Введение
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАРАЛОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА К ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА
1.1 Сущность стратегического маркетинга как новой формы управления региональной экономикой
1.2 Агромаркетинг и его роль в развитии сельского хозяйства
1.3 Маркетинговые коммуникации как инструмент развития мараловодческого комплекса региона
2 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАРАЛОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
2.1 Региональные факторы, определяющие развитие мараловодческого комплекса Республики Алтай
2.2 Анализ развития мараловодческого комплекса Республики Алтай
2.3 Государственная поддержка мараловодческого комплекса Республики Алтай
3 ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАРАЛОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
3.1 Сегментация рынка продукции мараловодческого комплекса Республики Алтай
3.2 Разработка региональной маркетинговой стратегии развития мараловодческого комплекса Республики Алтай
Заключение
Список использованных источников и литературы
Мараловодческая деятельность Республики Алтай является визитной карточкой региона. Мараловодство или пантовое оленеводство – это уникальная отрасль сельского хозяйства, поставляющая такую элитную дорогостоящую продукцию как панты марала за рубеж в такие страны Азии как Южная Корея, Китай, Гонконг, Тайвань и Япония.
Пантовое оленеводство играло и играет важную роль для агропромышленного комплекса Республики Алтай. В экономически тяжелые 90-е годы благодаря мараловодству сельское хозяйство Республики Алтай было спасено. Однако, начиная с 2010 года наблюдается негативная стагнация состояния мараловодческого комплекса в Республике. Поэтому данная магистерская диссертация посвящена улучшению состоянию пантового оленеводства инструментами стратегического маркетинга.
В наше современное время, стратегический маркетинг является эффективной формой управления рыночной деятельностью в связи с технологическими, экономическими, конкурентными, социально-культурными переменами, которые необходимы для органов государственной власти, в том числе, для Министерства сельского хозяйства Республики Алтай для развития мараловодческого комплекса, улучшения состояния и развития мараловодства в регионе.
Стратегический маркетинг мараловодческого комплекса Республики Алтай и, в целом России не был детально изучен ранее, в смежных направлениях развитие пантового оленеводства изучалось, например, такими научными исследователями как А.В. Глотко и Л.В. Ершова.
Для применения инструментов стратегического маркетинга в решении проблем развития пантового оленеводства, как будущего интегрированного элемента агропромышленного кластера, необходимо изучить теоретические и практические аспекты его применения. Совокупность вышеобозначенных факторов обусловила актуальность темы исследования.
Теоретическую и методологическую основу исследования по применению инструментов стратегического маркетинга в развитии пантового оленеводства составили работы Д.Б. Барни, С.Е. Хельфата, О.В. Кудрявцевой, В.С. Катькало, Г. Хаммела, А.В. Глотко, Л.В. Ершовой, А.А. Алчияна, Г. Демсеца, П.А. Фролова, А.В Улезько, Д.И. Бабина, Н.С. Бондарева, П.Д. Косинского, А.А. Неприятель, А. Файоля, Р. Акоффа, Т.В. Гомелько, Н.Ф. Вернигор, В.А. Кундиус, А.И. Сучкова, В.Н. Папело, С.А. Шелковникова, Е.В. Рудого, Н.М. Едренкиной, Б.С. Кошелева, В.Г. Луницына, П.М. Петрушкевича, А.Л Полтарыхина, А.П. Попова, М.В. Поповой, В.Ф. Стукача, Л.В. Тю, А.В. Суховершина, А.А. Самохваловой, И.В. Щетинина и др. В области исследования стратегического маркетинга составили работы И.В. Котляровой, Ф. Котлера, К. Гренгроосом, Ж. Ламбеном, Др. Уисли, Дж. Дэй и др.
В современных исследовательских работах по развитию мараловодства недостаточное внимание уделяется вопросам состояния и формирования маркетинговой стратегии, которая является основой для создания как сырьевой, так и производственной структуры экономики сельского хозяйства Республики Алтай, так и России.
Целью диссертационного исследования является на основе стратегического анализа мараловодческого комплекса Республики Алтай разработать маркетинговую стратегию устойчивого развития предприятий мараловодческого комплекса региона.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
– исследовать сущность стратегического маркетинга как новой формы управления региональной экономикой;
– изучить агромаркетинг и его роль в развитии сельского хозяйства;
– изучить маркетинговые коммуникации как инструмент развития мараловодческого комплекса;
– определить региональные факторы, которые определяют развитие мараловодческого комплекса региона;
- произвести анализ развития мараловодческого комплекса региона;
- проанализировать государственную поддержку мараловодческого комплекса региона;
- сформировать сегментацию рынка продукции мараловодческого комплекса;
- разработать региональную маркетинговую стратегию развития мараловодческого комплекса региона.
Объект исследования – мараловодческий комплекс Республики Алтай, представленный органами государственной власти, регулирующими его развитие и мараловодческими предприятиями. Предмет исследования – использование инструментов стратегического маркетинга для адаптации региональных предприятий мараловодческого комплекса региона к требованиям рынка.
Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам применения инструментов стратегического маркетинга как инструмента региональной экономики и управления и в сельском хозяйстве – в частности.
При проведении исследования использованы следующие методы: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, сравнительно-аналитический, прогнозирования, системного анализа и синтеза, метод экспертных оценок, для отображения визуальной информации использовался графический и табличный аппарат, а также такие специальные методы стратегического маркетинга, как SWOT-анализ и PEST-анализ.
Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, справочная литература, нормативно-правовые акты Республики Алтай, материалы исследований автора.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- Обоснована необходимость применения инструментов стратегического маркетинга для адаптации предприятий мараловодческого комплекса Республики Алтай к требованиям рынка.
- Впервые проведена сегментация рынка мараловодческого комплекса Республики Алтай.
- Сформулирована маркетинговая стратегия для устойчивого развития мараловодческого комплекса Республики Алтай, применимая и для других регионов, где пантовое мараловодство играет значимую роль в региональной экономике.
По теме диссертационного исследования были опубликованы 2 научные статьи в научных студенческих изданиях:
- «Оценка вклада пантового мараловодства в развитие внешнеэкономических связей Республики Алтай» в научном сборнике «Вестник молодых ученых» Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск;
- «Некоторые направления государственной поддержки мараловодческого комплекса Республики Алтай» в научном студенческом сборнике «Студенческий Вестник» издательского дома ИнтерНаука, г. Москва.
Диссертационная работа выполнена общим объемом 93 страницы, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения, а также работа содержит 2 рисунка, 10 таблиц.
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАРАЛОВОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА К ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА
1.1 Сущность стратегического маркетинга как новой формы управления региональной экономикой
В условиях развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ немаловажное значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, о сущностных основах экономики региона.
Так, согласно определению представленного выше, региональная экономика представляет собой, во-первых, способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса в структуре национальной экономики, во-вторых, – отрасль науки, которая изучает территориально-функциональные аспекты экономических отношений.
Региональная экономика получает важную роль в научном понимании и обеспечении экономических преобразований, а также соединении единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.
Согласно Писаревой Г.С. «основу процесса регионализации реформ в России составляет признание объективной первичности региональных условий и проблем перед отраслевыми, выявление специфических интересов государства и регионов, определение путей достижения согласования этих интересов».
Это особенно важно в России, в государстве с его значительными внутрисубъектными различиями, влияющие на формы проявления различных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков. Поэтому важно изучение рыночных отношений в их региональных формах, а также формирование на их основе региональных рынков различного масштаба и ареала.
Становится ясным, что для регионов России в этих условиях нужно разнообразие товаров и услуг. Для этой цели реструктуризация экономики региона, направленная на преодоление структурных диспропорций приобретает важное значение. Цель реструктуризации – снятие противоречия между требованиями рынка и устаревшей, отработавшей свой ресурс логикой поведения предприятий.
Дефиниция «стратегия» использовалась еще у древних греков, когда речь заходила об полководческом искусстве. Вплоть до начала 60-х гг. XX в. этот термин понимался в узком значении применительно к военным делам, пока ученные Гарвардской школы бизнеса не использовали его в том смысле, который вкладывается в него в наше время.
В условиях смешанной экономики и действия рыночных отношений понятия «стратегия» и «стратегические решения» используются в различных сочетаниях: стратегический маркетинг, стратегическое планирование, стратегическое управление.
В общем понимании «стратегия» представляется как система управленческих решений, которые определяют перспективные направления развития предприятия, комплекса, сфер, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды, а также порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.
Стратегический маркетинг – это составная часть маркетинга, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки, планирования и ведения маркетинговых мероприятий (действий), осуществление которых приводит к резкому улучшению обстановки отчала во внешней среде фирмы, а затем и во внутренней.