ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1 Особенности драматических произведений
1.2 Анализ методических пособий и рекомендаций по изучению драматических произведений в школе
1.3 Методы и приёмы изучения драматических произведений на уроках литературы в школе
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 5 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ «12МЕСЯЦЕВ » С.Я.МАРШАКА
2.1 Анализ школьных программ в аспекте изучения драмы в школе и методика изучения произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе
2.2 Уровень проверки знаний творчества С.Я. Маршака
2.3. Оценивание драматического произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми.
Современная система начального образования ориентирована, прежде всего, на принципы развивающего обучения, которое обеспечивает формирование творческой личности младших школьников через учебную деятельность. Для достижения этой цели в процессе обучения решается ряд учебных задач, которые направлены на: развитие восприятия художественного произведения; на формирование умения читать и развитие навыков чтения; на развитие творческой деятельности детей; на формирование читательских умений; на духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников, а также на усвоение литературоведческих понятий детьми.
Овладение литературоведческими знаниями и умениями необходимо учащимся начальной школы для того, чтобы понять специфику литературы как искусства слова.
Сложность процесса формирования литературоведческих понятий связана с тем, что эти понятия абстрактны. Именно поэтому в процессе формирования понятий необходимо учитывать особенности мышления младшего школьника.
Литературные произведения, изучаемые в начальной школе, в полной мере реализуют указанные выше задачи. К числу таких произведений относится творчество русского поэта, переводчика, драматурга, сценариста и автора популярных детских книг Самуила Яковлевича Маршака.
Все это обуславливает актуальность методических поисков по изучению творчества Маршака в начальной школе. Творчество Маршака на сегодняшний день хорошо изучено литературоведением.
Однако разработка методических путей освоения его произведений остается актуальной, т.к. преимущественное внимание на уроках, посвященных поэту, в начальной школе, как показывает практика, уделяется лишь выразительному чтению.
Дипломное исследование посвящено проблеме совершенствования системы литературного чтения в начальных классах на материале творчества С. Я. Маршака.
Объект исследования – литературное развитие младших школьников.
Предмет исследования – творчество С. Я. Маршака.
Цель исследования – разработка системы уроков «Литературное чтение», направленных на формирование у младших школьников умений правильно воспринимать творчество С. Я. Маршака.
Задачи исследования:
-изучить особенности драматических произведений;
-проанализировать методические пособия и рекомендаций по изучению драматических произведений в школе;
-рассмотреть методы и приёмы изучения драматических произведений на уроках литературы в школе;
- проанализировать школьные программы в аспекте изучения драмы в школе и методика изучения произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе;
- изучить уровень проверки знаний творчества С.Я. Маршака;
-проанализировать оценивание драматического произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе.
Гипотеза: мы предположили, что успешному усвоению младшими школьниками произведений С. Я. Маршака будет способствовать система работа, направленная на: введение в круг чтения учеников произведений С. Я. Маршака, не вошедших в программное содержание учебников; углубленное знакомство со стихами; формирование умения понимать значение произведений С. Я. Маршака.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в преподавании литературы в школе на уроках по изучению драматических произведений.
Методы исследования: аналитический, методологический, изучение научной литературы и статей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Особенности драматических произведений
В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие от лирики, роднит объективное изображение жизни - через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей.
Однако, по сравнению с эпосом, драма имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса - драма, комедия — самая трудная форма литературы,- трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».
Естественно поэтому, писать сочинение о драматическом произведении сложнее, чем по роману или повести, так как в пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях.
Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии [10].
Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения.
В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.
Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.
Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц [11].
Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог - речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не самую главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.
Итак, характер и слово в драме взаимообусловлены, находятся в единении: в речи выявляется характер, а характер, в свою очередь, накладывает отпечаток на речь персонажа. Возникает требование строгой индивидуальности речи каждого героя. Эту особенность драмы подчеркивал А. М. Горький в статье «О пьесах»: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным».