Введение
Глава 1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде первой инстанции
1.1. Судебное разбирательство
1.2. Вынесение судом решений по индивидуальным трудовым спорам
1.3. Взыскание денежных сумм на основании судебного приказа
Глава 2. Пересмотр решений суда по индивидуальным трудовым спорам
2.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке апелляционного производства
2.2. Пересмотр судебных постановлений в кассационной инстанции
2.3. Пересмотр решений в порядке надзора
Глава 3. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
3.1. Правовая природа исполнительного производства
3.2. Исполнение решений суда
Заключение
Список использованных источников
Как известно, ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание - труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск [1, с.45].
Конституция признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Однако эти очень важные для каждого человека конституционные гарантии вовсе не автоматически реализуются в конкретных трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, поступая на работу в качестве наемного работника и заключая трудовой договор. Они конкретизируются с учетом законов, иных нормативных правовых актов (в том числе заключаемые в рамках конкретных организаций) в индивидуальном трудовом договоре.
Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты.
Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.
Сказанное выше объясняет выбор темы данной работы и интерес к ней.
Целью настоящей работы является исследование судебного порядка разрешения трудовых споров. Но поскольку данный вопрос является очень объемным, поэтому в данной работе акцент будет делаться на одной из категорий конфликтов, возникающих в процессе трудовых правоотношений на предприятиях, в учреждениях, организациях Российской Федерации. Точнее - конфликтов между работником и работодателем, которые не были урегулированы при непосредственных переговорах и стали предметом разбирательства в суде. В связи с этим цель работы можно перефразировать следующим образом: «Исследование особенностей судебного порядка разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации». Соответственно объектом исследования являются участники индивидуальных трудовых споров, а также судебные органы, уполномоченные разрешать подобные споры. Предмет исследования - судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, принципы его осуществления.
Глава 1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде первой инстанции
1.1. Судебное разбирательство
Разбирательство гражданских дел в судебном заседании является важнейшей, основной стадией гражданского процесса.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», гражданские дела, отнесенные к подсудности мировых судей, всегда рассматриваются ими единолично в качестве суда первой инстанции. А поскольку согласно ст.23 ГПК РФ к подсудности мирового судьи относятся дела об индивидуальных трудовых спорах (за исключение дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров), поэтому эти дела рассматриваются судьей единолично.
Гражданское процессуальное законодательство до вступления в действие нового ГПК РФ предусматривало, что некоторые категории гражданских дел, отнесенных к подсудности федеральных судов, всегда рассматривались в первой инстанции единоличным судьей. Другие же категории дел могли рассматриваться судьей единолично лишь при условии согласия на это участвующих в деле лиц. При отсутствии такого согласия эти дела подлежали рассмотрению коллегиальным судом, как правило, в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Так, например, дела о восстановлении на работе, отнесенные к подсудности районного суда, могли слушаться судьей единолично, если лица, участвующие в них, не возражают против этого, либо коллегиально, если кто-то из лиц, участвующих в деле, до начала его рассмотрения заявил о своих возражениях [19, с.14]. В настоящее время федеральные судьи рассматривают гражданские дела единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным законом [11, с.44].