Актуальность исследования. На сегодняшний день основное место занимает максимальная реализация учебных способностей учащихся. Особое важное значение при обучении русскому языку имеет грамотность, а именно орфографическая грамотность.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала. Практика обучения показывает, что ученики не умеют найти ошибку в написанном ими тексте. После ряда неудачных результатов от своей проверки они в конце концов приходят к мысли о ее бесполезности. В связи с этим остро встает вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учеников, умение орфографически правильно писать слова, точно их употреблять в речи для выражения своих мыслей. Поэтому возникает необходимость вести коррекционную работу с учащимися с целью научения их нахождению и исправлению орфографических ошибок. Систематическое и осознанное выполнение детьми заданий по исправлению ошибок с опорой на установленную последовательность операций обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит повысить уровень грамотности учащихся.
Актуальность исследования определяется противоречиями между возросшими требованиями, предъявляемыми государством к формированию грамотной в плане орфографии личности, и недостаточной методической разработанностью данной проблемы в обучении младших школьников.
Перечисленные противоречия актуализируют проблему, состоящую в необходимости определения особенностей и содержания системы формирования орфографической грамотности учащихся начальных класса, что обусловило выбор темы исследования: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах».
Цель исследования: изучить словарно-орфографическую работу в начальных классах.
Объект исследования: обучение русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: словарно-орфографическая работа в начальных классах.
Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование орфографической грамотности у младших школьников, может быть эффективным, если: выявлена сущность, компонентный состав формирования орфографической грамотности младшего школьника, на формирование которых ориентирован учебный процесс.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
- На основе теоретического анализа по проблеме исследования проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по темам: Словарно-орфографическая работа в начальных классах, орфографическая грамотность.
- Разработать упражнения для формирования орфографической грамотности;
- Проанализировать статистические данные по диагностике ошибок учащихся;
- Разработать методические рекомендации для учителей по работе со словарем.
Методологическая основа исследования: системный подход (И.В. Блауберг , Ю.А. Конаржевский , С.А. Маврин , Э.Г. Юдин , В.А. Якунин и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев , Л.C. Выготский , Н.Д. Левитов , А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн и др.); компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя , А.В. Хуторский , Э.Ф. Зеер ).
Письменная речь как средство общения и способ существования и воплощения мысли изучалась многими лингвистами (Я.К. Грот, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, А.Н. Гвоздев). Принципы орфографии изучал лингвист В.В. Лопатин.
Теоретическую основу составили исследования в области формирования орфографической грамотности. (Я.К. Грот, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, А.Н. Гвоздев, В.В. Лопатин).
Методы исследования в данной работе были использованы следующие:
- изучение и анализ литературных источников;
- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы,
- наблюдение, беседа, тестирование,
- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Структура курсовой работы: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1. Понятие об орфографии и её разделы
«Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой [12].
Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.
В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.
Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются, пять разделов орфографии:
1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;
2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;
3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;
4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;
5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [8].
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории.
Десятки лет ученые, учителя, методисты ищут ответ на этот вопрос: как повысить грамотность учеников? Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть” орфограммы. За долгие годы найдено множество важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников и приходят в школу [19].
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфографическая зоркость и определяется учеными как «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая какой из них в сильной позиции, а какой в слабой, и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании» (Т.П. Сальникова) [1].
Иначе говоря, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает, прежде всего, способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте).
Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Как же сделать процесс формирования соответствующего умения управляемым и целенаправленным? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости?
Богоявленский Д.Н. считает, что для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
- на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений
- познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм
- систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения [7].
Знакомство с признаками «опасных при письме мест»
Как уже говорилось, подавляющее число орфограмм почти любого текста составляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частотными являются:
1) безударные гласные в разных частях слова
2) парные по глухости – звонкости согласные в определенных позициях
Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки, думается, понятно из названия орфограмм:
- для гласных – положение без ударения
- для согласных - во-первых, парность по глухости – звонкости, а во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких.
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, а действия по их обнаружено – с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умение слышать звучащее слово.
- выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости – звонкости или непарный;
- устанавливать последовательность звуков;
- ориентироваться в звуках- «соседях»;
- проводить полный звуковой анализ.
От того, насколько первоклассники овладеют этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех (или неуспех) в становлении их орфографической зоркости.
Таким образом, с точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.