ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности
1.2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
Глава 2. Субъекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
2.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.2. Виды оперативно-розыскных мероприятий и их характеристика
2.3. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие ведомственного санкционирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Статья 55 Конституции РФ[1] допускает ограничения конституционных прав на основании федерального закона и в строго установленных целях. Одним из существующих (и наиболее распространенных) ограничений права на неприкосновенность частной жизни является возможность государственных органов проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, а также систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий закрепляет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ[2] «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД). При соблюдении права на неприкосновенность частной жизни один из самых сложных вопросов – это определение границ самой частной жизни. Статья 6 Закона об ОРД закрепляет перечень оперативно-розыскных мероприятий, среди которых часть затрагивает право на неприкосновенность частной жизни в той или иной степени. Среди них, например: наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и др.
Законодательство специально содержит ряд гарантий, которые нацелены на ограничение произвола со стороны правоохранительных органов и невозможность использования полученной информации в целях, не совместимых с теми, которые установлены законодательством. Так, Закон об ОРД определяет, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Актуальность исследования. Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям. Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий.
Цель научной работы заключается в том, чтобы исследовать современные проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.
Основными задачами исследования является:
- рассмотрение понятия и оснований оперативно-розыскной деятельности;
- исследование системы нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность;
- анализ принципов оперативно-розыскной деятельности и их характеристика;
- изучение должностных лиц как субъектов оперативно-розыскной деятельности;
- исследование оперативно-розыскных мероприятий и решений, принимаемые в оперативно-розыскной деятельности;
- анализ процессуальных особенностей и проблем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Объектом исследования работы является оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования.
Предметом работы является правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и предусмотренные российским законодательством оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными службами и подразделениями правоохранительных органов Российской Федерации внутри страны и за ее пределами.
В работе использованы следующие методы: диалектический метод познания, системного анализа, сравнительно-правовой, частно-научный и общенаучный методы исследования действующего законодательства, логический метод и иные методы.
Теоретической базой научной работы были труды таких учёных как А.А. Арутюняна, Л.В. Брусницына, Л.В. Головко, А.В. Гриненко, К.К. Горяинова, Е.А. Карякина, Е.В. Кашкина, В.М. Лебедева, М.А. Макаренко, И.Л. Петрухина, Е.В. Цветкова, Л.Е. Щетнева и других.
Нормативная база исследования состоит из Конституции РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» и иных законов.
Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на пункты, заключения, списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Понятие и правовые основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.
1.1. Понятия и основания оперативно-розыскной деятельности.
Понятие оперативно-розыскной деятельности содержиться в Федераьном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», оно помогает нам выстроить понятную юридически-правовую цепочку оснований необходимости ее применения правоохранительными органами и другими силовыми структурами нашей страны. Также в начале исследования необходимо отметить важный примечательный факт, различающий оперативно-розыскную деятельность от следственных действий и мероприятий, проводимых в рамках дознания, предусмотренный действующим уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Оперативно-розыскная деятельность может, проводится, как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, а следственные действия и мероприятия, проводимые в рамках дознания, регулируют уголовно-правовые отношения исключительно на территории Российской Федерации.
В частности, ст. 8 Закона об ОРД устнавливает порядок действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД, при этом необходимо отметить, что при применении ОРМ учитываются исключения, установленные федеральным законодательством применения ОРМ за пределами Российской Федерации.
Следует отметить несколько особенностей проведения ОРМ за пределами РФ. Например, военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, будут несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст. 12 УК),[3] однако выявить, например, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующих ОРМ очень трудно.
Кроме того, Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ[4] не содержит запрета проведения КРД за пределами РФ. Поскольку КРД реализуется в том числе и с помощью ОРМ, то можно сделать вывод, что органы ФСБ, а также органы разведки могут проводить ОРМ за рубежом, что реально и происходит.
Так же, Советом министров внутренних дел государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД[5] (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении указано, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается. Сотрудничество осуществляется путем выполнения ОРО страны, на территории которой находится или направляется объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора об осуществлении специального сопровождения ОРД. В случае срочной необходимости при следовании объекта наблюдения на территорию другого государства руководители подразделений оперативной разведки могут устанавливать непосредственные контакты с целью подготовки к решению поставленной задачи до поступления запроса.
Следующий момент, который хотелось бы отметить, учитывая, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция РФ осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»),[6] ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию РФ; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ, и др.
Итак, чтобы непосредственно изучить объект понятия оперативно-розыскной деятельности и ее основания, действующие на территории России необходимо рассмотреть основное определение данного правоохранительного регулятора.
Российские органы законодательной власти предоставляют гражданам основное определение оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом об ОРД в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Данное определение содержится в первой статье Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, принятого Государственной думой Российской Федерации пятого июля одна тысяча девятьсот девяносто пятого года. Вообще основным правовым источником понятия оперативно-розыскной деятельности в России является Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, состоящий из шести глав и двадцати трех статей. Данный действующий в РФ федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Также оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации помимо данного федерального закона регламентируют и дают правовое регулирование другие нормативно-правовые акты федерального уровня, а также постановления пленумов Верховного суда РФ.
На основании изученного нами определения оперативно-розыскной деятельности мы можем сделать вывод, дающий нам ответ на вопрос о понятии данного правового аспекта силового правоохранительного блока современного российского права в целом.
Итак, понятие оперативно-розыскной деятельности включает в себя комплекс правовых норм, законодательно закрепленных и действующих в Российской Федерации, выполнение которых обеспечено человеческим и материально-техническим ресурсами. Данные нормы имеют ряд, поставленных перед собой задач, выполняемых перед государством и обществом, а также несение ответственности перед ними и предполагает контроль и надзор со стороны вышестоящих надзорных ведомств и государственных органов, наделивших полномочиями структуры, проводящие оперативно-розыскную деятельность. Исполнение данного комплекса правовых норм соответствует основным конституционным принципам Российской Федерации, что отражено в первой главе, третей статье федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ.