Туризм является одной из самых быстроразвивающихся отраслей экономики. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30%, а так же туризм обеспечивает работой 137 млн. человек.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта. Речной туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, таких как рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
Одной из наиболее острых проблем в туризме является несоответствие между туристским спросом и предложением, вызванное сезонностью туризма.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сезонность создает значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период.
Объектом исследования является ООО «-», которая занимается организацией речных круизов по рекам России (Нева, Свирь, Вытегра, Волга, Ока, Кама, Дон).
Предметом исследования является деятельность туристской фирмы «-» в период сезонного спада спроса на услуги.
Цель исследовательской работы заключается в разработке мероприятий для туристской компании, с целью повышения эффективности ее деятельности в период сезонного спада спроса на туристские услуги.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения проекта на примере предприятия ООО «-» - необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать современное состояние туристского рынка;
- рассмотреть положение турфирмы на рынке;
- определить пути повышения эффективности деятельности туристической организации;
- разработать организационно - экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности организации;
- составить план деятельности предприятия на следующий год с учётом внедрения разработанных мероприятий;
- оценить экономическую эффективность реализации предлагаемого комплекса мероприятий.
Информационной базой для написания исследовательского проекта послужили теоретические и методологические разработки отечественных ученых, законодательные акты, регулирующие туристскую деятельность в РФ, а так же комплексного анализа объекта исследования были рассмотрены технологической, экономической и финансовой направленности, необходимых для реализации конкретных мероприятий, выработанных с целью повышения эффективности деятельности организации в период сезонного спада спроса на услуги.
1. Теоретическая часть
1.1 Роль фактора сезонности в сфере российского туризма
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта.
Туризм является одной из быстрорастущих отраслей в экономике. Но рыночная экономика подвержена цикличным колебаниям, которые характеризуют процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики. Экономическая активность неравномерна из-за сезонных колебаний (в туризме летом она усиливается в связи с отпусками, но в осенний период экономическая активность угасает)
Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:
- краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
- среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
- ритмы Кузнецова (характерный период — 15-20 лет);
- длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).[65]
В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра.
Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства.