Введение
Глава 1 Теоретические основы оценки социальной политики организации и уровня дохода персонала
1.1 Сущность социальной политики
1.2. Основные направления внутренней корпоративной социальной политики
Глава 2. Оценка социальной политики и уровня доходов на примере ООО «Феникс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Социальная политика ООО «Феникс»
Глава 3 Совершенствование социальной политики организации
Заключение
Список использованной литературы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, наша страна представляет собой социальное государство. Его политика призвана создавать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
Таким образом, призвана охранять труд и здоровье людей, обеспечивать населению минимальный размер оплаты труда, оказывать помощь семьям, матерям, отцам и детям, инвалидам и пожилым гражданам, развивать социальные службы, устанавливать государственные пенсии, пособии и иные гарантии социальной защиты.
Но в первую очередь социальная политика должна искать реальные пути к более высокому уровню потребления, росту продолжительности жизни, дальнейшему развитию образования и культуры, экологическому благополучию, недопустимости каких-либо поползновений на свертывание социальных программ и умаление гарантий.
Таким образом, социальная политика выступает в роли инвестора, стимулятора экономического роста и благосостояния общества.
На предприятии социальная политика предполагает социальную ответственность за постоянных сотрудников и для этого она проводит систему мотивации сотрудников, также предоставляет сотрудникам широкий выбор социальных гарантий.
Актуальность рассмотрении социальной политики в организации состоит в том, что она оказывает непосредственное влияние на стимулирование труда и закрепление сотрудников на предприятии.
Цель данной работы - изучение социальной политики предприятия.
Задачи работы:
- Изучить понятие социальной политики предприятия
- Изучить основные направления социальной политики организаций.
- Оценить социальную политику и уровень дохода в ООО «Феникс» и разработать план социального развития предприятия.
Объектом исследования выступает ООО «Феникс».
Предметом исследования является социальная политика и уровень дохода предприятия.
В процессе исследования использовались методы системного, причинно-следственного, историко-логического, факторного, сравнительно-аналитического, статистического анализа.
Информационную базу исследования составили учебные пособия, материалы периодической печати и Интернет-изданий.
Глава 1 Теоретические основы оценки социальной политики организации и уровня дохода персонала
1.1 Сущность социальной политики
Социальная политика организации, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
В качестве мотивационного ресурса управления социальная политика должна обеспечивать работнику возможность удовлетворения своих потребностей, интересов и ценностных ориентаций. Основными целями социальной политики организации являются повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата, а также создание позитивного имиджа предприятия в глазах работников и общества.
Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи: защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием; воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование; стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.
Кибанов А.Я. отождествляет социальную политику предприятия с социальной средой и дает следующее определение "социальная среда организации теснейшим образом взаимосвязанная с технической и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники трудятся, живут вместе со своими семьями и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражения их морально-этические ценности".[1]
Слезингер Г.Э. определяет социальную политику предприятия через социальную систему предприятия и дает следующее определение: "Социальная система предприятия - система социальной защиты, обеспечения необходимых условий труда, продуктивность занятости работников и адекватности оплаты их труда, развитие и использование их творческой инициативы, повышение их общеобразовательного уровня и профессионального роста, формирование и поддержка трудовых отношений и социального партнерства, влиянию улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работающих, а также осуществление других мер социального характера".[2]
Рассматривая выше приведенные определения очень трудно понять, что же представляет собой социальная политика предприятия.
На наш взгляд, социальная политика предприятия это, прежде всего, развитие ее социальной среды, которая включает социальную инфраструктуру, персонал, а также системы, которые влияют на качество трудовой жизни работника (то есть степень удовлетворения их потребностей с помощью труда в данной организации).
Политика доходов определяется соглашением о доходах (соотношение прибылей и убытков), которое устанавливается на уровне государства и конкретизируется по отраслям и предприятиям в виде коллективных договоров работников и работодателей. Через реализацию политики доходов работники получают гарантии увеличения заработков при повышении эффективности производства, а также защиту от инфляции.
Наиболее востребованным направлением в разработке и реализации социальной политики организации является политика социального обеспечения.
В рамках политики социального обеспечения предприятие принимает на себя социальную ответственность за персонал. С этой целью может осуществляться политика справедливого вознаграждения по результатам труда, предоставляться определенные возможности социальной защиты и набор социальных льгот, которые являются дополнением к вознаграждению персонала и осуществляются в рамках внутрифирменного социального страхования, различных программ помощи и льготного обслуживания своих сотрудников. При этом социальная политика организации подразумевает наличие социального обеспечения, которое в свою очередь связано с понятиями «социальная защита», «социальная помощь», «социальная поддержка».
Социальная защита представляет собой мероприятия по обеспечению нормальной жизнедеятельности человека и является практической деятельностью по реализации направлений социальной политики. Так, организации в рамках социальной защиты работников реализуют различные льготы и гарантии (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и т.д.), установленные на государственном уровне, создают благоприятные условия труда и отдыха сотрудников и членов их семей.
Социальная помощь и социальная поддержка представляют собой мероприятия, программы денежных выплат, натуральных выдач и/или услуг нуждающимся в силу сложившихся обстоятельств. В этой связи организации предоставляют своим работникам дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств и фондов социального развития предприятия.
Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера проводится сверх обязательных выплат по инициативе руководства организации либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива. В результате эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, которые установлены в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, социально ориентированная кадровая политика организации выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.