнера в книге «Единственный и его собственность»
Вышедшая в свет в 1844 г. работа «Единственный и его собственность» Макса Штирнера наделала много шума в дореволюционной Германии, однако события революции 1848 г. привели к тому, что на протяжении длительного периода никто не проявлял интереса к данному труду. Вместе с тем попытка построения М. Штирнером нового социально-политического устройства – индивидуального анархизма, основывающегося на принципе абсолютного эгоизма, имеет, несомненно, огромную теоретическую ценность.
Одной из форм становления свободного эгоиста являются его отношения с «Другим». Вступая в контакт с чуждой собственной индивидуальности сущностью, «Единственный» стремится закрепить свое доминирующее положение над ней, сделать ее своей собственностью. Этот процесс идет параллельно отвержению всех «идей», всего, что может стоять выше индивида и властвовать над ним.
На основании всего предшествующего изложения становится понятно, что Штирнер совершенно отрицает всякую собственность, что он уничтожает право частной собственности, совершенно выбрасывая из своего лексикона это понятие. Ведь после того, как отвергнуто так много других ценностей, после того, как прекратило свое существование государство, выброшено за борт всякое право, в виде тех или иных правовых норм и велений закона, – так естественно предположить, что в построении Штирнера не должно найтись места для института частной собственности. И, тем не менее, всякий, кто так думает, глубоко ошибается.
Работа Штирнера оказала влияние на формирование взглядов М. Бакунина и Ф. Ницше. Чем был вызван такой эффект и такие разноречивые оценки? Основную мысль работы лучше всего передает предпосланное ей введение от автора, которое носит название «Ничто— вот на чем я построил свое дело»[1].
Итак, основная идея Штирнера — апология эгоизма. Уже одна эта идея не могла не вызвать отклика у тех, кого стесняют социальные рамки. Но кроме будоражащей анархической сентенции, высказанной во введении, Штирнер претендовал на теоретическое, научное решение вопроса. Он сам пишет «Апологетический комментарий» к своей работе и говорит о ней, по ироническому замечанию Маркса, не иначе как о «Книге» (с большой буквы и без названия), что должно выделить ее из массы всего одновременно опубликованного. Некоторые основания для таких претензий имеются.
Штирнер не только высказывает идею эгоизма, но и старается обосновать ее психологическим, историческим и социальным материалом. Маркс подвергает критике не столько основную идею Штирнера, сколько претензии на ее научное обоснование. В центре внимания Маркса - логика построения книги. Сравнение структуры работы Штирнера со структурой раздела «Святой Макс» показывает, что они почти полностью совпадают.
Его эгоист не стремится к забвению, напротив, он жаждет всей полноты бытия - для него в уравнении «Бытия и Ничто» второе лишь рамка для первого, главного. Штирнер в действительности не ищет для своего эгоиста, или себя самого как эгоиста, смерти, провала в Ничто — он ищет как раз основания, солидной и неотъемлемой позитивности, на которой возможно бы было построить единственно-эгоистическое существование, вполне обособленное от чуждого мира вещей и событий. В этом трагедия Штирнера, его неотрефлексированная раздвоенность: на классическое-утвердительное, на неклассическое-отрицательное, на вчера и на завтра философствующей Европы. По мысли его, сейчас мы отбросим всё лишнее, то есть несобственное — и там-то, в остатке откроется истина, суть моего и меня самого. Штирнер пробует то, что еще станет деструкцией Хайдеггера, деконструкцией Деррида, на деле — in vivo, а не in vitro. Он разбирает завалы из призраков не для того, чтобы похоронить эгоиста поглубже, а для того, чтобы освободить эгоиста, уже похороненного под теми завалами. Тем более жаль, что ничего не выходит. «Что же остается, если я освобожусь от всего, что не есть я? Только я и ничего другого, кроме меня»[2].
Что же за Я — остается? С другой стороны, частная собственность – основная, твердо оберегаемая святыня либерального общества, – для Штирнера не имеет никакой ценности, поскольку с его точки зрения «пользование еще не собственность», и то, что в нашем обществе она (собственность) становится таковой только после «согласия и соизволения права». «Тем не менее, собственность – обозначение безграничного господства над чем-нибудь (вещью, зверем, человеком), чем “я могу располагать и распоряжаться по моему усмотрению”[3].
В данном случае, понятие собственности, которое выстраивает Штирнер, противостоит понятию права как «милости», даруемой «Единственному» «Другим», обществом, государством.
Согласно Штирнеру, есть только индивидуальное Я, и это значит, что какие бы то ни было общественные связи не имеют объективного значения и нужны только для Меня лично. Отсюда - отрицание моральных и прочих ценностей, скрепляющих общество.
Иными словами, философ бунтовал против любого принуждения, против чувства долга. Его учение выражает ту мысль, что свобода личности - это эгоизм. " Я сам – Единственный. Для Меня нет ничего выше Меня"[4].
Меж тем личные обстоятельства Штирнера не блистали - он развелся с женой, его сажали за долги, он неудачно пытался заняться бизнесом. Книга не принесла ему славы, и вскоре Штирнера стали забывать. Он умер в 50 лет, на похороны пришли два человека.
[1] Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 2016. – С. 235.
[2] Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 2016. – С. 235.
[3] Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 2016. – С. 235
[4] Штирнер М. Единственный и его собственность. – Харьков, 2016. – С. 235
нет
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!