Курсовая работа|Литература

Технологии оценивания результатов обучения на уроках литературы при изучении драматических произведений

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 58

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1.1 Особенности драматических произведений

1.2 Анализ методических пособий и рекомендаций по изучению драматических произведений в школе

1.3 Методы и приёмы изучения драматических произведений на уроках литературы в школе

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В  5 КЛАССЕ  (НА ПРИМЕРЕ  «12МЕСЯЦЕВ » С.Я.МАРШАКА

2.1 Анализ школьных программ в аспекте изучения драмы в школе и методика изучения произведения  «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе

2.2 Уровень проверки знаний творчества  С.Я. Маршака 

2.3. Оценивание  драматического произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы. Талант Маршака многогранен. Трудно найти тему, которую бы не затронул Маршак в своих произведениях. Эти темы важны и в наши дни: тема добра, трудолюбия, уважения к старшим, любви к Родине, к природе и человеку. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми.

Современная система начального образования ориентирована, прежде всего, на принципы развивающего обучения, которое обеспечивает формирование творческой личности младших школьников через учебную деятельность. Для достижения этой цели в процессе обучения решается ряд учебных задач, которые направлены на: развитие восприятия художественного произведения; на формирование умения читать и развитие навыков чтения; на развитие творческой деятельности детей; на формирование читательских умений; на духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников, а также на усвоение литературоведческих понятий детьми.

Овладение литературоведческими знаниями и умениями необходимо учащимся начальной школы для того, чтобы понять специфику литературы как искусства слова.

Сложность процесса формирования литературоведческих понятий связана с тем, что эти понятия абстрактны. Именно поэтому в процессе формирования понятий необходимо учитывать особенности мышления младшего школьника.

Литературные произведения, изучаемые в начальной школе, в полной мере реализуют указанные выше задачи. К числу таких произведений относится творчество русского поэта, переводчика, драматурга, сценариста и автора популярных детских книг Самуила Яковлевича Маршака.

Все это обуславливает актуальность методических поисков по изучению творчества Маршака в начальной школе. Творчество Маршака на сегодняшний день хорошо изучено литературоведением.

Однако разработка методических путей освоения его произведений остается актуальной, т.к. преимущественное внимание на уроках, посвященных поэту, в начальной школе, как показывает практика, уделяется лишь выразительному чтению.

Дипломное исследование посвящено проблеме совершенствования системы литературного чтения в начальных классах на материале творчества С. Я. Маршака.

Объект исследования – литературное развитие младших школьников.

Предмет исследования – творчество С. Я. Маршака.

Цель исследования – разработка системы уроков «Литературное чтение», направленных на формирование у младших школьников умений правильно воспринимать творчество С. Я. Маршака.

Задачи исследования:

-изучить особенности  драматических произведений;

-проанализировать методические пособия и рекомендаций по изучению драматических произведений в школе;

-рассмотреть методы и приёмы изучения драматических произведений на уроках литературы в школе;

- проанализировать школьные программы в аспекте изучения драмы в школе и методика изучения произведения  «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе;

- изучить уровень проверки знаний творчества  С.Я. Маршака;

-проанализировать оценивание  драматического произведения «12 месяцев» С.Я. Маршака в 5 классе.

Гипотеза: мы предположили, что успешному усвоению младшими школьниками произведений С. Я. Маршака будет способствовать система работа, направленная на: введение в круг чтения учеников произведений С. Я. Маршака, не вошедших в программное содержание учебников; углубленное знакомство со стихами; формирование умения понимать значение произведений С. Я. Маршака.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в преподавании литературы в школе на уроках по изучению драматических произведений.

Методы исследования: аналитический, методологический, изучение научной литературы и статей.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Особенности драматических произведений

  В драме, как и в эпосе, наличествует система персонажей, конфликты между героями, развертывающиеся в пространстве и времени, сюжет, построенный определенным образом. Драму и эпос, в отличие от лирики, роднит объективное изображение жизни - через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей.

Однако, по сравнению с эпосом, драма имеет свои особенности. По словам А. М. Горького, «пьеса - драма, комедия — самая трудная форма литературы,- трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

Естественно поэтому, писать сочинение о драматическом произведении сложнее, чем по роману или повести, так как в пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях, во взаимосвязях.

 Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии [10].

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения.

В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.

Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

 Диалог в драме - основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц [11].

Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог - речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В прозе монолог играет не самую главную роль, зато преобладает в лирике. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Итак, характер и слово в драме взаимообусловлены, находятся в единении: в речи выявляется характер, а характер, в свою очередь, накладывает отпечаток на речь персонажа. Возникает требование строгой индивидуальности речи каждого героя. Эту особенность драмы подчеркивал А. М. Горький в статье «О пьесах»: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным».

  1. Амфилохиева, М.В. Традиции и инновации в пре подавании литературы. 9–11 класс ы: мет одическое по собие. – СПб., 2019.
  2. Анализ художественного про изведения. Художественное про изведение в контексте творчества писателя: книга для учителя/ по д ре д. М.Л.Семановой. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и по нятия в школьном курсе литературы: учебное по собие/ А. М. Антипова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2019.
  4. Беляев М.А. Познавательные за дачи по  литературе. – М.: Педагогика, 2018.
  5. Беляева, Н. В. Уроки из учения лирики в школе: теория и прак тика дифференцированного по дхода к уча щимся: кн. для учителя литературы/ Н. В.Беляева. – М. : Вербум-м, 2019.
  6. Берхин Н. Б. Литературное раз витие школьников: учеб. по собие/ Н. Б.Берхин. – М., 2019.
  7. Билинкис Я. С. Русская класс ика и из учение литературы в школе: книга для учителя / Я. С. Билинкис – М., 2016.
  8. Богданова О. Ю. Развитие мышления ста ршеклассников на  уроках литературы: мет одика пре подавания литературы: по собие к спец курсу/О. Ю. Богданова. – М., 2019.
  9. Борисова, в. А., Мишлимович М. Я. Сочинение на  литературную тем у в ста рших класс ах/ В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович. – М., 2018.
  10. Бурляй В. К. Современный урок литературы: ис пользование акт ивных мет одов/ В.К. Бурляй. – Ульяновск, 2016.
  11. Взаимосвязь во сприятия и анал иза художественных про изведений в про цессе из учения литературы в школе / по д ре д. О. Ю. Богдановой. –М., 2020.
  12. Воспитание уча щихся на  при мерах из  жизни и творческой биографии писателя: мет од. ре комендации/ М. С. Крот и др. – Минск, 1988. Гришечкина Е. С. На пути к урокам из ящной слов есности: инт егрированный урок русского языка и литературы/ Е. С. Гришечкина. – М.,2019.
  13. Гуревич С. А. Организация чтения уча щихся ста рших класс ов: из  опыта раб оты: книга для учителя/ с. А. Гуревич. – м., 2018.
  14. Дановский А. В. Изучение литературно-критических ста тей / А. В.
  15. Дановский // Межпредметные связи при  из учении литературы в школе. – М.: Дрофа, 2017.
  16. Доманский В.А. Литература и культ ура: Культурологический по дход к из учению слов есности в школе/ В. А. Доманский. – М.: Флинта: Наука, 2019.
  17. Есин А.Б. Принципы и при ёмы анал иза литературного про изведения.– М., 2019.
  18. Калганова Т.А. Сочинения раз личных жанров в ста рших класс ах /т. А. Калганова. – м.,2017.
  19. Каплан И.Е. Анализ языка художественного про изведения: по собие для  учителя. – СПб., 2020.
  20. Коровина, В. Я. От упражнений к сис теме со вершенствования ре чи уча щихся:пособие для учителя литературы / В. Я. Коровина. - М. : Мнемозина, 2016.
  21. Кудина Г. Н. Чтение художественного текст а как читательское со творчество. – Искусство в школе. 2019, №2. С. 12-13.
  22. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь мет одов об учения на  уроках литературы: по собие для учителей. – М.: Просвещение, 2018.
  23. Леонов С. А. Речевая де ятельность на  уроках литературы в ста рших класс ах: мет одические при емы творческого из учения литературы: учеб. по собие / С. А. Леонов. – М., 2019.
  24. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: по собие для учителя и уча щихся: в 2ч. /В. Г. Маранцман. –М., 2019.
  25. Подругина, И. А. Типология анал иза эпических про изведений на  уроках литературы / И. А. Подругина. – М.: Латмэс, 2020.
  26. Поэтика художественного текст а на  уроках литературы / от в. ре д. О.Ю.Богданова. – М., 2017.
  27. Проблемное пре подавание литературы в школе: по собие для учителей /Т.Ф.Курдюмова, Ч.С.Збарский, В.П.Пошнина и др./ Под ре д. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2015.
  28. Проскалович О. В. Реализация культ урологического на правления в про цессе пре подавания литературы в об щеобразовательных учрежден иях//Коммуникативная комп етенция: при нципы, мет оды, при емы форм ирования:  сб. на уч. ст. – Минск, 2019. –Вып. 10. –С.51– 57.
  29. Трошина Р.Б. Сочинение как вид  учебной де ятельности и его оценка в со временной сис теме школьно филологического об разования// Русская слов есность. –2020.-№1. –С.33–36.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское