Курсовая работа|Русский язык

Словарно-орфографическая работа в начальных классах

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 47

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1. Понятие об орфографии и её разделы

1.2. Основные условия, способствующие формированию у младших школьников словарно-орфографической работы

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Методические рекомендации педагогам по формированию словарно-орфографической работы в начальной школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день основное место занимает максимальная реализация учебных способностей учащихся. Особое важное значение при обучении русскому языку имеет грамотность, а именно орфографическая грамотность.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. Глубина и прочность навыков учащихся определяются всей системой обучения и зависят от методов и приемов работы, от подбора эффективных и целенаправленных упражнений, от умелого проведения самостоятельных работ, от развития орфографической зоркости у учащихся и привития им навыков самопроверки и самоконтроля, от знания ими теоретического материала, на основе которого формируются орфографические навыки, от повторения грамматического и орфографического материала. Практика обучения показывает, что ученики не умеют найти ошибку в написанном ими тексте. После ряда неудачных результатов от своей проверки они в конце концов приходят к мысли о ее бесполезности. В связи с этим остро встает вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учеников, умение орфографически правильно писать слова, точно их употреблять в речи для выражения своих мыслей. Поэтому возникает необходимость вести коррекционную работу с учащимися с целью научения их нахождению и исправлению орфографических ошибок. Систематическое и осознанное выполнение детьми заданий по исправлению ошибок с опорой на установленную последовательность операций обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит повысить уровень грамотности учащихся.

Актуальность исследования определяется противоречиями между возросшими требованиями, предъявляемыми государством к формированию грамотной в плане орфографии личности, и недостаточной методической разработанностью данной проблемы в обучении младших школьников.

Перечисленные противоречия актуализируют проблему, состоящую в необходимости определения особенностей и содержания системы формирования орфографической грамотности учащихся начальных класса, что обусловило выбор темы исследования: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах».

Цель исследования: изучить словарно-орфографическую работу в начальных классах.

Объект исследования: обучение русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования: словарно-орфографическая работа в начальных классах.

Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование орфографической грамотности у младших школьников, может быть эффективным, если: выявлена сущность, компонентный состав формирования орфографической грамотности младшего школьника, на формирование которых ориентирован учебный процесс.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа по проблеме исследования проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по темам: Словарно-орфографическая работа в начальных классах, орфографическая грамотность.
  2. Разработать упражнения для формирования орфографической грамотности;
  3. Проанализировать статистические данные по диагностике ошибок учащихся;
  4. Разработать методические рекомендации для учителей по работе со словарем.

Методологическая основа исследования: системный подход (И.В. Блауберг , Ю.А. Конаржевский , С.А. Маврин , Э.Г. Юдин , В.А. Якунин  и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев , Л.C. Выготский , Н.Д. Левитов , А.Н. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн  и др.); компетентностный подход в образовании (И.А. Зимняя , А.В. Хуторский , Э.Ф. Зеер ).

Письменная речь  как средство общения и способ существования и воплощения мысли изучалась многими лингвистами (Я.К. Грот, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, А.Н. Гвоздев). Принципы орфографии изучал лингвист В.В. Лопатин.

Теоретическую основу составили исследования в области формирования орфографической грамотности. (Я.К. Грот, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, А.Н. Гвоздев, В.В. Лопатин).

Методы исследования в данной работе были использованы следующие:

- изучение и анализ литературных источников;

- анализ и обобщение передовой практики педагогической работы,

- наблюдение, беседа, тестирование,

- методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Структура курсовой работы: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1. Понятие об орфографии и её разделы

«Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами – указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой [12].

Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; 3) соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам; 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая написание и устанавливающая их единообразие.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются, пять разделов орфографии:

1) при обозначении звуков буквами в словах: правила правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

2) при выборе слитного или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

 3) при употреблении прописных и строчных букв в начале предложения и в именах собственных;

4) при переносе слов, их частей с одной строки на другую;

5) при аббревиатуре, то есть неграфическом сокращении слов [8].

Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций – с точки зрения фонологии, морфемики и прочее. Разные орфографические явления, типы орфограмм при этом подводятся под морфологический, фонетический, традиционный и иные принципы, что помогает в выборе методов и приёмов обучения не орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфограмм. Понимание природы орфографии, её свойств раскрывается через её принципы, то есть основные положения и теории.

Десятки лет ученые, учителя, методисты ищут ответ на этот вопрос: как повысить грамотность учеников? Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть” орфограммы. За долгие годы найдено множество важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников и приходят в школу [19].

Как   известно, орфографическая  грамотность  должна  закладываться  в  младших  классах. Однако  во  время  обучения  в  1-4  классах  у  большей  части  детей  она  не  формируется.  Лингвисты, психологи, методисты  подчеркивают  зависимость  результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от  того, насколько  развита  у  учащихся  способность,  обнаруживать  в словах  места,  которые  нужно  писать по  правилам. Значит  задача  учителя - формировать  орфографическую  зоркость  учащихся.

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит, умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением, залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка.

Орфографическая зоркость и определяется учеными как «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая какой из них в сильной позиции, а какой в слабой, и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании» (Т.П. Сальникова) [1].

Иначе говоря, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает, прежде всего, способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте).

Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Как же сделать процесс формирования  соответствующего умения управляемым и целенаправленным? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости?

Богоявленский Д.Н. считает, что для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

- на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений

- познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм

- систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения [7].

Знакомство с признаками «опасных при письме мест»

Как уже говорилось, подавляющее число орфограмм почти любого текста составляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частотными являются:

1)     безударные гласные в разных частях слова

2)  парные по глухости – звонкости согласные в определенных позициях

Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки, думается, понятно из названия орфограмм:

- для гласных – положение без ударения

- для согласных -  во-первых, парность по глухости – звонкости, а во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными,  кроме непарных звонких.

Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, а действия по их обнаружено – с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умение слышать звучащее слово.

- выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости – звонкости или непарный;

-  устанавливать последовательность звуков;

- ориентироваться в звуках- «соседях»;

-  проводить полный звуковой анализ.

От того, насколько первоклассники овладеют этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех (или неуспех) в становлении их орфографической зоркости.

Таким образом, с точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит. Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные.

42 источника

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское