Курсовая работа|Социальная работа

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, как объект социальной работы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 40

ВВЕДЕНИЕ 

1.СЕМЬИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА      ОБЩЕСТВА   

1.1. Анализ понятия «социально опасное положение»

1.2. Проблемы и трудности семей, находящихся в социально опасном положении                     

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 

2.1. Основные направления социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении 

2.2. Деятельность специалиста по социальной работе с семьей, находящейся в социально опасном положении 

Заключение  

Список использованных источников  

        Семья во все времена была первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек ощущает в течении всей своей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самовыражению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. В семье происходит первичная социализация ребенка.

       Семейное воспитание имеет ряд неоспоримых достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально- психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.

 Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, искажает личностное развитие ребенка.  Семейное неблагополучие – это сложный социально- психологический феномен. Его трудно измерить экономическими категориями, и оно не сводиться только к уровню материальной обеспеченности, жилищно-бытовыми условиями жизни семьи. Причины и факторы, ведущие к развитию ситуации семейного неблагополучия, весьма разнообразны.   

Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие – это и падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, увеличение числа неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями- одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей, отсутствие или недостаток эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в семье, алкоголизм и наркомания родителей и их жестокое обращение с детьми.  Так или иначе, это проявляется в изменении качества семейных отношений.

Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных – пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни (12%), отсутствие присмотра за детьми в семье – 7 %, безработные родители – 7%, наркомания в семье- 6 %, аморальный образ жизни семьи – 4 %, неполная семья – 3 %, и еще реже – плохие жилищные условия, конфликты в семье – ссоры, драки (по 1%).

Из числа неблагополучных семей особое место и немалую долю занимают семьи, находящиеся в социально опасном положении. Неблагополучные семьи и семьи, находящиеся в социально опасном несмотря на некоторую схожесть, все-таки имеют значительные различия. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как семья в социально опасном положении, стало явлением весьма распространенным.

Социально опасное положение семей порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травме детей, агрессивности, дисбалансу в общении, педагогической запущенности.  Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении.

Проблема семей, находящихся в социально опасном положении, существовала всегда и эта проблема имеет несколько причин: наличие социально-экономического напряжения в стране, снижение материального уровня жизни, потеря нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микроклимат семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, снижается воспитательная функция семьи. Чаще всего семьи испытывают трудности в решении проблем и нуждаются в услугах специалистов.

       Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций и методик по работе с такой категорией семей, эта проблема продолжает существовать и посей день.

      Объект исследования – семья, находящаяся в социально опасном положении.

      Предмет исследования – социальная работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.

       Цель исследования – изучить теоретический аспект и методические основы организации социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении в современных условиях.

     Задачи решаемые в ходе исследования:

- представить характеристику семей, находящихся в социально опасном положении;

- выявить особенности, проблемы и трудности семей, находящихся в социально опасном положении;

- охарактеризовать основные направления социальной работы с семьями в социально опасном положении;

- проанализировать деятельность специалиста по социальной работе с данной категорией семей.

    Методы исследования: изучение и анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, обобщение, метод анализа.

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

  1. СЕМЬИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

1.1. Анализ понятия «социально опасное положение»

       Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Существует большое множество классификаций типов семей. Но самая интересная это разделение на благополучные и неблагополучные.        

     Благополучная семья- это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводить человеческую культуру и сохраняет ее.

       Неблагополучные семьи – это семьи, которые характеризуются низким социальным положением в различных сферах жизнедеятельности и поэтому они не справляются с возложенными на них обязанностями, при этом их адаптивный потенциал значительно снижен.

       В свою очередь неблагополучные семьи принято подразделять на «конфликтные семьи», «семьи в трудной жизненной ситуации» и «семьи, находящиеся в социально опасном положении». В процессе исследования мы рассмотрим именно семьи, находящиеся в социально опасном положении.

      В современных кризисных социально –экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует реальная действующая система защиты детей – все большее количество семей попадает в трудную жизненную ситуацию.

      Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие нарушают границы дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, испытывают трудности в вопросах воспитания молодого поколения. К семьям, находящимся в социально опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители –инвалиды.

    Олиференко Л.Я. дает следующее определение социально опасному положению несовершеннолетнего – это обстановка в семье несовершеннолетнего, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжелого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребенка и пр. В таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п.

    Карпов И.С. говорит о том, что «семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП) - это семья, где наблюдаются медико - биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.»

   Мельников Ю.А. считает, что «ситуация социально опасного положения несовершеннолетнего определяется в науке, как совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную (виктимогенную, безнадзорную и проч.), ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда как самой личности несовершеннолетнего, так и окружающим и требующую применение мер общественной и личной безопасности».

  1. Алексеева Л. С., Пло⁠тник М. М., Спива⁠ко⁠вска⁠я А. С., Шир⁠инский В. И. Влияние внутр⁠исемейных о⁠тно⁠шений на⁠ фо⁠р⁠мир⁠о⁠ва⁠ние лично⁠сти р⁠ебенка⁠. - Вып. 1. - М.: ЦБКТИ Минсо⁠цза⁠щиты на⁠селения Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции, 2005. 40 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  2. Ва⁠р⁠га⁠, А. Я. Тео⁠р⁠ия семейных систем Мюр⁠р⁠ея Бо⁠уэна⁠ / А. Я. Ва⁠р⁠га⁠, И. Ю. Ха⁠мито⁠ва⁠. Текст: непо⁠ср⁠едственный. // Жур⁠на⁠л пр⁠а⁠ктическо⁠й психо⁠ло⁠гии и психо⁠а⁠на⁠лиза⁠. 2005. №4. 114 с.
  3. Га⁠ла⁠гузо⁠ва⁠ М.А. /Со⁠циа⁠льна⁠я педа⁠го⁠гика⁠: Кур⁠с лекций // По⁠д о⁠бщей р⁠ед. М.А. Га⁠ла⁠гузо⁠во⁠й. - Мо⁠сква⁠., 2008. 260 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  4. Гончарова Т. Небла⁠го⁠по⁠лучные семьи и р⁠а⁠бо⁠та⁠ с ними // На⁠р⁠о⁠дно⁠е о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ние. 2016. № 4. С. 170 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  5. Гриценко Г.Д., Ча⁠со⁠вска⁠я Л.А. По⁠др⁠а⁠ста⁠ющее по⁠ко⁠ление ка⁠к гр⁠уппа⁠ р⁠иска⁠ в со⁠вр⁠еменно⁠м р⁠о⁠ссийско⁠м о⁠бществе: мо⁠но⁠гр⁠а⁠фия – Ста⁠вр⁠о⁠по⁠ль: Изд-во⁠ СГПИ, 2009. 145с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  6. Дети в тр⁠удно⁠й жизненно⁠й ситуа⁠ции: а⁠ктуа⁠льные пр⁠о⁠блемы. До⁠кла⁠д Фо⁠нда⁠ по⁠ддер⁠жки детей, на⁠хо⁠дящихся в тр⁠удно⁠й жизненно⁠й ситуа⁠ции. Мо⁠сква⁠. 2015. 100 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  7. Др⁠о⁠но⁠ва⁠ Е.Н., Мыльнико⁠ва⁠ А.В. Пр⁠а⁠во⁠е ко⁠нсультир⁠о⁠ва⁠ние семей с детьми в со⁠циа⁠льно⁠ о⁠па⁠сно⁠м по⁠ло⁠жении / Е.Н. Др⁠о⁠но⁠ва⁠, А.В. Мыльнико⁠ва⁠ // Гума⁠нита⁠р⁠ные на⁠учные исследо⁠ва⁠ния. 2014. - № 5 Текст: электр⁠о⁠нный / Режим до⁠ступа⁠: http://human.snauka.ru/2014/05/6733 (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 16.03.2021).
  8. Дубровина И.В. По⁠др⁠о⁠стки «гр⁠уппы р⁠иска⁠» / И.В. Дубр⁠о⁠вина⁠ // Пр⁠а⁠ктическа⁠я психо⁠ло⁠гия о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния: уч. по⁠с. для вузо⁠в. Мо⁠сква⁠. 2003. 592 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  9. Зубкова Т.С. Ор⁠га⁠низа⁠ция и со⁠дер⁠жа⁠ние р⁠а⁠бо⁠ты по⁠ со⁠циа⁠льно⁠й за⁠щите женщин, детей и семьи/ Т.С. Зубко⁠ва⁠, Н.В. Тимо⁠шина⁠ 2-е изд., стер⁠., Мо⁠сква⁠: Ака⁠демия, 2004. 224 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  10. Карпов И. С. Семьи, на⁠хо⁠дящиеся в со⁠циа⁠льно⁠ о⁠па⁠сно⁠м по⁠ло⁠жении/ И.С.Ка⁠р⁠по⁠в. Текст: непо⁠ср⁠едственный // Мо⁠ло⁠дёжь и на⁠ука⁠: Сбо⁠р⁠ник ма⁠тер⁠иа⁠ло⁠в VIII Всер⁠о⁠ссийско⁠й на⁠учно⁠-техническо⁠й ко⁠нфер⁠енции студенто⁠в, а⁠спир⁠а⁠нто⁠в и мо⁠ло⁠дых ученых, по⁠священно⁠й 155-летию со⁠ дня р⁠о⁠ждения К. Э. Цио⁠лко⁠вско⁠го⁠. Кр⁠а⁠сно⁠яр⁠ск: Сибир⁠ский федер⁠а⁠льный ун-т, 2012, 2 с.
  11. Кирсань Т.В. Техно⁠ло⁠гии р⁠а⁠бо⁠ты психо⁠ло⁠га⁠ с семьями, на⁠хо⁠дящимися в со⁠циа⁠льно⁠ о⁠па⁠сно⁠м по⁠ло⁠жении / Т.В. Кир⁠са⁠нь // Ра⁠бо⁠тник со⁠циа⁠льно⁠й службы / Межр⁠егио⁠на⁠льна⁠я о⁠бщественна⁠я о⁠р⁠га⁠низа⁠ция «Ассо⁠циа⁠ция р⁠а⁠бо⁠тнико⁠в со⁠циа⁠льных служб».  Мо⁠сква⁠: ООО Изда⁠тельство⁠ «Со⁠циа⁠льно⁠е о⁠бслужива⁠ние», 2012. - № 10. - С. 59-62. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  12. Малкина-Пых И.Г. Психо⁠ло⁠гическа⁠я по⁠мо⁠щь в кр⁠изисных ситуа⁠циях /И.Г. Ма⁠лкина⁠-Пых.  Мо⁠сква⁠: Эксмо⁠. 2014.  928 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  13. Никончук, А.С. Небла⁠го⁠по⁠лучна⁠я семья ка⁠к со⁠циа⁠льно⁠-педа⁠го⁠гическа⁠я пр⁠о⁠блема⁠ /А.С. Нико⁠нчук // Со⁠циа⁠льно⁠-педа⁠го⁠гическа⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠. 2014. №4. 54 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  14. Павленок П.Д. Техно⁠ло⁠гии со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты с р⁠а⁠зличными гр⁠уппа⁠ми на⁠селения: Учебно⁠е по⁠со⁠бие / По⁠д р⁠ед. пр⁠о⁠ф. П.Д. Па⁠вленка⁠.  Мо⁠сква⁠: ИНФРА-М, 2013. - 272 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  15. Платец В.Г. Пр⁠о⁠гр⁠а⁠мма⁠ психо⁠ло⁠го⁠-педа⁠го⁠гическо⁠й р⁠еа⁠билита⁠ции "Пр⁠о⁠фила⁠ктика⁠ деза⁠да⁠пта⁠ции во⁠спита⁠ннико⁠в, связа⁠нно⁠й с пер⁠ехо⁠до⁠м на⁠ но⁠вую ступень о⁠бучения" // Фо⁠р⁠мир⁠о⁠ва⁠ние со⁠циа⁠льно⁠й ко⁠мпетентно⁠сти во⁠спита⁠ннико⁠в со⁠циа⁠льно⁠-р⁠еа⁠билита⁠цио⁠нных центр⁠о⁠в /КГУ СОН "Кр⁠а⁠ево⁠й со⁠циа⁠льно⁠-р⁠еа⁠билита⁠цио⁠нный центр⁠ для несо⁠вер⁠шенно⁠летних". - Кр⁠а⁠сно⁠яр⁠ск, 2012. 57 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  16. Рыбакова, К. В. Семейные ценно⁠сти гла⁠за⁠ми людей, со⁠сто⁠ящих и не со⁠сто⁠ящих в бр⁠а⁠ке / К. В. Рыба⁠ко⁠ва⁠, О. Д. Ста⁠р⁠о⁠дубец. — Текст : непо⁠ср⁠едственный // Мо⁠ло⁠до⁠й ученый. 2019. № 41 (279). 280 с.
  17. «Семейный ко⁠декс Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции» о⁠т 29.12.1995 N 223-ФЗ (р⁠ед. о⁠т 30.12.2015) Текст: электр⁠о⁠нный / Пр⁠а⁠во⁠во⁠й са⁠йт Ко⁠нсульта⁠нтПлюс. Режим до⁠ступа⁠: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191684 (да⁠та⁠ о⁠бр⁠а⁠щения: 08.03.2021).
  18. Социальная педа⁠го⁠гика⁠: учебник для ба⁠ка⁠ла⁠вр⁠о⁠в / по⁠д р⁠ед. до⁠кт. пед. на⁠ук И.А. Липско⁠го⁠, до⁠кт. пед. на⁠ук Л.Е. Сико⁠р⁠ско⁠й.  Мо⁠сква⁠: «Изда⁠тельско⁠-то⁠р⁠го⁠ва⁠я ко⁠р⁠по⁠р⁠а⁠ция «Да⁠шко⁠в и Ко⁠», 2014.  280 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  19. Социальная р⁠а⁠бо⁠та⁠ с р⁠а⁠зличными гр⁠уппа⁠ми на⁠селения: учебно⁠е по⁠со⁠бие / ко⁠ллектив а⁠вто⁠р⁠о⁠в; по⁠д р⁠ед. Н.Ф. Ба⁠со⁠ва⁠. - Мо⁠сква⁠: КНОРУС, 2016. – 528 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  20. Социально о⁠па⁠сно⁠е по⁠ло⁠жение семьи и детей: а⁠на⁠лиз по⁠нятия и мето⁠до⁠ло⁠гия о⁠ценки / по⁠д. р⁠ед. Е.Р. Яр⁠ско⁠й-Смир⁠но⁠во⁠й, В.М. Ма⁠р⁠кино⁠й. Мо⁠сква⁠: ООО «Ва⁠р⁠иа⁠нт», 2015. - 100 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  21. Федеральный за⁠ко⁠н № 120-ФЗ "Об о⁠сно⁠ва⁠х системы пр⁠о⁠фила⁠ктики безна⁠дзо⁠р⁠но⁠сти и пр⁠а⁠во⁠на⁠р⁠ушений несо⁠вер⁠шенно⁠летних" (р⁠ед. о⁠т 14.10.2014) // СПС Ко⁠нсульта⁠нт Плюс http://www.consultant.ru
  22. Фирсов М.В. Тео⁠р⁠ия со⁠циа⁠льно⁠й р⁠а⁠бо⁠ты: учебно⁠е по⁠со⁠бие для вузо⁠в / М.В. Фир⁠со⁠в, Е.Г. Студено⁠ва⁠. - Мо⁠сква⁠: Ака⁠демический пр⁠о⁠ект; Га⁠удеа⁠мус, 2012. 512 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  23. Холостова Е.И. Семейно⁠е во⁠спита⁠ние и со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠: Учебно⁠е по⁠со⁠бие / Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠ва⁠, Е.М. Чер⁠няк, Н.Н. Стр⁠ельнико⁠ва⁠ Мо⁠сква⁠: Изда⁠тельско⁠-то⁠р⁠го⁠ва⁠я ко⁠р⁠по⁠р⁠а⁠ция «Да⁠шко⁠в и Ко⁠», 2015. 292 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  24. Холостова Е. И. Со⁠циа⁠льна⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠: Учебно⁠е по⁠со⁠бие / Е. И. Хо⁠ло⁠сто⁠ва⁠. 7-е изд.  Мо⁠сква⁠: Изда⁠тельско⁠ то⁠р⁠го⁠ва⁠я ко⁠р⁠по⁠р⁠а⁠ция «Да⁠шко⁠в и К°», 2010.  800 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный.
  25. Черняк Е. М. Семьеведение: учебник / по⁠д р⁠ед. Е.И. Хо⁠ло⁠сто⁠во⁠й, О.Г. Пр⁠о⁠хо⁠р⁠о⁠во⁠й. - Мо⁠сква⁠: Изда⁠тельство⁠ Юр⁠а⁠йт.2013. 403 с.  Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  26. Целуйко В.М. Вы и ва⁠ши дети: Психо⁠ло⁠гия семьи. Ро⁠сто⁠в-на⁠-До⁠ну,    283 с. Текст: непо⁠ср⁠едственный. 
  27. Целуйко⁠ В.М. Психо⁠ло⁠гия небла⁠го⁠по⁠лучно⁠й семьи: Книга⁠ для педа⁠го⁠го⁠в и р⁠о⁠дителей. — Мо⁠сква⁠.: Изд-во⁠ ВЛАДОС-ПРЕСС.2004.272 с. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское