ВВЕДЕНИЕ
1.СЕМЬИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
1.1. Анализ понятия «социально опасное положение»
1.2. Проблемы и трудности семей, находящихся в социально опасном положении
- ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1. Основные направления социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
2.2. Деятельность специалиста по социальной работе с семьей, находящейся в социально опасном положении
Заключение
Список использованных источников
Семья во все времена была первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек ощущает в течении всей своей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самовыражению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. В семье происходит первичная социализация ребенка.
Семейное воспитание имеет ряд неоспоримых достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально- психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.
Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, искажает личностное развитие ребенка. Семейное неблагополучие – это сложный социально- психологический феномен. Его трудно измерить экономическими категориями, и оно не сводиться только к уровню материальной обеспеченности, жилищно-бытовыми условиями жизни семьи. Причины и факторы, ведущие к развитию ситуации семейного неблагополучия, весьма разнообразны.
Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие – это и падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, увеличение числа неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями- одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей, отсутствие или недостаток эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в семье, алкоголизм и наркомания родителей и их жестокое обращение с детьми. Так или иначе, это проявляется в изменении качества семейных отношений.
Главный критерий, по которому россияне относят конкретную семью к разряду неблагополучных – пьющие родители (41%). Остальные факторы фигурируют существенно реже: низкий уровень жизни (12%), отсутствие присмотра за детьми в семье – 7 %, безработные родители – 7%, наркомания в семье- 6 %, аморальный образ жизни семьи – 4 %, неполная семья – 3 %, и еще реже – плохие жилищные условия, конфликты в семье – ссоры, драки (по 1%).
Из числа неблагополучных семей особое место и немалую долю занимают семьи, находящиеся в социально опасном положении. Неблагополучные семьи и семьи, находящиеся в социально опасном несмотря на некоторую схожесть, все-таки имеют значительные различия. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как семья в социально опасном положении, стало явлением весьма распространенным.
Социально опасное положение семей порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травме детей, агрессивности, дисбалансу в общении, педагогической запущенности. Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или в семье, находящейся в социально опасном положении.
Проблема семей, находящихся в социально опасном положении, существовала всегда и эта проблема имеет несколько причин: наличие социально-экономического напряжения в стране, снижение материального уровня жизни, потеря нравственных и семейных устоев. На фоне этого разрушается психологический микроклимат семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, снижается воспитательная функция семьи. Чаще всего семьи испытывают трудности в решении проблем и нуждаются в услугах специалистов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на общеизвестность многих рекомендаций и методик по работе с такой категорией семей, эта проблема продолжает существовать и посей день.
Объект исследования – семья, находящаяся в социально опасном положении.
Предмет исследования – социальная работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
Цель исследования – изучить теоретический аспект и методические основы организации социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении в современных условиях.
Задачи решаемые в ходе исследования:
- представить характеристику семей, находящихся в социально опасном положении;
- выявить особенности, проблемы и трудности семей, находящихся в социально опасном положении;
- охарактеризовать основные направления социальной работы с семьями в социально опасном положении;
- проанализировать деятельность специалиста по социальной работе с данной категорией семей.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования, обобщение, метод анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
- СЕМЬИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
1.1. Анализ понятия «социально опасное положение»
Среди общественных ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Существует большое множество классификаций типов семей. Но самая интересная это разделение на благополучные и неблагополучные.
Благополучная семья- это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводить человеческую культуру и сохраняет ее.
Неблагополучные семьи – это семьи, которые характеризуются низким социальным положением в различных сферах жизнедеятельности и поэтому они не справляются с возложенными на них обязанностями, при этом их адаптивный потенциал значительно снижен.
В свою очередь неблагополучные семьи принято подразделять на «конфликтные семьи», «семьи в трудной жизненной ситуации» и «семьи, находящиеся в социально опасном положении». В процессе исследования мы рассмотрим именно семьи, находящиеся в социально опасном положении.
В современных кризисных социально –экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует реальная действующая система защиты детей – все большее количество семей попадает в трудную жизненную ситуацию.
Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие нарушают границы дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, испытывают трудности в вопросах воспитания молодого поколения. К семьям, находящимся в социально опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители –инвалиды.
Олиференко Л.Я. дает следующее определение социально опасному положению несовершеннолетнего – это обстановка в семье несовершеннолетнего, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжелого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы с их стороны о питании, одежде ребенка и пр. В таких семьях родители или лица, их заменяющие (законные представители), не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей, негативно влияют на поведение несовершеннолетнего, жестоко обращаются с ним и т.п.
Карпов И.С. говорит о том, что «семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП) - это семья, где наблюдаются медико - биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.»
Мельников Ю.А. считает, что «ситуация социально опасного положения несовершеннолетнего определяется в науке, как совокупность обстоятельств жизни несовершеннолетнего, способствующих перерастанию трудной жизненной ситуации в криминогенную (виктимогенную, безнадзорную и проч.), ведущую к формированию антиобщественного образа жизни, заканчивающуюся возникновением реальной угрозы вреда как самой личности несовершеннолетнего, так и окружающим и требующую применение мер общественной и личной безопасности».