Курсовая работа|Маркетинг

Потребительское поведение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2014 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Потребительское поведение: понятие, основные закономерности, гендерный аспект

1.1. Понятие и функции потребительского поведения в социологической науке      

1.2. Гендерные особенности потребительского поведения

Глава 2. Исследование потребительского поведения москвичек на рынке модной одежды

2.1. Описание методики исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список использованной литературы

Потребление во многом определяет характеристики и структуру социального пространства, являясь одной из основных форм экономической деятельности и индикатором качества жизни, благополучия и успешности в меняющихся экономических условиях. 

Актуальность работы. Исследование вопросов потребления сегодня может дать наиболее полное представление о происходящих социальных изменениях. Необходимость анализа категории «потребительское поведение» возникает и потому, что, несмотря на реалии конструирования и функционирования в России нового пространства «общества потребления», в современной социальной теории потребительское поведение изучается лишь как характеристика или тип экономического поведения.   

Непосредственными характеристиками жизненного уровня населения является величина и структура потребления. В потребительском поведении населения произошли за последнее время значительные изменения, сопровождающиеся социальными потерями, цена которых возросла за счет увеличения неравномерного распределения доходов, усиления дифференциации, роста масштабов бедности и углубления социальной несправедливости в обществе[1]

В нашей стране подход к изучению потребительского поведения претерпевает изменения вместе с развитием общества. Традиционные ценности советского времени (коллективизм, патернализм, уравнительность) заменяются либерально-демократическими ценностями, характерными для модернизирующихся обществ (индивидуализм, права и свободы личности, образование, деловая активность, благосостояние, успех и др.). Происходит кардинальная переоценка взглядов на потребление и его роль в социализации личности. Осуждение потребительства и «вещизма», характерное для советского периода, сменяется пропагандой комфорта и гедонистических ценностей в потребительской культуре, свойственной отнюдь не развивающейся, а развитой рыночной экономике.

Анализ потребительского поведения в советском обществе проводился с позиций общественных ценностей и принципов социалистического распределения. При этом система потребления в западных обществах противопоставлялась задачам воспитания гармонически развитой личности, для которой вещизм, мещанство виделись дорогой к духовному обеднению и нравственному распаду.

При весьма скромном интересе к проблеме поведения потребителей обществоведы советского периода гораздо больше внимания уделяли исследованию личного потребления и личных потребностей. Такие исследования осуществлялись А.Г. Здравомысловым, С.Г. Струмилиным, В.П. Мотяшовым, В.Б. Рамзесом и др.

Впервые в комплексном виде социально-психологические механизмы поведения индивида были представлены В.А. Ядовым в диспозиционной концепции социального поведения личности, которая в дальнейшим стала использоваться в качестве основы теоретической модели поведения потребителя. Специфика деятельности человека заключается в том, что его реакция на любую ситуацию изначально обусловлена не только самой ситуацией, но и его неосознаваемой внутренней предрасположенностью к определенной реакции: это элементарная установка, которая включается на бессознательном уровне.

Переход от социализма к рыночной экономике вызвал процесс трансформации системы ценностных установок и ориентаций россиян. Данный вопрос исследован в работах Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, Л.Г. Юлдашева, В.В. Лапкина, В.И. Пантина, Т.А. Рассадиной, В.П. Мотяшова, В.Э. Бойкова. Ценностный конфликт поколений изучали В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, а также Е.А. Скриптунова и А.А. Морозов.

Исследование поведения людей в сфере потребления как явления, связанного с удовлетворением их потребностей и характеризующего действия потребителей, их образ жизни, мы находим у Н.М. Римашевской, А.А. Овсянниковой и И.И. Петтай.

Знакомство с проблемой поведения потребителей стало возможным в 90-е гг. благодаря маркетинговой литературе (Ф. Котлер, Дж. Эванс, Б. Берман, А. Хоскинг, Г. Ассель, Ж.Ж. Ламбен, Дж. Мовен, Дж. Энджел, П. Миниард и др.).

Для граждан современной̆ России одной̆ из основных ценностей̆ становится благосостояние.

Осознание личных интересов и потребностей̆ составляет часть поведения потребителя. Специфике экономического поведения современного потребителя посвящены исследования Г.М. Россинской.

В последние годы появился интерес к потребительскому поведению молодежи (диссертационные исследования Ю.Л. Афанасьевой «Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой̆ молодежи», А.Г. Головы «Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса»).

Поведение потребителей̆ на рынке, их предпочтения, характер покупок – все это определяется личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых – важнейшая задача социологов.

Объект данной работы – потребительское поведение.

Предмет работы – потребительское поведение москвичек на рынке модной одежды.

Целью данной работы является изучение гендерных особенностей потребительского поведения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Изучение теоретической литературы по вопросам потребительского поведения;
  • Проведение эмпирического исследования потребительского поведения женщин при выборе одежды, включающего сбор, обработку и интерпретацию данных.

Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам потребительского поведения (Бурдье П., Бодрийяра Ж., Ядова В.А., Абрамовой М.А., Александровой Л.С., Рамазановой И.А., Радаева В.В. и др.).

В качестве эмпирической базы курсовой автором использованы данные авторского исследования, проведенного в марте-апреле 2014 г. методом анкетирования.  

Осмысление вопросов гендерных особенностей потребительского поведения на рынке одежды позволяет выдвинуть гипотезу о том, что потребление модной одежды класса lux является «показным потреблением», демонстрирующим статус покупательницы.

  1. Аборвалова О.Н. Потребительское поведение: теоретические аспекты // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2. - С. 19-21. 
  2. Арженовский С.В., Мажара В.В. Социально-экономическая стратификация домохозяйств по потребительскому поведению // Учет и статистика. - 2010. - № 17. - С. 55-58. 
  3. Бадамшина А.Р. Особенности и факторы потребительского поведения населения // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 3. - С. 177-186. 
  4. Бодрийяр Ж. Символический обмен или смерть. М., 2000. С. 177–182.
  5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М. : Рудимино, 1999.
  6. Бронникова Е. Потребительское поведение молодежи // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 3. - С. 186-192. 
  7. Бурдье П. Практический смысл / Под ред. Н. А. Шматко. – СПб. : Алетейя, 2001.
  8. Бурдье П. Различения: социальная критика суждения / П. Бурдье // Экономическая социология.. Т. 6. – 2005, No 3. – С. 25–48.
  9. Василенко И.В. Потребительское поведение как социальный феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 83-85. 
  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
  11. Веблен Т. Теория праздного класса: монография. - М.: Прогресс, 1984. - 336 с. 
  12. Веблен Т. Теория праздного класса. – М. : Прогресс, 1984.
  13. Верховин В.И. История экономической социологии: мир идей. М.: Изд-во «ИМТ», 1998. С. 127–261.
  14. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. - М., 1999. 
  15. Голова А.Г. Социально-экономические подходы к управлению потребительским поведением населения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 6 (107). - С. 66-75. 
  16. Дорохова Ю.В. Исследовательские подходы к потребительскому поведению в системе социально-экономических отношений // Среднерусский вестник общественных наук. - 2010. - № 4. - С. 50-56. 
  17. Кларк Дж. Б. Распределение богатства // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – С. 384–390.
  18. Кондрух А.В. Влияние психо-эмоциональных факторов на потребительское поведение // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - № 26. - С. 60-63. 
  19. Косенкова И.Н. Типы потребительского поведения // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. - 2009. - № 9. - С. 169-176. 
  20. Кутепов М.В. Потребительское поведение как объект социологического анализа // Наука и современность. - 2011. - № 8-2. - С. 118-123. 
  21. Левашова Ю.Г., Яшина А.О. Влияние комплексного подхода на потребительское поведение // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2011. - Т. 1. - № 2. - С. 253-256. 
  22. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательного спроса // Теория потребительского поведения и спроса. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://milogiya2007. ru/miеro9.htm.
  23. Маршал А. Принципы экономикс // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс, 1999. – С. 390–401.
  24. Понукалина О.В. Технологии управления потребительским поведением: социальные смыслы «стандартов продаж» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 249-255. 
  25. Празян Е.М. Современные теории потребительского поведения // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2011. - Т. 4. - № 11. - С. 44-47. 
  26. Россинская Г.М. Экономическое поведение потребителя: закономерности и особенности в условиях переходной экономики. – Уфа: Гилем, 2007. – 192 с.
  27. Рымкевич А.В. Теоретические аспекты исследования потребительского поведения  // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 210-213. 
  28. Рычкова Н.В. Потребительское поведение в концепте экономической антропологии (этнологии) // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 24. - С. 153-157. 
  29. Самарбаева Н.К. Потребительское поведение городской молодежи: социально-психологический анализ // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15. - № 2. - С. 511-516. 
  30. Семенова М.А. Гендер и потребление: взаимовлияние двух категорий на процесс идентификации личности (к постановке проблемы) // Tеrra Humana. - 2003. - № 11. - С. 87-90. 
  31. Семенова М.А. Потребительское поведение в структуре гендерных стереотипов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1. - С. 68-71. 
  32. Семенова М.А. Формирование и поддержание гендерных стереотипов потребительского поведения // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 97-99. 
  33. Фокина О.А. Потребительское поведение среднего класса в условиях институционализации сервиса в России // Современная наука. - 2011. - № 4. - С. 113-117. 
  34. Шумпетер Й.А. История экономического анализа // Белоусов В. М. История экономических учений : учеб. пособие. – Ростов н/Д : Феникс,1999. –С.413–432.
  35. Щербак А.А. Социально-психологические технологии манипулирования потребительским поведением в контексте бренда // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 8. - С. 187-189. 
  36. Ядов В.А. Солидаризация в рабочей среде: социальное и индивидуальное. - М.: ИС РАН, 1998.
  37. Scitovsky,T.An Inquiry into Human Satisfaction and Consumеr Dissatisfaction. – Modе of accеss: http://www.gallееconomicus.ru./cgi-isе/ gallеry/framе.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Маркетинг
2012 год 31 стр.
Курсовая Мотивация и поведение потребителей
Курсовая работа Маркетинг
2017 год 59 стр.
Курсовая Поведение покупателей в торговой точке
antiplagiatpro
Курсовая работа Маркетинг
2014 год 38 стр.
Потребительское поведение на рынке женской одежды
bugalter
Курсовая работа Маркетинг
2013 год 39 стр.
Потребительское поведение москвичек на рынке модной одежды
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское