ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. История возникновения и сущность системного подхода
1.2. Основные модели системного подхода
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1. Опыт реализации системного подхода в социальной работе за рубежом
2.2. Опыт реализации системного подхода в социальной работе в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Взаимозависимость всевозможных сфер жизни в широком значении считается характерной особенностью передового постиндустриального общества. Множество научных, публицистических и в том числе и художественных трудов было посвящено процессу глобализации. Культурный обмен, международная торговля, политическое воздействие развитых государств, распространение и внедрение Интернета и иных средств коммуникации и информационных ресурсов и т.д. – таковы главные веяния функционирования общества в 21 веке. Общество видится нам трудной многоуровневой системой.
Таким образом, нет ничего необычного в том, что в настоящее время активное развитие получает системный подход, где каждый элемент более сложной системы воспринимается как отдельная система со своими элементами и их взаимосвязями.
Теоретические основы применения системного подхода интегрируются в различные отрасли науки, а его практическое использование находит отражение во многих видах профессиональной деятельности. Социальная работа не исключение.
Системный подход в социальной работе обладает своими достоинствами и недостатками, но неоспоримым является то, что он вывел данную отрасль науки и профессиональной деятельности на принципиально новый уровень.
Системный подход развивает и формирует у специалиста целостное диалектико-материалистическое мировоззрение и, в этой связи, полностью соответствует современным задачам нашего общества и экономики государства.
Вопрос разработки и практического использования системного подхода в социальной работе за последние десятилетия прочно вошел в круг научных интересов многих исследователей. Так в разные временные периоды этому вопросу посвящали свои труды такие отечественные и зарубежные исследователи как Г. Херн, Л. фон Берталанфи, Г. Бернлер, Л. Юнссон, А. Пинкус, А. Минахан, И. Пригожина, Н. Садовский, А. И. Уемова, У. Р. Эшби, В. Г. Афанасьева и др.
Объектом исследования является системный подход в социальной работе.
Предметом исследования являются особенности применения системного подхода в социальной работе.
Цель исследования – рассмотреть системный подход в социальной работе.
В соответствии в поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить историю возникновения и сущность системного подхода;
- описать основные модели системного похода в социальной работе;
- проанализировать опыт реализации системного подхода в социальной работе за рубежом;
- проанализировать опыт реализации системного подхода в социальной работе в России.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. История возникновения и сущность системного подхода
Системный подход применяется во всех отраслях знания, но не во всех отраслях он проявляется одинаково. Выявление и изучение особенностей этого процесса – задача современных исследований в области теории научного знания.
Сущность системного подхода и проста, и сложна; и современная, и древняя, поскольку уходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Необходимость применения понятия «система» возникала для объектов различной физической природы и в древние времена: еще Аристотель обратил внимание на то, что целое (т.е. система) несводимо к сумме частей, его образующих.
В настоящее время системный подход занимает одно из главных мест в научном познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился, прежде всего, переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать вопросы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального изучения в каждом отдельном случае. Во второй половине 20 в. схожие по типу задачи появляются и в социальной практике.
Перемена типа научных и практических задач сопровождается возникновением общенаучных и специальных концепций, которым свойственно применение в той или иной форме центральных идей системного подхода.
С середины прошлого века начинается систематическая разработка принципов системного подхода в методологическом плане. Сначала методологические изучения группировались около вопросов построения единой концепции систем (первая программа построения этой концепции и само понятие были предложены Л. Берталанфи). Впрочем, становление изучений в данном направлении продемонстрировало то, что комплекс проблем методологии системного исследования значительно превосходит рамки задач общей теории систем.
Для обозначения данной более широкой сферы методологических задач и используют понятие «системный подход», который с 70-х гг. крепко вошёл в научный обиход (в научной литературе различных государств для обозначения данного понятия применяют и иные термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; также за понятиями системного анализа и общей теории систем зафиксировано еще и специальное, более конкретное значение; с учётом этого понятие «системный подход» стоит считать более точным).
В настоящий период время наиболее применяемыми являются понятия системного подхода и системного анализа. Чтобы выяснить, чем они различаются, проанализируем понятийный аппарат.
Прежде всего следует дать определение центральному понятию системного подхода – «система».
Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Каждая система в теории систем имеет следующие свойства:
- система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей;
- система - часть (подсистема) объективной реальности, действительности, один из ее объектов; любая система не существует сама по себе, она всегда функционирует и развивается в определенной среде;
- система обладает целостностью;
- составные части системы обладают разнообразием;
- в каждой системе заложен механизм ее самосохранения, самодвижения и саморазвития;
- система всегда является внутренне организованной;
- системы могут подразделяться по уровню развития на высокосложные, развитые, среднеразвитые и слаборазвитые элементарные системы (этапы становления).
Непосредственно системный подход в современной научной теории рассматривается как направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы.
Системный анализ — совокупность методов и средств исследования и конструирования сложных объектов, прежде всего методов обоснования решений при создании и управлении техническими, экономическими и социальными системами.
Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. Применительно к организациям чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа. Таким образом, системный подход шире системного анализа: системный подход — это направление, методология, которая немыслима без системного анализа.
В действительности, в практической деятельности системный подход обычно реализуется в виде системного анализа. Системный анализ применяется как основополагающих методов в системном подходе как наиболее продуктивное средство решения трудных, обычно недостаточно точно сформулированных проблем. В соответствии с этим системный анализ сводится к уточнению проблемы и ее структуризации в серию задач, решаемых с применением экономико-математических методов, нахождению критериев их решения, детализации целей. Таким образом, можно предположить, что системный анализ может стать дальнейшим развитием идей кибернетики: он изучает общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые исследуются любой наукой.