Введение
Глава 1. Формирование и развитие познавательных интересов учащихся – важный фактор совершенствования современного обучения
1.1. Место познавательного интереса в учебном процессе
1.2. Психологические механизмы познавательного интереса
1.3. Формирование устойчивого познавательного интереса школьников
Глава 2. Возрастные особенности развития познавательных интересов у школьников
2.1. Особенности развития познавательного интереса младшего школьника
2.2. Мотивация учебной деятельности у подростков
2.3. Проблема повышения познавательного интереса у старшеклассников
Заключение
Список используемой литературы
Проблема формирования познавательных интересов учащихся становится особенно актуальной в условиях личностно ориентированного обучения. Однако на сегодняшний день она остается недостаточно исследованной. Для разработки целостной концепции формирования познавательных интересов следует выяснить, что под ними подразумевается, каково их значение, как нужно формировать познавательные интересы учащихся с учетом их познавательной активности и возрастных особенностей. Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, так как интерес является важнейшим мотивом познавательной деятельности учащихся, а также основным средством ее оптимизации. Решение проблемы развития познавательных интересов – потребность общества и практики обучения подрастающего поколения.
Формирование и развитие у учащихся познавательного интереса является одной из самых глобальных психолого-педагогических проблем. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Исследования Л. И Божович, М. Н. Волокитиной, В. А. Горбачевой, М. Ф. Морозовой, П. И. Размыслова, Л. С. Славиной и др. выявили, что в результате развития учебно-познавательного интереса и образовательно-воспитательной работы у детей возникает потребность учиться, получать новые знания и умения, в связи с этим у детей появляется интерес не только к предмету, но и ко всей школьной жизни. В настоящее время многие образовательный учреждения нуждаются во внедрении новых способов и методик развития учебно-познавательного интереса детей, особенно это касается младших школьников. В наши дни данная проблема является наиболее актуальной, так как повышение учебно-познавательного интереса школьников необходимо для предоставления более совершенного образования и улучшения его качества и уровня. Такое обучение, где дети сами проявляют интерес к образовательным предметам, является более эффективным и результативным. Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется не только самим педагогическим процессом в целом, но и обращением внимания педагогов на личностно-индивидуальные особенности ребенка. Это, несомненно, важно для учащихся, так как учебная деятельность в младших классах выступает для них в роли первого опыта получения образования.
Главная цель работы – определить условия развития познавательного интереса у учащихся.
Цель определили выбор следующих задач:
определить место познавательного интереса в учебном процессе;
рассмотреть психологические механизмы познавательного интереса;
охарактеризовать формирование устойчивого познавательного интереса школьников;
изучить особенности развития познавательного интереса младшего школьника;
рассмотреть мотивацию учебной деятельности у подростков;
выявить проблему повышения познавательного интереса у старшеклассников.
Для решения поставленных задач использовался теоретико-методологический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме.
Источниками исследования явились труды русских, советских и зарубежных ученых, психолого-педагогическая и методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 198 с.
- Белкин, Е. Л. Управление познавательной деятельностью / Е. Л. Белкин. Ярославль: ЯГПИ, 1987. -165 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.-М.: Педагогика, М.: Просвещение,2007, 324 с.
- Большой толковый словарь русского языка/сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб: Норинт, 2000. 1536 с.
- Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / В.А. Венгер. М.: Просвещение, 2006. 80 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов. – М.: АПН, 1960. – 500 с.
- Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина.М.: Просвещение, 2009. 345 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та., 1978. – 142 с.
- Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А.Зайцева. Ноябрьск, 2005. 96 с.
- Костаева Т. В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006.
- Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. М.: Просвещение, 2008. 55 с.
- Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, окт. 2011 г.). СПб: Реноме, 2011.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / Маркова А – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2009. 96 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2007. 452 с.
- Огородников И.Т. Основные проблемы и методика изучения эффективности урока по основам наук в школе / Огородников И. Т. М.: МГПИ, 2005. – 32 с.
- Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Щукина Г.И. - М.: Педагогика, 2007. - 208 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д, 2006. – 509 с.
- Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2011. 67с.
- Сорокин П. А. Особенности познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1979. -129 с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов Л.Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития, 2007. 227 с.
- Щукина Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1984. -144 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Щукина Г.И. – М.: Просвещение, 2006. – 382 с.
- Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие. // Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модеэ», 2001.
- Битянова М. Р. Успеваемость и успешность // Школьная психология. 2003. № 40.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика №2. 2009. 18 с.
- Плетнева Е.Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5.