В науке о Л.Н. Толстом трудно найти более проблемную и дискуссионную область, чем его поздний (после духовного кризиса 1870-1880-х гг.) период творчества. Именно к этому периоду относится рассказ «После бала», стиль которого будет служить предметом данного исследования.
Нарочитая тенденциозность большинства произведений позднего Толстого, сознательно ориентированных автором на пропаганду его идей, способствовала возникновению в толстоведении прочной традиции исследовать творчество писателя в тесной взаимосвязи с мировоззрением.
Еще одна проблема связана с давно назревшей в науке потребностью целостного осмысления религиозно-философского и художественного наследия позднего Толстого.
Однако в данной работе мы не ставим перед собой чрезмерно сложных целей. Исследование творчества Льва Толстого всегда останется актуальной темой, несмотря на огромное количество работ в данной области: ведь наследие русского классика неисчерпаемо.
Цель настоящего исследования – показать место и роль рассказа «После бала» в творчестве Толстого, чтобы таким путем уяснить роль символики повествования и языковых средств, использованных писателем для выражения своих мыслей.
В соответствии с целью перед нами стоят следующие задачи:
- дать краткий очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого;
- охарактеризовать особенности языка и стиля Толстого;
- охарактеризовать стилевые особенности и языковые средства в рассказе «После бала»;
- показать на примере нескольких произведений писателей ХХ века влияние стиля и философии Толстого на отечественную литературу.
В качестве теоретических источников нами были использованы работы отечественных литературоведов и историков литературы, в частности В.П. Руднева, К.Н. Ломукина, Л.Д. Опульской, В.В. Одинцова и др.
- Жизненный и творческий путь Льва Толстого
Немного найдется в мировой литературе писателей, которые с таким бесстрашием, постоянством и страстностью, как Толстой, пытались «дойти до корня», постигнуть смысл жизни.
«...Мне трудно понять себя таким, каким я был год тому назад»,— признавался великий художник, будучи тридцатипятилетним зрелым человеком. В этом признании отразилась поразительная способность Толстого к постоянному развитию и духовному росту.
В своей работе о Толстом Бунин со слов очевидца приводит разговор писателя с Софьей Андреевной, на упрек которой: «Ну, да, ты ведь постоянно так: нынче одно, завтра другое, все меняешь свои убеждения»,— Толстой отвечал: «Всякий должен их менять, стремиться к лучшим»
Неизменное стремление к постижению смысла жизни, сохраненное Толстым буквально до самой смерти, и было его «сокрытым двигателем». В отличие от писателей, искавших свое место в литературе, он искал себя в жизни.
«Художественное произведение,— писал Толстой в Дневнике 23 марта 1894 года,— есть то, которое заражает людей, приводит их всех к одному настроению. Нет равного по силе воздействия и по подчинению всех людей к одному и тому же настроению, как дело жизни и, под конец, целая жизнь человеческая. Если бы столько людей понимали все значение и всю силу этого художественного произведения своей жизни!.. А то мы лелеем отражение жизни, а самой жизнью пренебрегаем».
Понимание жизни как творчества позволило Толстому до конца дней сохранить действенность художественного таланта.
Та же причина предопределила изначальный и глубокий жизнеутверждающий пафос произведений Толстого, убежденного, что пессимизм, то есть отрицание жизни, и творчество несовместимы, поскольку жизнь и есть первоначало искусства.
«Я полагаю,— писал Л. Толстой,— что задача пишущего человека одна: сообщить другим людям те свои мысли, верования, которые сделали мою жизнь радостною».