ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Неформальная структура организации: понятие и сущность
1.2 Управление неформальной структурой организации
1.3 Влияние неформальных структур организации на производственные процессы
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ООО «СТРОЙДОМ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «СтройДом»
2.2 Управление персоналом в ООО «СтройДом»
2.3 Влияние неформальной организации на производственные процессы «СтройДом»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.
Объект исследования: ООО «СтройДом».
Предмет исследования: неформальная структура организации ООО «СтройДом».
Цель исследования: проанализировать влияния неформальной структуры организации на производственные процессы ООО «СтройДом».
Исходя из цели курсового исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы влияния неформальных структур организации на производственные процессы;
- дать технико-экономическую характеристику ООО «СтройДом»;
- охарактеризовать неформальные организации ООО «СтройДом»;
- проанализировать влияние неформальных организаций ООО «СтройДом» на производственные процессы.
В процессе написания курсовой работы были использованы работы таких авторы как: Мескон М. Х., Виханский О.С., Кабушкин Н.И. и др., материалы периодической литературы, Интернет.
Структура исследования. Представленная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав и параграфов к ним, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Неформальная структура организации: понятие и сущность
Неформальная организация - это спонтанно сформированная совокупность людей, постоянно контактирующих и взаимодействующих между собой для достижения конкретной цели.
Кроме формальных вертикальной и горизонтальной организационных структур управления, всегда существует система взаимоотношений между работниками, влияющая на достижение поставленных целей. То есть в любой организации присутствует неформальная организационная структура, состоящая из сети взаимосвязей, которые возникают на межличностном уровне среди работников [13].
Взаимоотношения между людьми в неформальной и формальной организационных структурах могут совпадать, однако, часто этого не происходит. Случается, что в неформальной обстановке, работник на равных общается с вышестоящим и нижестоящим коллегами. Возможны неформальные отношения между работниками, которые формально по работе не связаны друг с другом. Эта структура связана по многим параметрам с феноменом лидерства, с импульсами, исходящих от лидеров, зависящих от того, как они получили свою власть: от товарищей и равных по положению коллег, или же за счет влияния на начальство. Группа людей, которые вступили во взаимодействие с целью достижения желаемого, так же представляют собой неформальную организацию [21].
Р. Стюард считает, что неформальная структура отражает, как работает структура в действительности. Если бы в организации производственные и личные вопросы решались только бюрократическим путем с помощью формальной структуры, основанной лишь на вертикальных связях, то возникли бы трудности, которые нельзя преодолеть с помощью формальной организационной системы управления. Но неформальная организация, построенная на системе социальных обменов на межличностном уровне, справиться с этими проблемами. В отличие от формальной организации отношения не регламентированы, спонтанно создается на основе общих целей, симпатий, интересов.
Можно выделить следующие положительные свойства:
- способствует социальной адаптации, помогает работникам занять место в социальной среде;
- способствует разрядке напряженных стрессовых ситуаций;
- облегчает процесс общение внутри организации;
- помогает обеспечить распространение информации;
- помогает выявить возможных официальных лидеров.
К недостаткам можно отнести следующие моменты:
- может способствовать развитию межличностных конфликтов;
- часто является почвой для развития и распространения различных слухов, что может привести к появлению ложной информации;
- может оказаться в оппозиции с формальной структурой, если не разделяет систему ценностей и поощряет сопротивление;
- дает возможность для развития благоприятной атмосферы для недовольных и плохих работников [23].
К сфере действия этой структуры относится система внутрифирменных отношений, которая подразумевает под собой борьбу за власть. Существует в любой организации при попытке построить некую социальную иерархию, при которой большинство находиться посередине, часть – управляют, а часть располагается в самом низу социальной иерархии.
Система взаимоотношений является главным инструментом для достижения и удержания определенных позиций на социальной лестнице. Процессы, отвечающие за совершенствование системы деловых взаимоотношений: Расширение личных связей: люди стремятся повысить эффективность своей деятельности за счет установления отношений с работниками той же или смежной области.
Выделяют следующие компоненты расширения связей:
- показать себя,
- установить контакт,
- создать имидж [18].
Важно уметь создать впечатление о компетентности, нравственности, общительности. Наставничество - как форма профессионального роста, а так же деловой карьеры. Опытный член организации, наставник, выполняет роль защитника, проводника для работника низшего звена, взаимоотношения с которым не регламентированы, устанавливаются на неофициальном уровне. Корпоративная культура: система ценностей, психологический климат в организации, формирующие рабочую атмосферу. Проявляется в признаваемых ритуалах, ценностях, в сложившейся системе внутрифирменных отношений.