ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАРКОМАНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность подростковой наркомании
1.2 Причины и этапы употребления наркотических веществ
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ С ПОДРОСТКАМИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
2.1 Сущность технологии социальной профилактики и особенности ее применения
2.2 Основные этапы технологии социальной профилактики в работе с подростками, употребляющими наркотические вещества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Социальные изменения всегда сопровождаются общественной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются прежде всего на молодежи, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
По официальным данным, в 2020 году количество наркоманов снизилось на 7,5 %, из которых число подростков сократилось на 24%. Всего, по данным за прошлый год, в стране зарегистрировано около 460 тыс. наркозависимых.
Но реальные масштабы проблемы гораздо хуже. По данным ФСНК в России насчитывается около 6 миллионов наркоманов, большинство из которых — молодежь от 16 до 30 лет.
Средний возраст наркозависимых людей находится в диапазоне 15-19 лет. Среди них 20% — это школьники от 9 до 14 лет, среди них всё чаще появляются и дети более раннего возраста. 60% молодежи от 16 до 24 лет, 20% — люди 25-30 лет и старше.
Вопрос практического использования технологий социальной работы в работе с людьми, употребляющими наркотические вещества за последние десятилетия прочно вошел в круг научных интересов многих исследователей.
Так в разные временные периоды этому вопросу посвящали свои труды такие исследователи как Е.И. Холостова, М.В. Фирсов, К.А. Хохлова, И.Н. Кузнецов, С.К. Купрейчик, П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг и др.
Объектом исследования является подростки, употребляющие наркотические вещества.
Предметом исследования является технология социальной профилактики в работе с подростками, употребляющими наркотические вещества.
Цель исследования – анализ технологии социальной профилактики в работе с подростками, употребляющими наркотические вещества.
В соответствии в поставленной целью решались следующие задачи:
- охарактеризовать сущность подростковой наркомании;
- описать причины и этапы употребления наркотических веществ подростками;
- охарактеризовать сущность социальной профилактики и особенности её применения;
- описать основные технологии социальной профилактики в работе с подростками, употребляющими наркотические вещества.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. НАРКОМАНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Сущность подростковой наркомании
Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.
Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств, вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека.
Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям.
Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:
1) медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;
2) социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;
3) юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция, на то уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список.
Если рассматривать термин «наркомания» в социально-педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания – это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей подростковый организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 14 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек пробовали хотя бы раз в своей жизни наркотики и другие психоактивные вещества.
Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Подростки, употребляющие наркотические вещества перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков.
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста.
Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.