Введение
Глава 1. Теоретические основы ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции
1.1 Понятие и назначение акциза, особенности взимания
1.2 Порядок приобретения акцизных марок импортерами алкогольной продукции и правила маркировки товара акцизными марками
Глава 2. Анализ особенностей ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками
2.1 Анализ динамики ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на территорию ТС
2.2 Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками
2.3 Проблемы, связанные с перемещением подакцизной продукции, подлежащей маркировке
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования определяется тем, что анализ государственного регулирования рынка алкогольной продукции показал, что рынок не в состоянии регулировать, ограничивать спрос на алкогольную продукцию, ее потребление. С позиций же социальной справедливости крайне важно ограничение спроса и чрезмерного потребления такого жизненно вредного блага (dis-merit goods) как алкогольная продукция, но, к сожалению, в течение всей истории основная цель государственного регулирования алкогольной продукции — фискальная.
Существует ряд причин, обусловливающих необходимость активного вмешательства государства и в процесс формирования предложения алкогольной продукции, ценообразования на нее, регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. В России особенно значима проблема государственного регулирования рынка алкогольной продукции по нескольким специфическим причинам.
Во-первых, - это социально-экономическая проблема алкоголизации населения (потребляется 15-17 литров чистого спирта на человека в год), роста смертности от алкоголизма (36,5 тысяч человек в год) в нашей стране.
Во-вторых, - это недопоступление акцизов в бюджет государства в связи с высоким уровнем производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, уровень которой на январь 2015 г. составлял 40-50%.
В-третьих, - это недоиспользование потенциала отечественных производителей алкогольной продукции, общая дезинтеграция внутреннего алкогольного рынка страны. В-четвертых, - это несовершенство нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции.
Надежное функционирование рынка алкогольной продукции, важнейшего сектора экономики страны - это основа развития экономики РФ в целом, и в первую очередь - это выполнение государством своих социально-экономических задач.
В настоящее время главным недостатком действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции является возникшая на основе противоречий в законодательстве РФ неопределенность методической базы и организационной структуры. В результате возникает необходимость совершенствования действующей системы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в условиях проводимых преобразований, защиты здоровья населения, а также использование комплекса инструментов, методов и мер с целью контроля за качеством производимой и реализуемой готовой алкогольной продукции и сырья, максимального сокращения доли нелегального рынка алкогольной продукции и потерь бюджета РФ.
Действующий в настоящее время механизм государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ в целом снижает его результативность. Кроме произведенной на территории РФ на рынке алкогольной продукции в обороте находится также импортируемая продукция.
Удельный вес импортной алкогольной продукции в 2000 — 2014 гг. составил 55-60% от объема ее продаж на внутреннем рынке, при загрузке производственных мощностей российских предприятий на 45-50%.
Что также указывает на необходимость модернизации такого инструмента государственного регулирования рынка алкогольной продукции как таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Нормативная база, регламентирующая вопросы таможенного контроля и таможенного оформления подакцизных товаров, постоянно совершенствуется и дополняется. Сегодня можно с уверенностью говорить о специальной технологии организации работы таможенных органов с отдельными категориями подакцизных товаров.
Актуальность темы определена тем, что на сегодняшний день таможенные органы, в условиях динамично развивающегося рынка алкогольной продукции, являются основной государственной структурой по контролю импортной алкогольной продукции, отслеживанию и пресечению контрафактной алкогольной продукции и взиманию предусмотренных акцизных платежей в полном объеме.
Объект исследования – ввоз подакцизных алкогольных товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.
Предмет исследования – особенности таможенного контроля алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного Союза.
Целью работы является изучение мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы государственного регулирования рынка алкогольной продукции;
- раскрыть сущность, содержание и условия функционирования рынка алкогольной продукции;
-обобщить и уточнить содержание понятия государственное регулирование рынка алкогольной продукции;
-выявить и обобщить причины особого регулирующего воздействия государства на рынок алкогольной продукции;
-изучить действующую в разные периоды систему государственного регулирования рынка алкогольной продукции, ее результативность;
-раскрыть сущность, содержание и значение таможенно-тарифного регулировнаия рынка алкогольной продукции;
-разработать предложения и рекомендации по совершенствованию основных приоритетных направлений и мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции в РФ;
-разработать и обосновать предложения по регулированию и формированию спроса и структуры потребления алкогольной продукции.
Глава 1. Теоретические основы ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции
1.1 Понятие и назначение акциза, особенности взимания подакцизный алкогольный таможенный
Одним из видов таможенных платежей является акциз, взимаемый таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию. Правовое регулирование порядка применения акцизов осуществляется ТК ТС и законодательством РФ.
Согласно ст.18 НК РФ акцизы относятся к числу федеральных налогов и взимаются с подакцизных товаров, перечень которых приведён в НК РФ (часть II). По своей экономической природе акцизы, как и НДС, относятся к косвенному налогу. Следует отметить, что акциз, во-первых, «привязан» к конкретным (подакцизным) товарам, во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этими товарами.
Традиционно в мировой практике налогообложения акцизы рассматриваются как своеобразные «налоги на недостатки», так как перечень подакцизных товаров невелик и обычно включает товары, не относящиеся к предметам первой необходимости (алкогольная продукция, табачные изделия, автомобили, моторное топливо). Потребление этих товаров приносит вред здоровью и/или отрицательно воздействует на экологию. При этом от общества требуются дополнительные затраты на медицину или природоохранные мероприятия, именно это является основанием включения в цену товара и последующей оплаты потребителями особого налога-акциза, которых хотя бы частично мог компенсировать дополнительные расходы государства, создаваемые потребление таких товаров.
Другим основанием для существования акцизов являются чисто фискальные цели государства, поскольку с помощью акцизов государство изымает у производителя или импортёра значительную долю доходов, а значит и ту долю прибыли в отношении высокорентабельных товаров, прибыль от производства и оборота которых обусловлена не столько усилиями участников, сколько рыночной конъюнктурой. При отсутствии акцизов участники рынка подакцизных товаров получали бы необоснованные сверхприбыли. Поэтому любое государство «снимает сливки», устанавливая налоги, доля которых в конечной цене продукции составляет до 80-90%, тем самым выводя рентабельность этого сектора бизнеса на средние показатели для национальной экономики.
Государство использует акцизы не только для получения доходов бюджета, но и для регулирования спроса и предложения на отдельные товары и услуги.
Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.
По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.
Акцизами облагаются как товары, производимые в зоне налогообложения, так и товары, перемещаемые или ввозимые в зону налогообложения из других государств.
Акцизные ставки устанавливаются либо к стоимости акцизного товара, выраженные в процентах (иногда как доля цены), либо в абсолютном выражении на определённую единицу измерения. Выбор между двумя видами акцизных ставок связан во многом с инфляцией. Суммы акцизов по ставкам в процентах изменяются вместе в масштабом инфляции, но одновременно эти сборы усиливают инфляцию. При абсолютных ставках суммы акцизов могут уменьшиться при усилении инфляции, но акцизы по этим ставкам не усиливают инфляцию.
Для увеличения доходов федерального бюджета, а также регулирования производства расширяются объекты обложения за счёт включения новых товаров и услуг и повышаются ставки акцизов. К обложению акцизами в зарубежных странах привлекаются товары массового потребления, различные коммунальные, транспортные, культурно-массовые и другие услуги. Всего с мире акцизами облагаются около 600 наименований товаров и услуг.
Механизм начисления и уплаты акцизного сбора очень похож на механизм начисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Так, оба налога являются непрямыми и включаются в цену товара в виде надбавки и таким образом оказывают значительное влияние на процессы ценообразования, корректируют спрос и предложение путем увеличения цены товара. Однако акцизный сбор намного меньше влияет на общий уровень цен в стране, поскольку перечень подакцизных товаров является не очень широким, в отличие от НДС, которым облагаются практически все товары, работы и услуги. С другой стороны, унификация ставок НДС делает его нейтральным по отношению к рыночному механизму ценообразования, поскольку при взимании этого налога его тяжесть равномерно распределяется на все группы товаров, не изменяя структуры рыночных цен. Дифференциация же ставок акцизного сбора и их значительный размер обуславливают существенное влияние последнего на структуру рыночных цен и уровень потребления. Введение достаточно высоких ставок акцизного сбора даёт возможность ограничивать потребление некоторых товаров, в частности алкогольных и табачных изделий, то есть при помощи дифференцированных ставок налога государство оказывает влияние на структуру потребления.